Серьезные экономические и политические изменения, которые произошли в России в последние годы оказали влияние на все сферы жизни нашего общества, и в первую очередь на образование, которое призвано готовить квалифицированных специалистов готовых к работе в условиях высокой мобильности, инициативных, ответственных и обладающих многими общекультурными и профессиональными компетенциями.
Высокие требования, предъявляемые к выпускникам вузов определили необходимость кардинального пересмотра содержания, целей и функций профессионального образования. Это означает, что основная задача, которая должна быть решена системой высшего профессионального образования заключается в формировании качественно новой модели профессиональной подготовки инженерных кадров. Новой модели, которая позволит преодолеть существующий разрыв в структуре и качестве трудовых ресурсов требуемых конкретным предприятиям. Во многом эту задачу может решить реализация дуальной системы образования, особенно при подготовке инженерных кадров.
В настоящее время в мировой практике профессионального образования сложились три основные разновидности дуальной системы профессионального образования:
- Система ориентированная на рынок. Такая система практикуется в основном в США, Великобритании и Японии и представляет собой не регулируемое законодательно образование на рабочем месте.
- Система ориентированная на учебное заведение. Эта система практикуется в Италии и Франции. Образовательный процесс происходит полностью в учебном заведении без участия предприятия. Студенты обучаются профессии в государственных учебных заведениях. Сроки обучения варьируются от трех до пяти лет. Практическое обучение происходит также в учебном заведении.
- Третья система является комбинацией профессионального и теоретического образования. Эта система практикуется в Германии, Австрии и Швейцарии, причем Германская система дуального образования признана лучшей в мире. Основная идея – разделение обучения на практическую (производственную) часть, и теоретическую или профессионально-теоретическую часть.
Наиболее надежной и жизнеспособной для подготовки инженерных кадров нам видится третья дуальная система, т.к. именно она отвечает требованиям всех, заинтересованных в профессиональной подготовке специалистов сторон – государства, работодателей и студентов. Опыт Германии в развитии системы дуального образования может и должен быть использован и для совершенствования профессионального (ремесленного) образования России.
Такая форма организации образовательного процесса как образовательный кластер, открывает широкие возможности использования системы дуального профессионального образования, т.к. объединяет усилия образовательный учреждений и производственных предприятий для реализации основной двуединой задачи – формирования качественно новой модели профессиональной подготовки инженерных кадров и подготовки конкурентоспособного, компетентного специалиста.
Учебный процесс в Набережночелнинском филиале Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КНИТУ – КАИ) (участнике Машиностроительного образовательного кластера) организован с учетом положительного опыта дуальной системы образования, хотя не является прямой калькой Германской системы высшего профессионального образования.
Наиболее важным элементом дуальной системы нам видится баланс в соотношении теоретической и практической составляющей профессионального обучения. Условия машиностроительного образовательного кластера позволяют сбалансировать объем теоретической и практической подготовки студентов, преодолеть разрыв между теорией и практикой не выходя, при этом, за рамки государственных образовательных стандартов.
Дуальную составляющую образовательного процесса в НЧФ КНИТУ-КАИ можно разделить на четыре взаимосвязанных этапа.
На первом этапе у студентов формируется общее представление о профессиональной деятельности, происходит знакомство с предприятием-партнером по машиностроительному образовательному кластеру.
На втором этапе происходит самоопределение с профессиональной направленностью, студенты получают дополнительно рабочую профессию, принимают участие в производственном процессе на предприятии, учатся применять теоретические знания для решения технических задач.
На третьем этапе студенты, под руководством преподавателей, подключаются к проектной деятельности в качестве соисполнителей. На этом этапе активизируется познавательная деятельность и способность решать прикладные инженерные задачи.
На четвертом этапе студенты привлекаются в участию в реальных проектах предприятия – партнера. На этом этапе в полной мере раскрывается способность применять методы ТРИЗ для решения нестандартных профессиональных задач.
Акцент на практическую подготовку, увеличение ее объема, позволяет сделать образовательный процесс в полной мере практико-ориентированным, помогая студентам попробовать свои силы на рабочем месте в цеху и в лаборатории, в технологическом отделе и в конструкторском бюро, что в свою очередь дает студентам возможность пройти процесс социальной и профессиональной адаптации на предприятии быстро и безболезненно.
В таблице 1 представлены особенности организации подготовки инженерных кадров в Набережночелнинском филиале КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева в соответствии с концепцией дуального образования.
Таблица 1. Особенности организации подготовки инженерных кадров в НЧФ КНИТУ-КАИ
практико-ориентированное обучение | связь с работодателем
|
формирование личностных качеств | участие в НИОКР
|
акцент на практическую подготовку |
участие практиков в учебном процессе
|
развитие системного мышления |
участие в учебной проектной деятельности |
новые образовательные технологии
|
увеличение доли практики на предприятии
|
развитие способностей решения нестандартных инженерных задач |
привлечение к работе проектных групп на предприятии
|
увеличение доли самостоятельной работы
|
адаптация на предприятии
|
формирование умения работать в команде |
участие в выполнении НИОКР по заказам предприятий |
применение принципов CDIO
|
вовлечение студентов в производственный процесс во время практики |
формирование лидерских качеств
|
|
гарантированное трудоустройство |
Одним из преимуществ реализации дуальной системы профессионального образования является и то, что ко времени окончания вуза, выпускник уже имеет опыт работы по специальности. В условиях мирового экономического кризиса, такие преимущества, как опыт работы и гарантированное трудоустройство, становятся решающими уже при выборе абитуриентами вуза и направления в нем, для получения высшего профессионального образования. В то же время, гарантия трудоустройства становится для студентов выпускных курсов дополнительным мотивирующим фактором для качественной учебы, так как от качества профессиональной подготовки зависит и качество рабочего места будущего специалиста.
Реализация дуальной системы профессионального образования в рамках машиностроительного образовательного кластера значительно увеличивает качество практической подготовки и профессиональную мобильность и адаптивность молодых специалистов, решая тем самым актуальные задачи подготовки инженерных кадров.