Наша школа-интернат имеет статус санаторной, что предполагает тесную связь медицинских, педагогических и воспитательных аспектов. Наш контингент – это дети из социально неблагополучных семей или семей социального риска. Зачастую дети поступают в первый класс, не владея первичными навыками социального плана. Они не умеют пользоваться предметами гигиены (зубная щетка, паста¸ шампунь и т.д.), не владеют навыками самообслуживания, элементарными санитарно-гигиеническими понятиями. Дать им жизненно необходимые знания, соединив обучение и игру, наша первоочередная воспитательная цель.
Многолетняя работа с младшими школьниками в Семилукской санаторной школе-интернате позволила обобщить большой опыт в воспитательной сфере. Была разработана Программа курса санитарно-гигиенического просвещения младших школьников, позволяющая поэтапно выполнить задачи освоения необходимых знаний и навыков. Программа имеет сугубо практические цели и рассчитана на 4 года. В рамках курса мы проводим занятия в самых разнообразных формах: игры, экскурсии, театральные постановки, беседы медицинских работников.
Занятия в нашей «Школе доктора Пилюлькина» приносят ребенку безусловную пользу, формируют понятия о здоровом образе жизни, прививают стойкое отрицательное отношение к вредным привычкам. Занятия проводятся еженедельно в течение 30 минут в рамках реализации общешкольной программы «Солнечный город». Они проходят в игровой, увлекательной форме, план и сценарий согласуются со школьным педагогом-психологом, медицинскими работниками («Госпожа Вода и ее друзья – Мыло и Мочалка», инсценировка «Мойдодыра», игра «Карлики и великаны», «Зеленая аптека», «Советы Неболейки» и другие). Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям ребенка в сочетании с практическими заданиями (тренинги, оздоровительные упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения и др.)
В ходе работы делаем перерыв на «танцевальную» минутку, используя умеренно энергичную музыку. В конце как практических, так и теоретических занятий после словесной рефлексии и саморефлексии проводим короткие релаксационные упражнения. Учащиеся принимают расслабленную, удобную позу, под спокойную, релаксирующую музыку выполняют несложные дыхательные упражнения под руководством воспитателя.
Для того чтобы обеспечить комфортную, благоприятную обстановку, проводим занятия в игровой комнате, где много игрушек, мягкая мебель, уютная обстановка. Многие картины, поделки, игрушки сделаны руками самих детей на кружковых занятиях. Вся атмосфера способствует успешной работе нашей «Школы доктора Пилюлькина», занятия в которой дают детям важнейшие представления об анатомии, физиологии и гигиене человека, формируют здоровый двигательный режим, полноценную личность в целом.
Библиографический список
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием// АЛЬМАНАХ ИКП, 2001.- №4
- Буре Р.С. Воспитатель и дети.- М.: Просвещение, 2006.
- Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- Саратов: СГУ, 1999
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку. Книга для педагогов и родителей.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
- Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во МГУ, 1990
- Павлова Н.П. Организация и методика проведения занятий по социально-бытовой ориентировке //Дефектология. 1985. №4.