УДК 37.04

ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Зимулина Галина Дмитриевна
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

Аннотация
В данной стать говориться, что главной целью современного образования является формирование коммуникативной компетентности обучающихся. Это достижимо, если диалоговые технологии будут использоваться в современном информационном обществе. В ходе диалога у обучающихся развивается способность мыслить самостоятельно, повышается интерес к предмету и стремление к самообразованию, а это в свою очередь в настоящее время является чрезмерно востребованным и актуальным для личностно-ориентированного образования.

Ключевые слова: диалоговые технологии, коммуникативная компетентность, критичность мышления, саморазвитие, сотрудничество


INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A WAY OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS

Zimulina Galina Dmitrievna
Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

Abstract
This article deals with the problem that the main goal of modern education is forming communicative competence of students. It will be reached if interactive technologies are introduced in modern information society. During the dialogue students develop their skill to think in independent way, the interest to the subject and their inspiration to the self-educational process grow and these things in our days are too claiming and actual for personal-oriented education.

Keywords: communicative competence, cooperation, interactive technologies, minds criticality, self-developmment


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Зимулина Г.Д. Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/12/4075 (дата обращения: 27.10.2023).

Современное поколение студентов живет в постоянно изменяющемся обществе, в котором в силу социально-экономических преобразований повысился уровень требований к будущим специалистам с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности. Основная ответственность в подготовке такой личности возлагается на систему высшего профессионального образования, поэтому современным вузам необходимо обеспечивать условия для более эффективной реализации студентами заложенных в них личностных потенциалов, развитию качеств, значимых для дальнейшей профессиональной деятельности, становлению ценностных ориентаций, расширению путей самопознания, самопринятия, саморазвития и самоактуализации личности [1].

Для обеспечения таких условий необходимо использовать информационные технологии и внедрять их во все сферы жизнедеятельности человека. К сожалению, в современном информационном обществе это приводит к уменьшению общения обучающихся друг с другом. В связи с этим, основной целью современного образования является развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Наиболее благоприятно это происходит в психологически комфортной атмосфере, в основе которой лежит коллективное сотрудничество. При формировании коммуникативной компетентности целесообразно использовать диалоговую технологию. В ходе диалога у обучающихся, в первую очередь, развивается речь, происходит стимулирование познавательного интереса, развивается самоконтроль и рефлексивность, повышается уровень их самостоятельности и критичности мышления.

Таким образом, важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе организуются разнохарактерная и разноуровневая деятельность обучающихся, групповое создание проектов по решению комплексных проблем, активного общение. Это способствует саморазвитию и самореализации обучающихся. Так же совместное решение проблемных заданий повышает интерес к предмету, способствует более глубокому осмыслению изучаемого материала, помогает отличить знание от незнания, и именно в этом состоит преимущество использования диалоговой технологии в сравнении с традиционным уроком.

Одними из первых, кто проявил интерес к проблеме использования диалоговых технологий в образовательном процессе, были такие философы и педагоги, как Г.М. Бирюкова, М.С.Каган, С.В.Нилова, В.А.Петрова, А.В.Мурга, И.Г.Песталоцци Ж.-Ж.Руссо, В.А.Дистервег, К.Д.Ушинский. Они рассматривали не только идею диалога в целом, но и учения о культуре диалога, аспект диалога как форму сотрудничества учителя и учеников.

Что же входит в систему диалоговых технологий? Это не только семинары-дискуссии, учебные дискуссии, но и всевозможные эвристические беседы,  проблемно-поисковые технологии и анализ конкретных ситуаций [2].

Исходя из этого, диалоговые технологии могут выполнять такие функции как познавательную, ценностную, коммуникативную и развивающую. А взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение и взаимодополнение становятся приоритетными тенденциями при проведении занятия.

Я считаю, что преподаватель должен планировать занятие таким образом, чтобы оно превращалось в пространство плодотворного сотрудничества, в котором каждый вносит свой вклад в решение проблемы, происходит обмен знаниями, а это в свою очередь сделает процесс обучения продуктивным. Следовательно, не менее  важным моментом является взаимодействие преподавателя и обучающихся, а так же позиция самого преподавателя по отношению к каждому из них. Способность с пониманием и уважением относится к вариативным точкам зрения по данному вопросу и в итоге коллективно находить пути  решения проблемы, принимая во внимание  доказательства и аргументацию каждого обучающегося, предоставление возможности для свободного обмена, мнениями, идеями, взглядами – это сущность успеха диалоговой технологии.

На занятии нужно давать обучающимся возможность продемонстрировать свою точку зрения, будь то изучение романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на литературе или способы задания вектора в физике.

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно выделить преимущества диалоговой технологии в сравнении с традиционным уроком. Диалоговая форма обучения способствует глубокому и осознанному пониманию обучающимися предметного содержания, умению отделять знание от незнания, повышает интерес к предмету, основанный на коллективном творчестве в психологически комфортной обстановке. В результате чего создаются необходимые условия для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции.


Библиографический список
  1. Забелина А.В. Проблема самоактуализации личности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им.Л.Н.Толстого. – 2013. – № 7. с.-26-32. URL: http://elibrary.ru/download/52265450.pdf (Дата обращения: 01.12.2014).
  2. Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2009. – 148 с.


Все статьи автора «Зимулина Галина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: