УДК 159.9.07

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачкова Валерия Алексеевна
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Аннотация
В последние годы остро встал вопрос о суициде среди ребят в возрасте от 14 до 17 лет. Целью настоящего исследования стало выявление психологических предпосылок суицидального риска школьников.

Ключевые слова: акцентуация, депрессия, психологические факторы суицидального поведения, самооценка, суицид, факторы суицидального риска


THE RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL PREDISPOSITION TO SUICIDAL BEHAVIOR OF STUDENTS

Skachkova Valeria Alekseevna
Plekhanov Russian University of Economics

Abstract
In recent years the problem of suicide was one of the most important. The aim of this research was to identify psychological prerequisites for suicide.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Скачкова В.А. Изучение психологической предрасположенности к суицидальному поведению учащихся старшего школьного возраста // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/12/4039 (дата обращения: 27.10.2023).

Введение.

Мы, поколение 21 века, живём в мире, где наряду с великими научными открытиями существует ряд немаловажных глобальных проблем.  Наиболее остро в последнее время встал вопрос жизни и смерти. Многие подростки считают, что нет лучшего способа для выхода из трудной ситуации, чем самоубийство. Вопрос суицида существовал во все времена. Стоит только вспомнить величайших поэтов, кто из-за своих душевных переживаний расставался с жизнью.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития  России подвели итог исследования смертности российских подростков от самоубийств. Сегодня на 100 тысяч молодых людей в возрасте 15–19 лет приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза. В течение последнего десятилетия частота суицидов среди молодых возросла почти в 3 раза. Сообщения об этих страшных поступках пугают своей частотой.  

Изучение факторов, приводящих школьников к  суицидам  и суицидальным попыткам,  очень актуально. Важно спрогнозировать и предотвратить надвигающуюся беду.  Факторов, приводящих к суицидам  много, но не все они расцениваются окружающими как опасные.  Среди таких «невидимых» факторов можно выделить  индивидуальные психологические особенности личности. Помочь школьникам в сложной ситуации могут психологи и педагоги. Но в образовательных учреждениях целенаправленного  изучения психологических предпосылок  суицидального поведения  подростков и юношества не проводится.

Целью настоящего  исследования стало выявление психологических  предпосылок суицидального риска школьников 14 – 18 лет.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

1)      изучение теоретических  аспектов  подросткового и юношеского суицида;

2)      исследование  психологических особенностей учащихся 8–11 классов, являющихся фактором суицидального поведения и выявление «группы риска»;

3)      анализ и систематизация полученных результатов;

Основная часть.

1. Особенности суицидального поведения школьников в подростковом и юношеском возрасте.

Суицидальное поведение подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Суицидальная активность резко возрастает с 14–15 лет и достигает своего максимума к 16–19 годам.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, является неадекватное отношение к смерти.    Для  подростков смерть становится более очевидным явлением, но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность.   Многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно–шантажирующим  поступком.

В подростковом и юношеском возрасте попытки самоубийства встречаются довольно часто, причем лишь немногое из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе – шантажа. А.Е. Личко отмечает, что лишь у 10% подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90% – это крик о помощи.  Б.Н.Алмазов, обследовав группу подростков 14–18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4% из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания.  А.Е. Личко, А.А. Александров, проведя обследование группы подростков в возрасте 14–18 лет, пришли к выводу, что у 49% суицидальные действия были совершены на фоне острой аффективной реакции.

Основными факторами суицидального риска школьников 14-18 лет можно назвать следующее:

Социально–демографические факторы:

  • пол (у юношей уровень суицидов выше в 2–3 раза, чем у девушек. В то же время уровень суицидальных попыток у девушек выше примерно в 3 раза);
  •  возраст  (подростки и молодые люди 14–24 лет);
  •  неблагополучные семьи (имеется в виду развод родителей, плохие отношения между родителями или родителей к детям, насилие в семье, смерть родителей и. т.д.);
  • школьные проблемы (неприятие подростка  сверстниками, учителями).

Медико–психологические факторы:

  • врожденное или приобретённое уродство;
  •  потеря физиологических функций;
  • ВИЧ–инфекция;
  •  аддиктивное поведение (употребление алкогольных и наркотических веществ и,  как следствие, снижение поведенческого контроля);
  • депрессия;
  • неадекватная самооценка;
  •  акцентуации характера:
  • нарушение мышления.

Биографические факторы:

  •  суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом;
  • суицидальное поведение родственников, близких людей, друзей, других значимых лиц (музыкальных, спортивных  кумиров и т.д.);
  • нетрадиционная сексуальная ориентация.

Также немаловажным  фактором, подталкивающим подростков к суицидальным попыткам, по–нашему мнению,  являются информационные источники (всевозможные Интернет–форумы, сайты, на которых подробно рассказывается о достоинствах и технологиях самоубийств, частое упоминание о детских суицидах в СМИ).

Очень важно знать эти факторы, так как они позволяют выявить группу людей с повышенным риском суицида.

Выделить подростков, находящихся на грани самоубийства можно систематически наблюдая за их поведением. Именно изменения в поведении позволяют своевременно предугадать надвигающуюся беду.

Обратить на себя внимание должны следующие признаки: необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, усиление жалоб на физическое недомогание, склонность к быстрой перемене настроения, жалобы на плохой сон или повышенная сонливость, ухудшение или улучшение аппетита, беспричинная нервозность, признаки постоянной усталости, уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека–одиночку, отказ от социальной активности, от совместных дел, излишний риск в поступках, нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы, поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни, необычные вспышки раздражительности, усиленное чувство тревоги, безнадежности, приобщение к алкоголю или наркотикам или их усиленное потребление, отсутствие планов на будущее, составление записки об уходе из жизни.

Также окружающих должны насторожить  следующие высказывания школьников:  «ненавижу жизнь», «всем будет лучше без меня», «мне нечего ждать от жизни», «они пожалеют о том, что они мне сделали», «не могу этого вынести»,  «я стал обузой для всех», «я покончу с собой», «никому я не нужен», «это выше моих сил».

Но, к сожалению, не всегда окружающие люди (родители, педагоги, одноклассники) сразу обращают на суицидальные поведенческие и вербальные  признаки внимание, списывая всё на сложности подросткового возраста.

2. психологические факторы суицидального поведения.

Среди важных  психологических  факторов, влияющих  на суицидальное поведение старших школьников можно выделить неадекватную самооценку, наличие депрессии и личностные акцентуации.

Самооценка – оценка собственной личности, её психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков.

Самооценка подростка напрямую связана с процессом социализации, адаптации и дезадаптации. В условиях, когда самооценка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда все время блокируются потребности в уважении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта.

Наиболее подвержены суицидальному риску школьники с заниженной или завышенной самооценкой.

Подростки с низкой самооценкой чрезмерно уязвимы. Стремясь быть незамеченными среди других, стесняясь своих мыслей, поступков такой ребёнок часто бывает одинок. Низкая самооценка заставляет подростков сильно страдать, им кажется, что все над ними смеются, что они все делают неправильно. В обществе они ведут себя очень скованно,   бояться сделать что–то не так, в результате замыкаются в себе, стараются не привлекать внимание, поэтому не участвуют в общественной школьной жизни. Люди с низкой самооценкой подвержены депрессивным состояниям, у них чаще наблюдается высокая тревожность.

Завышенная самооценка школьников  – это признак подсознательной неопределенности, неуверенности и внутренних переживаний, в которых ребенок не хочет признаваться даже самому себе. Результат такого душевного состояния – подавленность, плохое настроение, раздражительность, конфликтность. Завышенная самооценка и эгоцентризм  создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения.

Депрессия (лат. depressio  – подавление, угнетение) – психическое расстройство, основным признаком которого является подавленное, угнетённое, тоскливое настроение, сочетающееся с ухудшением способностей к творческой активной деятельности, нарушением моторных и вегетативных функций.

Многие психологи считают, что именно депрессия является самой главной причиной для суицида. Глубокое отчаяние, безнадежность существования, ощущение вины перед близкими  – все эти чувства являются неизменными спутниками депрессивного расстройства, и человек с таким состоянием психики часто воспринимает суицид как единственно возможный выход из сложившейся  жизненной ситуации.

При наличии суицидальных мыслей у человека, испытывающего депрессию,  возникает жгучее желание жестоко наказать себя, не обременять других заботой о себе, «не быть обузой для окружающих». Следует иметь в виду опасность импульсивных суицидальных попыток. Суицидальные действия возможны и при неглубоких депрессиях, особенно при отсутствии двигательной заторможенности, наличия чувства изменения восприятия окружающего мира и собственной личности.

Акцентуация – дисгармоничное развитие характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

Наиболее склонны к суицидальному поведению подростки демонстративного, возбудимого, циклотимического и тревожного типов акцентуаций характера.

Таблица 1. Характеристика типов акцентуации личности

Тип акцентуации

Суицидальные проявления

демонстративный тип

Подростки этого типа склонны к суицидальному шантажу.
Способы, как правило, избираются либо безопасные (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки), либо рассчитанные на то, что серьезная попытка будет предупреждена окружающими (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под транспорт на глазах у присутствующих).
Демонстративному суициду часто предшествует написание различных прощальных записок. Нередко причиной, толкнувшей  демонстративного  подростка к суицидальным действиям, называется неудачная любовь. Однако часто удается выяснить, что это лишь романтическая завеса или просто выдумка. Действительной причиной обычно служат уязвленное самолюбие, утрата ценного для данного подростка внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников. На демонстративное суицидальное поведение нередко толкает угроза наказания за совершенные проступки.

возбудимый тип

Суицидальные действия могут совершаться  в период  острых аффективных реакций. Несмотря на то, что агрессивные действия   чаще направлены на окружающих, при сильном аффекте возможны демонстративные аутоагрессивные действия. Потеря контроля может сделать такие действия опасными для жизни  подростка с возбудимым типом акцентуации.

циклотимический тип

У подростков этого типа возможность суицида зависит от  фазы: в гипертимной фазе риск отсутствует; в субдепрессивной фазе возможно совершение суицидальных попыток – в стрессовой ситуации, на высоте  аффекта, на фоне мыслей о собственной никчемности, ненужности, неполноценности. Подтолкнуть к суициду может цепь неудач, публично нанесенная обида, унижение.

тревожный тип

 Мысли о суициде могут повторяться  без осуществления каких–либо попыток; в критических ситуациях происходят инстинктные суицидные действия, лишенные всякой демонстративности.

Конечно, наличие у старших школьников неадекватной самооценки, акцентуаций и депрессии  само по себе не является обязательным условием суицидального поведения, но при наличии личностно-травмирующей ситуации значительно повышают  риск суицида.

3. Практическая часть.

В практической части работы было проведено диагностическое исследование   психологических суицидальных предпосылок, а именно уровня депрессии, самооценки и типа акцентуации характера учащихся  8–11 классов.

Всего в исследовании приняло участие 108 человек. Из них:

  • 44 учащихся 10 и 11 классов;
  • 20 учеников  9 класса;
  • 44 ученика  8 классов.

Диагностический инструментарий:

  •       методика выявления уровня самооценки (Е.В. Сидоренко);
  •       методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова;
  •       методика   изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация Х. Смишека);
  •       опросник суицидального риска (ОСР) (модификация Т.Н. Разуваевой).

Диагностическое обследование учащихся проводилось по классам в 2 этапа. На первом этапе проходило изучение уровня самооценки, депрессии и акцентуаций характера с целью определения «группы риска».

Изучение уровня самооценки учащихся  показало следующие результаты: у 42% респондентов (45 человек) уровень самооценки в норме,  22% (24 человека) показали  результаты выше среднего уровня, 7% (8 человек) имеют самооценку ниже среднего уровня, 20% (22 человека) имеют завышенную самооценку. Особенно высок данный показатель  у учащихся 11 класса. У 9% (9 человек) присутствует заниженный уровень самооценки. Наивысший показатель у учащихся 8 классов. Двое учеников 11 класса, имея завышенный уровень, считают, что с более низкой самооценкой им  было бы комфортнее. Десять школьников, имея заниженную и ниже среднего уровни самооценки, наоборот считают, что с более позитивным отношением к себе они чувствовали бы себя уверенней и спокойней. И в том, и в другом случае можно считать, что у данной категории исследуемых неадекватная самооценка.

При изучении уровня депрессии школьников выявлены следующие количественные показатели: у 11 %  (12 человек) депрессия отсутствует, у 43% (46 человек)  она минимальна, 26%  (28 человек) испытывают лёгкую депрессию, у 12% (13 человек) выявлено умеренное депрессивное состояние и 8% (9 человек) показали выраженную депрессию. Уровня глубокоё депрессии обнаружено не было.

Исследуя   типы акцентуаций,  получены следующие результаты: у 12 человек (11%)  выявлены высокие показатели демонстративного типа акцентуации,  у 5 человек (5%) присутствует возбудимый тип,  2 человека (2%) проявили ярко выраженные черты тревожного типа. Наибольшее количество респондентов – 18 человек (17%) показали циклотимический тип акцентуации.

По  результатам 3-х методик, мы выявили «группу риска» учащихся в количестве 23 человек, которые, имеют большие предпосылки к суицидальному поведению. Основанием для определения учащихся к «группе риска» стало наличие  трёх критических показателей: заниженной или завышенной самооценки, умеренного или выраженного уровня депрессии, циклотимического, демонстративного, возбудимого и тревожного типа акцентуаций личности.

Таблица 2. «Группа риска» учащихся.

Код учащегося

Факторы риска

Уровень самооценки

Уровень депрессии

Тип акцентуации

№11_6 Заниженный (с тенденцией к повышению) Выраженный Циклотимический
№11_8 Завышенный  (с тенденцией к понижению) Умеренный Циклотимический
№11_13 Завышенный Выраженный Демонстративный
№11_18 Завышенный  (с тенденцией к понижению) Выраженный Возбудимый
№10_10 Заниженный (с тенденцией к повышению) Выраженный Циклотимический
№10_4 Выше среднего Умеренный Циклотимический
№10_18 Заниженный (с тенденцией к повышению) Умеренный Демонстративный,

циклотимический

№10_21 Заниженный (с тенденцией к повышению) Выраженный Демонстративный,

циклотимический

№9_9 Ниже среднего

 

Умеренный Тревожный, циклотимический
№9_10 Ниже среднего Умеренный  Циклотимический
№9_15  Завышенный Выраженный Демонстративный
№9_20  Завышенный Умеренный  Циклотимический
№8-1_1 Заниженный (с тенденцией к повышению) Выраженный  Циклотимический
№8-1_4 Заниженный (с тенденцией к повышению) Выраженный Возбудимый
№8-1_9 Ниже среднего  (с тенденцией к повышению) Умеренный  Циклотимический
№8-1_10 Ниже среднего  (с тенденцией к повышению) Лёгкий  Циклотимический

 

№8-1_12 Заниженный (с тенденцией к повышению) Умеренный  Циклотимический
№8-1_15 Завышенный  (с тенденцией к повышению) Умеренный Демонстративный, возбудимый, циклотимический
№8-1_24 Заниженный (с тенденцией к повышению) Умеренный Тревожный, циклотимический
№8-1_26 Завышенный  (с тенденцией к повышению) Умеренный Возбудимый
№8-2_1 Выше среднего Выраженный Циклотимический
№8-2_4 Ниже среднего Умеренный Возбудимый, циклотимический
№8-2_10  Завышенный

 

Умеренный Демонстративный, циклотимический

На втором этапе практической части для выявления суицидального риска и уровня сформированности суицидальных намерений обозначенной группы учащихся была использована.

Также данный опросник был предложен группе учащихся 8–11 классов (контрольной группе), не показавших  критических показателей диагностики первого этапа.

Рисунок 1. Результаты исследования методом «Опросник суицидального риска» в модификации Т.Н. Разуваевой

Полученные результаты показали, что из 23 учащихся, определённых  в «группу риска», 21 человек (91%) показали наличие  факторов суицидального риска.  В контрольной группе  таких учащихся оказалось всего 24%.

У подростков «группы риска» выше показатели по всем субшкалам диагностики по сравнению с контрольной группой.

35% показали наличие демонстративности, желания привлечь внимание окружающих к своим переживаниям. Высокие данные по этой шкале показали учащиеся с демонстративным типом акцентуации.

48% подростков «группы риска» показали наличие аффективности поведения, готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию.  В основном данную группу составили школьники с циклотимической и возбудимой акцентуацией.

22% воспринимают себя с позиции уникальности. Ярко выражена эта шкала у учащихся с завышенной самооценкой.

35% учеников, большую часть которых составили ребята с заниженной самооценкой, показали высокие показатели по шкале несостоятельности.

30% респондентов обозначенной группы выявили социальный пессимизм.

9% учащихся показали высокие результаты в шкалах «Слом культурных барьеров» и «Временная перспектива», т.о. оправдывая суицидальное поведение и обнаруживая невозможность конструктивного планирования будущего.

26% школьников «группы риска» показали инфантильный максимализм ценностных установок и фиксацию на неудачах.

Всего 17%   учащихся категории «группы риска» показали наличие антисуицидальных факторов,  которые могут стать препятствием к совершению суицидальных попыток. В контрольной группе данные антисуицидальной шкалы 52%.

Заключение.

Подростковый и юношеский возраст – сложный и неоднозначный период в жизни школьников. За возрастными, как думают многие окружающие, проблемами скрываются глубокие переживания, внутриличностные конфликты, эмоциональные трудности. И справиться в одиночку с этими проблемами детям бывает очень сложно. Именно в этот момент рядом должен оказаться человек, который обратит внимание на необычные проявления в поведении подростка, протянет  руку помощи, не даст ему замкнуться в себе.

Данное исследование было направлено на выявление группы учащихся 14–18 лет, имеющие психологические предпосылки  суицидального поведения.

Выдвинутая гипотеза о том, что психологические особенности в виде неадекватной самооценки, акцентуации характера и депрессивного состояния могут стать причиной суицидального поведения учащихся, подтвердилась. Именно обозначенная в исследовании «группа риска»  выявила  высокие показатели предрасположенности к суицидальным проявлениям и данным школьникам необходима психологическая поддержка.


Библиографический список
  1. Адилия Зарипова  «Смерть как образ жизни» // Российская газета № 5646 от 1 декабря2011 г.
  2. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М., 2003.
  3. Клиническая психиатрия / Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л. и др.; Под ред. проф. Н. Е. Бачерикова.  – Киев: Здоровья, 1989.
  4. Ковалёв В.В., Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. – М.: Смысл, 1980.
  5. Корчагина Ю.В.  «Подросток с трудным характером: диагностика и коррекция»/ Информационный портал Департамента образования Москвы/URL:  http://www.mosedu.ru/health/virt_lectoriy/pedagogi/lektsii/.
  6. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Эксмо, 1994.
  7. Методики  по исследованию типов акцентуаций. – Санкт-Петербург: ГП «ИМАТОН», 1993.
  8. Михайлина  М.Ю. Психологическая помощь подросткам в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги: / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Психологический словарь/ Под общей научн. ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.
  10. Психологическое сопровождение подростков/ Е.В. Федосенко – Санкт-Петербург: «Речь», 2008.
  11. Психологический сайт/URL:http://психология14.рф/psihologicheskie-metodiki/oprosnik-suicidalnogo-riska/ .
  12. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты . – Самара: «Бахрах», 1998.
  13. Реан А.А., Лукин С.Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций. – Санкт-Петербург: ГП «ИМАТОН», 1993.

 

 

 



Все статьи автора «Skachkova Valeria»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: