Последние десятилетия характеризуются печальной тенденцией ухудшения показателей здоровья школьников. Устав Всемирной организации здравоохранения дает следующее определение термина «здоровье»: «Здоровье – это состояние полного благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье – это общественно значимая для нашей страны проблема, в решение которой должны принимать участие политики, ученые, психологи, медики и педагоги.
Неоправданное реформаторство охватило многие стороны жизни нашего общества, нередко с негативными последствиями для медицины и образования. Нейтрализовать эти негативные влияния, восстановить и сохранить здоровье детей – задача педагогов всех типов школ. 15 лет работы воспитателем младшей группы в санаторной школе-интернате для детей, нуждающихся в длительном лечении, дали мне возможность накопить опыт общения с учащимися, имеющими серьезные отклонениям в здоровье. Контингент нашей школы – дети из семей социального риска, неполных, неблагополучных семей, с отягощенной наследственностью. При поступлении в школу многие из них не владеют элементарными навыками санитарии и гигиены. Решение вопросов формирования навыков здорового образа жизни, привитие первичных санитарно-гигиенических знаний и навыков, координация действий медицинских работников, воспитателей, органов детского самоуправления- основные задачи, на которые нацелена Программа курса санитарно-гигиенического просвещения для младших школьников в условиях школы-интерната. Программа рассчитана на 4 года, учитывает возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, согласуется с медицинскими рекомендациями, одобрена Воронежским ОИПКиПРО.
Работа воспитателей строится на принципах доступности, наглядности, личностной ориентированности, мотивированности. Еженедельные занятия проводятся в игровой, развлекательной форме: занятия в «Школе доктора Пилюлькина». Во время занятий мы используем как групповые, так и индивидуальные формы работы, яркие, красочные наглядные пособия, игрушки. Дети увлеченно разыгрывают сценки, преображаясь то в пациента, то в врача, рисуют, сочиняют стихи. Программа санитарно-гигиенического просвещения имеет теоретическую и практическую часть, обобщающие и повторительные занятия проводятся в форме веселых сценок, концертов для жителей «Солнечного города» – так называется общешкольная программа адаптации, развития и реабилитации обучающихся начальных классов школы-интерната.
Ценность санитарно-просветительского курса состоит в тесной связи сугубо практических знаний и формирования нравственных установок. Программа учитывает психофизиологические особенности младшего школьника и включает в себя знакомство с техникой безопасности, физкультминутки, подвижные игры.
Все это позволяет в полной мере сформировать у ребенка мотивацию гигиены поведения, психологически подготовить его к выполнению в дальнейшем функций здорового гражданина общества.
Библиографический список
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием// АЛЬМАНАХ ИКП, 2001.- №4
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка, М., 2000
- Буре Р.С. Воспитатель и дети.- М.: Просвещение, 2006.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. -СПб. Питер, 2007
- Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- Саратов: СГУ, 1999
- Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.