Психологическое сопровождение образовательного процесса – основная задача, стоящая перед педагогом-психологом вне зависимости от специфики учреждения, в котором он работает [1 - 4]. Известно, что основными участниками образовательного процесса являются дети, их родители и педагоги. В ряде случаев может показаться, что педагоги не нуждаются в психологической поддержке. Они имеют большой практический опыт общения с детьми в различных ситуациях, часто показывают достаточно высокий уровень психолого-педагогической грамотности и стрессоустойчивости. Однако, это не исключает возникновения трудностей, решение которых может потребовать психологической помощи. Ориентированность педагогов на реализацию учебного плана и дефицит времени нередко создают ситуации, когда становится затруднительным уделять большое количество времени одному ребенку, который отличается от других детей группы или класса. Часто именно дети с нарушениями аутистического спектра являются той особой категорией воспитанников и обучающихся, требующей индивидуального подхода [5, 6]. Как правило, педагоги коррекционных и общеобразовательных учреждений, столкнувшиеся с подобной ситуацией, осознают особые потребности аутичных детей и ориентированы на их успешную социальную адаптацию. Роль психолога заключается в посредничестве в процессе построения и укрепления эффективных взаимоотношений в паре «ребенок – педагог». Важная роль при этом уделяется актуализации внутренних ресурсов педагога по принятию «необычного» ребенка.
Исходя из актуальности данной темы, для педагогов нами был разработан цикл занятий по проблеме: «Психологические особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности коммуникации». В ходе курса рассматриваются общие закономерности процесса коммуникации, а также специфика установления и поддержания общения с детьми, страдающими нарушениями аутистического спектра. Программа включает в себя как теоретический, так и практический блок, на котором участники в форме тренинга имеют возможность отработать полученные навыки.
Цель занятий: развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации.
Задачи:
- Развитие умения устанавливать и поддерживать общение;
- Развитие различных способов передачи коммуникации (визуальный, аудиальный, кинестетический);
- Развитие эмпатии;
- Развитие толерантности.
Каждое занятие состоит из следующих блоков:
- Организационный момент (ритуалы, приветствия, разминочные упражнения)
- Основная часть
- Подведение итогов (эмоциональное отреагирование, осмысление)
- Ритуал прощания
Ниже приводится фрагмент первого практического занятия цикла.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Давайте с вами познакомимся.
Упражнение «Снежный ком»
Прежде чем я расскажу вам чем мы будем сегодня заниматься, попрошу внимание на экран.
Идет фрагмент мультфильма «Тигренок в чайнике» (с начала и до того, момента, когда тигренок отказывается выходить из чайника).
Ведущий: Появились ли у вас ассоциации с ситуацией, показанной в мультфильме? Кто-нибудь сталкивался с подобными ситуациями на работе или дома?
Действительно, каждый из нас имел дело с детьми, с которыми трудно было наладить общение. Давайте вспомним замкнутых, неразговорчивых, либо застенчивых детей.
На этом занятии мы поработаем над тем, как научиться понимать и принимать таких детей, говоря психологическим языком, как наладить с ними эффективную коммуникацию.
Ведущий: Бывали ли у вас на работе ситуации, когда надо было что-то делать (проводить урок, родительское собрание), но Вам по каким-то причинам не хотелось этого делать? (Вы устали или было много других дел). Если да, то по каким проявлениям другие люди могли понять Ваши истинные намерения?
Участники приводят личные примеры.
Ведущий: И, правда, если нет соответствия между нашими словами, мимикой, жестами и эмоциями, то мы сами себе не верим. А значит и другие люди не доверяют нам. В особенности дети, которые гораздо более тонко чувствуют, чем взрослые, и «отзеркаливают» те эмоции, которые видят.
Давайте выполним следующее задание, которое так и называется – «Зеркало».
Участники делятся на пары. В паре один участник – человек, который двигается в такт музыки, а другой – зеркало, которое «повторяет» эти движения. Участники двигаются 15-20 секунд под энергичную музыку, а затем меняются ролями.
Ведущий: Какие ощущения были у вас во время выполнения этого задания?
В чем была сложность?
А что помогало справиться с заданием?
Обмен мнениями между участниками.
Ведущий: А теперь давайте погрузимся еще глубже в процесс общения. Встанем друг за другом в шеренгу лицом в одну сторону. Человеку, замыкающему нашу цепочку, я покажу карточку с изображением какого-либо предмета. Ему необходимо будет нарисовать увиденное на спине впереди стоящего человека. Таким образом, изображение будет передаваться от участника к участнику пока не дойдет в начало шеренги. В процессе выполнения упражнение нельзя пользоваться словами. Итак, приступаем!
Участники выполняют задание.
Ведущий: Какие ощущения были во время этого задания? Что мешало и помогало понимать друг друга?
Обмен мнениями между участниками.
Да, вы правы, желание понять другого, внимание, чуткость – своеобразные «мостики», которые объединяют нас, формируют взаимное доверие. Когда же возникает доверие между людьми?
Давайте вернемся к мультфильму.
Участники досматривают мультфильм до конца.
Ведущий: Давайте подумаем, как удалось девочке выманить этого упрямого тигренка из чайника?
Групповая дискуссия.
Подведение итогов занятия.
Библиографический список
- Семаго Н.Я. Принципы построения системной коррекционной работы психолога с детьми с отклоняющимся развитием// «Из опыта социально-психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи». М., 2003, С. 85-89.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003. 208 с.
- Ткачева В.В.. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. М., 2007. 144 с.
- Левченко И.Ю. Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. М., 2008. 239 с.
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002. 345 с.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи М.,1997, 143 с.