Формирование готовности студентов к профилактике влияния вредных и опасных факторов жизнедеятельности, к осуществлению здорового образа жизни происходит при усвоении культуры здоровья. Проблема формирования здорового образа жизни детей и молодежи, в том числе взглядов и убеждений, влияющих на здоровье человека, активно исследуется в педагогике и психологии [1, 2, 3, 4]. В ранее опубликованных статьях по проблеме воспитания культуры здоровья студентов нами раскрыты некоторые аспекты влияния физической культуры на отношение студентов к курению и их готовность к здоровому образу жизни [5, 6]. В настоящее время к наименее изученным в педагогической науке относится проблема факторов, оказывающих влияние на подготовку молодежи к здоровому образу жизни (ЗОЖ). В частности, в опубликованных статьях о влиянии физической культуры на готовность студентов к ЗОЖ [5, 6] не использованы полученные нами ранее эмпирические данные о влиянии на отношение студентов к курению их посещаемости занятий, оценки студентами практической и познавательной значимости занятий по физической культуре, оценки периодичности (как часто) и практической пользы бесед на занятиях по физкультуре. Эти эмпирические данные впервые представлены и проанализированы нами в настоящей публикации, в которой на основе анализа результатов анкетирования студентов изложены основные выводы о влиянии занятий физической культурой на подготовку студентов к здоровому образу жизни.
При анкетировании в декабре2005 г. выявлялись мнения 899 студентов (488 девушек и 411 юношей) 1-3 курсов экономического и юридического факультетов ААЭП. При опросе была использована анкета, включавшая 32 вопроса закрытого типа. В первой части анкеты, состоящей из 20 вопросов, предлагалось выбрать один вариант ответа из трех («Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить»), предложенных по поводу утверждений анкеты. Во второй части анкеты, состоящей из 12 вопросов, предлагалось выбрать вариант ответа из 6, предложенных по поводу утверждений анкеты. В использованную анкету входили утверждения, направленные на выяснение отношения студентов к некоторым аспектам обеспечения безопасности (1-20 вопросы), отдельных характеристик занятий студентов физической культурой (21-32 вопросы). Ответы по поводу утверждения 12 дали возможность выяснить отношение студентов к курению. В изложенных далее фактических данных приводятся как дословные, так и сокращенные варианты утверждений и вопросов анкеты. В связи с этим приведем полные формулировки утверждений, вопросов анкеты, вариантов ответов на вопросы (в списках ниже упущен вариант ответа «Затрудняюсь ответить»), на основе которых подготовлена настоящая статья.
12. В жизни следует избегать курения.
1. Да.
2. Нет.
22. Как часто Вы посещаете занятия по физической культуре (спортивную секцию)?
1. Посещаю все занятия.
2. Посещаю более половины занятий.
3. Посещаю половину занятий.
4. Посещаю меньшую часть занятий.
5. Не посещаю занятий.
23. Как вы оцениваете практическую пользу от занятий физкультурой в ААЭП (если занимаетесь в спортивной секции, оцените эти занятия)?
1. Все занятия полезны.
2. Более половины занятий полезны.
3. Половина занятий полезны.
4. Некоторые занятий полезны.
5. Все занятия бесполезны.
24. Насколько интересно Вам на занятиях по физкультуре в ААЭП (если занимаетесь в спортивной секции, оцените эти занятия)?
1. Все занятия интересны.
2. Более половины занятий интересны.
3. Половина занятий интересны.
4. Некоторые занятий интересны.
5. Все занятия неинтересны.
25. Как вы оцениваете выполнение физических упражнений на занятиях по физкультуре в ААЭП (если занимаетесь в спортивной секции, оцените эти занятия)?
1. Все упражнения полезны.
2. Более половины упражнений полезны.
3. Половина упражнений полезны.
4. Некоторые упражнения полезны.
5. Все упражнения бесполезны.
26. Как часто преподаватели беседуют со студентами на занятиях по физкультуре в ААЭП (если занимаетесь в спортивной секции, оцените эти занятия)?
1. На всех занятиях.
2. На большинстве занятий.
3. На половине занятий.
4. На некоторых занятиях.
5. На занятиях беседы не проводятся.
27. Как вы оцениваете информацию и беседы преподавателя на занятиях по физкультуре в ААЭП (если занимаетесь в спортивной секции, оцените беседы на этих занятиях)?
1. Все беседы полезны.
2. Более половины беседы полезны.
3. Половина бесед полезна.
4. Некоторые беседы полезны.
5. Все беседы бесполезны.
Анкетирование показало, что большинство студентов выбрали вариант ответа, свидетельствующий об их отрицательном отношении к курению: курение отвергли 90 % студентов 1, 2 курсов и 92 % студентов 3 курса. Для выявления признаков взаимосвязи между занятиями физической культурой и отношением студентов к курению результаты анкетирования были подвергнуты специальной математической обработке, в результате которой были получены данные в виде таблиц. Эти статистические данные о соотношении ответов по поводу занятий физической культурой и зафиксированного при заполнении анкеты отношения студентов к курению представлены далее в таблицах 1-6. В этих таблицах результаты математической обработки результатов анкетирования сгруппированы следующим образом. В правых вертикальных столбцах (2-7) содержатся данные о том, как студенты, согласные с включенными в верхние части столбцов положениями, относятся к другому утверждению, которое содержится левом столбце (столбец 1) горизонтальных строк таблицы (левые столбцы таблиц включают данные об отношении студентов к курению).
Прежде всего выясним, имеются ли признаки взаимосвязи посещаемости студентами занятий по физкультуре и их отношения к курению. Данные о соотношении ответов студентов по поводу утверждений 22, 12 представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Соотношение ответов студентов на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 22
1 | Затрудняюсь ответить | Не посещаю занятий | Посещаю меньшую часть занятий | Посещаю половину занятий | Посещаю более половины занятий | Посещаю все занятия | |
2 | В жизни следует избегать курения. | 1 | 63 | 82 | 44 | 260 | 368 |
3 | Нет | 0 | 4 | 10 | 7 | 25 | 23 |
4 | Затрудняюсь ответить | 0 | 1 | 3 | 1 | 5 | 4 |
5 | ИТОГО: | 1 | 68 | 95 | 52 | 290 | 395 |
6 | Затрудняюсь ответить | Не посещаю занятий | Посещаю меньшую часть занятий | Посещаю половину занятий | Посещаю более половины занятий | Посещаю все занятия | |
7 | В жизни следует избегать курения. | 100% | 93% | 86% | 85% | 90% | 93% |
8 | Нет | 0% | 6% | 11% | 13% | 9% | 6% |
9 | Затрудняюсь ответить | 0% | 1% | 3% | 2% | 2% | 1% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Из таблицы 1 следует, что среди посещающих все занятия отрицательной оценки курения придерживаются 93 % студентов, среди не посещающих занятия по физической культуре придерживаются такой позиции 93 %. Таким образом, нет признаков взаимосвязи занятий физической культурой и отношения студентов к курению.
Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи оценки практической значимости занятий (уровня реализации стимулирующей и развивающей функций занятий физической культурой) и отношения студентов к курению. Данные о соотношении ответов студентов по поводу утверждений 12, 23 представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Соотношение ответов студентов на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 23
1 | Затрудняюсь ответить | Все занятия бесполезны | Некоторые занятий полезны | Половина занятий полезны | Более половины занятий полезны | Все занятия полезны | |
2 | В жизни следует избегать курения. | 2 | 22 | 68 | 64 | 152 | 509 |
3 | Нет | 0 | 2 | 10 | 13 | 17 | 27 |
4 | Затрудняюсь ответить | 0 | 0 | 3 | 1 | 4 | 6 |
5 | ИТОГО: | 2 | 24 | 81 | 78 | 173 | 542 |
6 | Затрудняюсь ответить | Все занятия бесполезны | Некоторые занятий полезны | Половина занятий полезны | Более половины занятий полезны | Все занятия полезны | |
7 | В жизни следует избегать курения. | 100% | 92% | 84% | 82% | 88% | 94% |
8 | Нет | 0% | 8% | 12% | 17% | 10% | 5% |
9 | Затрудняюсь ответить | 0% | 0% | 4% | 1% | 2% | 1% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Из таблицы 2 следует, что среди признающих полезными все занятия отрицательной оценки курения придерживаются 94 % студентов, среди признающих бесполезными все занятия по физической культуре придерживаются такой позиции 92 %. Таким образом, нет признаков взаимосвязи занятий физической культурой и отношения студентов к курению.
Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи оценки интереса к занятиям (уровня реализации стимулирующей функции занятий физической культурой) и отношения студентов к курению. Данные о соотношении ответов студентов по поводу утверждений 12, 24 представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Соотношение ответов студентов на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 24
1 | Затрудняюсь ответить | Все занятия неинтересны | Некоторые занятия интересны | Половина занятий интересна | Более половины занятий интересны | Все занятия интересны. | |
2 | В жизни следует избегать курения. | 4 | 31 | 120 | 108 | 243 | 312 |
3 | Нет | 0 | 4 | 17 | 14 | 16 | 18 |
4 | Затрудняюсь ответить | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 5 |
5 | ИТОГО: | 4 | 35 | 140 | 125 | 262 | 335 |
6 | Затрудняюсь ответить | Все занятия неинтересны | Некоторые занятия интересны | Половина занятий интересна | Более половины занятий интересны | Все занятия интересны. | |
7 | В жизни следует избегать курения. | 100% | 89% | 86% | 86% | 93% | 93% |
8 | Нет | 0% | 11% | 12% | 11% | 6% | 5% |
9 | Затрудняюсь ответить | 0% | 0% | 2% | 2% | 1% | 1% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Из таблицы 3 следует, что среди признающих интересными все занятия отрицательной оценки курения придерживаются 93 % студентов, среди признающих неинтересными все занятия по физической культуре придерживаются такой позиции 89 % (разница составила 4 %). Для проверки достоверности различий воспользуемся данными в столбцах 3, 7 (в 2, 3 строках абсолютные цифры отрицательных и положительных ответов: 31, 4 и 312, 18 соответственно) с применением критерия Фишера. Выясняем, что φ*эмп = 1.209, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлено признаков взаимосвязи занятий физической культурой и отношения студентов к курению.
Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи оценки практической значимости упражнений (уровня реализации стимулирующей и развивающей функций занятий физической культурой) и отношения студентов к курению. Данные о соотношении ответов студентов по поводу утверждений 12, 25 представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Соотношение ответов студентов на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 25
1 | Затрудняюсь ответить | Все упражнения бесполезны | Некоторые упражнения полезны. | Половина упражнений полезна | Более половины упражнений полезны | Все упражнения полезны | |
2 | В жизни следует избегать курения. | 3 | 16 | 71 | 98 | 163 | 466 |
3 | Нет | 0 | 4 | 7 | 19 | 12 | 27 |
4 | Затрудняюсь ответить | 0 | 0 | 1 | 3 | 2 | 8 |
5 | ИТОГО: | 3 | 20 | 79 | 120 | 177 | 501 |
6 | Затрудняюсь ответить | Все упражнения бесполезны | Некоторые упражнения полезны. | Половина упражнений полезна | Более половины упражнений полезны | Все упражнения полезны | |
7 | В жизни следует избегать курения. | 100% | 80% | 90% | 82% | 92% | 93% |
8 | Нет | 0% | 20% | 9% | 16% | 7% | 5% |
9 | Затрудняюсь ответить | 0% | 0% | 1% | 3% | 1% | 2% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Из таблицы 4 следует, что процентная доля студентов, придерживающихся конструктивной позиции к курению (отвергают курение), несколько отличается в группах, выбравших различные варианты ответов о том, как часто упражнения полезны на занятиях по физкультуре (от 93 % до 80 %). Для проверки достоверности различий воспользуемся данными в столбцах 3, 7 (в 2, 3 строках абсолютные цифры отрицательных и положительных ответов: 16, 4 и 466, 27 соответственно) с применением критерия Фишера. Выясняем, что φ*эмп = 1.99, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлено признаков взаимосвязи занятий физической культурой и готовностью студентов к ЗОЖ.
Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи оценки студентами частоты проведения бесед (состава используемых методов обучения на занятиях по физической культуре) и отношения студентов к курению. Данные о соотношении ответов студентов по поводу утверждений 12, 26 представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Соотношение ответов студентов на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 26
1 | Затрудняюсь ответить | На занятиях беседы не проводятся | Преподаватели беседуют на некоторых занятиях | Преподаватели беседуют на половине занятий | Преподаватели беседуют на большинстве занятий. | Преподаватели беседуют на всех занятиях | |
2 | В жизни следует избегать курения. | 5 | 32 | 133 | 79 | 287 | 282 |
3 | Нет | 0 | 6 | 12 | 11 | 25 | 15 |
4 | Затрудняюсь ответить | 0 | 1 | 2 | 1 | 5 | 5 |
5 | ИТОГО: | 5 | 39 | 147 | 91 | 317 | 302 |
6 | Затрудняюсь ответить | На занятиях беседы не проводятся | Преподаватели беседуют на некоторых занятиях | Преподаватели беседуют на половине занятий | Преподаватели беседуют на большинстве занятий. | Преподаватели беседуют на всех занятиях | |
7 | В жизни следует избегать курения. | 100% | 82% | 90% | 87% | 91% | 93% |
8 | Нет | 0% | 15% | 8% | 12% | 8% | 5% |
9 | Затрудняюсь ответить | 0% | 3% | 1% | 1% | 2% | 2% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Из таблицы 5 следует, что процентная доля студентов, придерживающихся конструктивной позиции к курению (отвергают курение), несколько отличается в группах, выбравших различные варианты ответов о том, как часто преподаватели беседуют на занятиях по физкультуре (от 93 % до 82 %). Для проверки достоверности различий воспользуемся данными в столбцах 3, 7 (в 2, 3 строках абсолютные цифры отрицательных и положительных ответов: 32, 6 и 282, 15 соответственно) с применением критерия Фишера. Выясняем, что φ*эмп = 2.101, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне неопределенности. Таким образом, не выявлено признаков взаимосвязи занятий физической культурой и готовностью студентов к ЗОЖ.
Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи оценки студентами практической значимости бесед (уровня реализации стимулирующей и развивающей функций занятий физической культурой) и отношения студентов к курению. Данные о соотношении ответов студентов по поводу утверждений 12, 27 представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Соотношение ответов студентов на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 27
1 | Затрудняюсь ответить | Все беседы бесполезны. | Некоторые беседы полезны | Половина бесед полезна | Более половины беседы полезны | Все беседы полезны | |
2 | В жизни следует избегать курения. | 6 | 24 | 102 | 87 | 203 | 396 |
3 | Нет | 0 | 2 | 11 | 11 | 24 | 21 |
4 | Затрудняюсь ответить | 0 | 0 | 3 | 4 | 4 | 3 |
5 | ИТОГО: | 6 | 26 | 116 | 102 | 231 | 420 |
6 | Затрудняюсь ответить | Все беседы бесполезны. | Некоторые беседы полезны | Половина бесед полезна | Более половины беседы полезны | Все беседы полезны | |
7 | В жизни следует избегать курения. | 100% | 92% | 88% | 85% | 88% | 94% |
8 | Нет | 0% | 8% | 9% | 11% | 10% | 5% |
9 | Затрудняюсь ответить | 0% | 0% | 3% | 4% | 2% | 1% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Из таблицы 6 следует, что среди признающих полезными все беседы отрицательной оценки курения придерживаются 94 % студентов, среди признающих неинтересными все беседы на занятиях по физической культуре придерживаются такой позиции 92 % студентов. Иначе говоря, в двух группах студентов (с разной оценкой интереса к беседам) не вывялено отличий их отношения к курению. Таким образом, не выявлено признаков взаимосвязи занятий физической культурой и отношения студентов к курению.
Подводя итоги анализа фактических данных о наличии или отсутствии признаков влияния физической культуры на готовность студентов к здоровому образу жизни, сформулируем основные выводы. Проведенное анкетирование и статистическая обработка эмпирических сведений не выявили в массовой педагогической практике признаков влияния на отношение студентов к курению следующих факторов:
- посещаемости студентами занятий по физкультуре;
- оценки студентами практической значимости занятий (уровня реализации стимулирующей и развивающей функций занятий физической культурой);
- оценки студентами интереса к занятиям (уровня реализации стимулирующей функции занятий физической культурой);
- оценки практической значимости упражнений (уровня реализации стимулирующей и развивающей функций занятий физической культурой);
- оценки студентами частоты проведения бесед (состава используемых методов обучения на занятиях по физической культуре);
- оценки студентами практической значимости бесед (уровня реализации стимулирующей и развивающей функций занятий физической культурой).
В завершении назовем возможные причины отрицательного результата в поиске признаков влияния занятий физической культурой на отношение студентов к ценностям здорового образа жизни. Не исключено, что физическая культура оказывает влияние на иные компоненты готовности к здоровому образу жизни (которые не анализировались в настоящей статье). Возможно, на отношение студентов к курению влияют другие характеристики занятий по физической культуре (не включенные в настоящую анкету). Для проверки данного предположения мы разрабатываем и планируем использовать новые тесты, анкеты, формы для экспертной оценки, материалы для формирующего педагогического эксперимента и т.д. Результаты применения такого рода средств эмпирических исследований будут изложены в наших последующих публикациях.
Библиографический список
- Богуцкая Т.В. О некоторых вопросах системы социального воспитания детей и молодежи // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 1. – С. 126–129.
- Жарикова Л.И. Ценностное отношение к непрерывному образованию как фактор безопасности жизнедеятельности молодежи // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология : материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля 2012 г. / под. ред. С.Д. Каракозова, П.Г. Воронцова. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – С. 88-90.
- Каширский, Д.В. Здоровье в структуре ценностей личности с разным уровнем самоактуализации / Д.В. Каширский, Н.А. Шмойлова // Человек в экономических и социальных отношениях: Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 4-5 октября 2012 г.) /Отв. ред. А.Б. Купрейченко, Л.Н. Широкова – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 415 с. – С. 163-167.
- Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодежи [Текст]: монография / Д.В. Каширский. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. – 224 с.
- Мошкин В.Н., Лапаева А.И., Овчаров В.В. Физическая культура как фактор формирования отрицательного отношения студентов к курению // Педагогический университетский вестник Алтая: научно-педагогический журнал БГПУ. Электронный журнал зарегистрирован в научно-техническом центре “Информрегистр”, № 0229905552. − Барнаул, 2007. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: /info/journal/vestnik/, свободный.
- Мошкин В.Н., Зайцева С.В., Овчаров В.В. Факторы формирования стремления студентов к сохранению здоровья // Педагогический университетский вестник Алтая: Материалы электронного журнала № 1 (5). – Барнаул: БГПУ, 2009. – С. 204-216.