УДК 316

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «БЕДНОСТЬ», «БЕЗДОМНОСТЬ», «БРОДЯЖНИЧЕСТВО»

Пучка Светлана Вячеславовна
Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства г. Ростова-на-Дону
заведующая отделением первичного приёма государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области

Аннотация
В статье рассматривается сущность понятий «Бедность», «Бездомность», «Бродяжничество».

Ключевые слова: бедность, бездомность, бродяжничество


CONCEPTS OF «POORNESS», «HOMELESSNESS», «VAGRANCY»

Puchka Svetlana Vyacheslavovna
Complex social centre homelessness assistance, Rostov-on-Don
Head of Primary receiving Department, State autonomous social services in Rostov Region

Abstract
This article is about concepts of «Poorness», «Homelessness», «Vagrancy».

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Пучка С.В. Сущность понятий «Бедность», «Бездомность», «Бродяжничество» // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/02/2770 (дата обращения: 02.11.2023).

Несмотря на то, что такие термины, как  «социальная исключенность», «бездомные», «маргинальные слои», нередко встречаются в публицистических и научных текстах, нельзя сказать, что это устоявшиеся и однозначные понятия, по крайней мере, в рамках экономики и социологии. Хотелось бы рассмотреть подходы к разработке терминологии подробнее, начав с наиболее общего понятия – «социальная исключенность», или «эксклюзия»[1].

Существует несколько концепций исключения из общества, и каждая говорит о том, что данное явление характеризуется несколькими формами «несоответствия» обществу: экономическим, социальным, политическим и культурным. Концепция солидарности видит исключение из общества как разрыв связи между обществом и индивидом, что неявно предполагает неудачное функционирование тех общественных  институтов, которые призваны объединить граждан вокруг единых прав и разделяемых ценностей. Концепция специализации рассматривает данное явление как результат поведения и взаимодействия индивида с другими членами общества. Таким образом, исключение из общества может быть следствием либо собственного выбора, либо отторжения другими индивидами, либо дискриминации, провалом рынка и т.п. Монополистическая  концепция представляет общество в виде иерархии различных групп: каждая поддерживает социальные связи внутри себя, но между собой все они не равноправны. Так, включение и исключение являются частью самой общественной иерархии[2].

Понятие социальной исключенности может рассматриваться в контексте социальной депривации[3], т.е. наличия определенных лишений. При этом можно выделять различные степени социальной исключенности в зависимости от числа и качества испытываемых лишений. Процесс формирования состояния социальной исключенности может быть связан как с внешними обстоятельствами, так и с внутренним состоянием человека. Последнее можно назвать состоянием отчаяния или принятие своего статуса социально исключенного, которое лишает мотивации к преодолению ситуации исключенности.

Стоит заметить, что крайнюю бедность и бездомность можно рассматривать как одно из проявлений социальной исключенности и принадлежности к социальному дну, причем в данном случае социальная исключенность бывает как следствием, так и причиной бездомности, а также фактором, затрудняющим ресоциализацию. Многогранность исключения из общества (включая экономические, социальные, культурные, политические проявления) предопределяет и уникальность проявления феномена социальных лишений исключения из общества в каждой отдельной стране. Например, в исследованиях социальной исключенности в России выявлено, что депривации в потреблении и во владении имуществом представляют лишь одну сторону исключения из общества, которое имеет гораздо более широкое основание (разнообразные социальные лишения, сознание бедности).

Теперь сконцентрируем свое внимание на определенной подгруппе социально исключенных граждан, а именно на представителях социального дна. В англоязычных источниках литературы данную группу людей обычно обозначают термином «underclass»; встречаются также термины «маргинальные слои населения», «маргиналы», «люмпены», «пауперы» и т.д. Наиболее приемлем, с точки зрения Российских исследователей, термин «маргинализированные слои населения» (так как, по сути, эта группа выталкивается на границы общественной жизни, составляя беднейшую часть населения), а также  исторически и литературно устоявшийся термин «социальное дно» (поскольку он отражает сущность механизмов восходящей и нисходящей мобильности).

Стоит заметить, что понимание и выделение данной группы у российских и зарубежных исследователей разнится. Приведу в качестве примера описание характеристик маргинализированных слоев населения из исследования американских ученных: «Типичные признаки представителя андеркласса:

  • Имеет доход ниже черты бедности.
  • Является взрослым трудоспособного возраста, которого можно нанять на работу, но который работает менее 20 часов в неделю.
  • Проживает на урбанизированной территории.

Этот слой характеризует нежелание работать, а также отличная от общепринятой система ценностей: его представителям свойственная жестокость и отсутствие интеллектуальных навыков базового уровня»[4].

Следует отметить, однако, что в данное определение вводятся оценочные суждения, касающиеся ценностных установок представителей рассматриваемой группы.

Другой американский источник  установил, что «для люмпенизированных слоев характерны:

  • Высокий уровень безработицы.
  • Бедность.
  • Криминал.
  • Нарушение закона.
  • Проживание на пособие.
  • Употребление наркотиков и алкоголизм.
  • Нестабильность в семье.
  • Женщина, возглавляющая домохозяйство.
  • Ранние случаи беременности.
  • Уход из школы и плохое образование.
  • Отсутствие целей и низкая самооценка.
  • Слабое здоровье.
  • Смертность в молодом возрасте.

Некоторые из этих пунктов могут характеризовать любого человека, но в совокупности они представляют образ жизни люмпенизированного слоя». Очевидно, что для американских авторов на первый план выходит личная демотивированность человека, в то время как для России данную проблему стоит рассматривать скорее в качестве институциональной, т.е. как следствие неразвитости отдельных общественных институтов.

К определению социального дна или его подгрупп существует два основных подхода. Первый состоит в выделении групп (категорий) населения, полностью принадлежащих к социальному дну.

Второй подход (его условно можно назвать факторным) состоит в выявлении критериев (основных и дополнительных), которые позволяют выделить представителя социального дна: доход ниже уровня бедности, отсутствие права собственности на жилое помещение или возможности проживать в этом помещении и т.д.

Выбор подхода осуществляется в соответствии с задачами конкретного исследования. Более того, изучая бездомность, исследователи должны помнить о том, что не все бездомные находятся на социальном дне, как и о том, что социальное дно, в свою очередь, состоит далеко не только из бездомных. Неправильно отождествлять бездомных и маргинализированных бездомных. Одна из задач социальной политики – вовремя помочь нуждающемуся в жилье и не допустить его попадания в группы, находящиеся на границе общественной жизни.

Необходимо особо отметить, что социальное дно, в том числе бездомных, нельзя рассматривать как однородную группу людей, поскольку различия в характеристиках бездомных проявляются в зависимости от времени и причин попадания на социальное дно, от длительности нахождения на социальном дне, от индивидуальных характеристик конкретного представителя социального дна. Эти же факторы влияют, соответственно, на выбор метода ресоциализации.

Приведу несколько примеров существующих определений. Довольно часто в качестве синонима понятия «бездомный» употребляется аббревиатура «БОМЖ». Необходимо особо подчеркнуть, что в настоящее время не существует законодательных определений термина «без определенного места жительства» и термин «бездомность», которые долгое время частично заменялись термином «бродяжничество» и «лицо без регистрации». При рассмотрении определения бездомность следует учитывать, что простая привязка к факту отсутствия  или наличия регистрации не может считаться удовлетворительным критерием. Во – первых, даже при наличии формальной регистрации может сложиться ситуация фактической бездомности, например при невозможности использования жилого помещения вследствие межличностных конфликтов. Во – вторых, не все лица, у которых отсутствует официальная регистрация, являются бездомными и у части из них может не быть необходимости в особой социальной поддержке государства, реабилитации и другой помощи.

Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства является самостоятельным институтом; сам по себе факт регистрации или её отсутствие не порождает для граждан каких-либо прав и обязанностей по пользованию жилым помещением, не может служить основанием возникновения, ограничения, прекращения жилых отношений. Жилищный кодекс Российской Федерации[5] никоим образом не связывает жилищные отношения с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта.

С юридической точки зрения под «бездомными» должны пониматься те люди, которые проживают вне жилых помещений и не обладают жилым помещением по договору аренды, договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, договору социального найма, не владеют и (или) не пользуются жилыми помещениями на других законных основаниях. Что касается термина «без определенного  места жительства», то более правомерным  является его применение в отношении лиц, не имеющих регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

«Бомж – это аббревиатура названия человека “ без определенного места жительства“. Очевидно, что физическое отсутствие крыши над головой и есть главная характеристика  данной группы».

Из Закона МакКинни о помощи бездомным от 1987 г.: «Бездомным назывался человек, который спал: (1) на открытом воздухе, (2) в помещениях, не предназначенных для сна (например, в подъездах домов), или (3) в приютах».

Из публикации «Анализ социального и правового положения бездомных в современной России»[6]: «Бездомность – (а) состояние (социальное положение) человека, связанное с отсутствием у него прав на конкретное жилое помещение (здание, строение), которое он мог бы использовать для проживания или пребывания и в котором он мог бы зарегистрироваться по месту жительства или месту пребывания; (б) социальное явление, связанное с отсутствием у людей прав на конкретные жилые  помещения (здания, строения), которые они могли бы использовать для проживания или пребывания, и отсутствие у этих людей регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Бездомный – человек, находящийся в состоянии бездомности, то есть не имеющий прав собственности на жилое помещение (зданием, строением), которое он мог бы использовать для проживания или пребывания, а так – же не имеющий регистрации по месту жительства или по месту пребывания».

Последнее определение является наиболее полным из всех встреченных определений бездомности и бездомных, поскольку учитывает следующие важные характеристики:

1)          Бездомность – это общественное явление (а не только состояние отдельного человека);

2)          Бездомность – это отсутствие у бездомных прав на помещение.

Однако это определение отчасти избыточно, поскольку обязательным условием бездомности признаётся отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Кроме того, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, к жилищным помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Рассматривая понятие «жилой дом», закрепленное в действующем Жилищном кодексе, можно увидеть, что оно дает как «индивидуально-определенное здание». Тем не менее дополнение «строение» можно считать правомерным, если исходить из широкого смысла слова «жилище». Так, например, в нормативных правовых актах встречается следующее определение: «Жилище – индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания».

Бездомность – состояние (социальное положение) человека, связанное с отсутствием у него места, пригодного для проживания (за исключением государственных, муниципальных или негосударственных учреждений для бездомных), так как у него нет либо прав на конкретное жилое помещение, которое он мог бы использовать для проживания, либо возможности данные права реализовать.

Бездомность – жизнь в постоянном напряжении, в «подвешенном состоянии» под угрозой оказаться на улице завтра, даже если сегодня человек смог найти себе временное пристанище.

Бездомность – социальный процесс, характеризующийся накапливанием проблем, причем каждая следующая проблема, подобно воронке, сужает спектр доступных индивиду ресурсов и возможностей, затягивает его еще глубже. При этом бездомные люди обладают всеми правами человека и гражданина России. Согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[7] отсутствие регистрации не может служить основанием для ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации. Точно так же как наличие регистрации само по себе не является условием реализации таких прав и свобод. Когда утрата права на жилье и регистрацию происходит на фоне внешнего благополучия, не связана с немедленной потерей места проживания и не влечет за собой резкого изменения ситуации - это скрытая бездомность. Неблагоприятное стечение обстоятельств часто приводит к переходу бездомности в острую форму.

Острая форма бездомности – это резкая утрата права на проживание и регистрацию (сделка, уход из семьи, выселение по решению суда и т.п.) при отсутствии компенсирующих социальных механизмов, влекущая за собой реальную потерю жилья и неизбежность перехода к уличному образу жизни.

Оказавшись в ситуации бездомности, люди испытывают страх перед будущим, депрес­сию – забыть о проблемах помогает алкоголь. Даже те, кто не страдает алкоголизмом, начи­нают пить от безысходности. Без сна человек погибает так же скоро, как и без воды. Дефи­цит сна нельзя ничем восполнить. Бездомный человек в течение месяцев спит урывками, из­-за чего нарушается работа организма. Ли­шение сна – очень тяжелое испытание. Всего за несколько суток сознание человека утрачи­вает ясность, он периодически «проваливает­ся» в пограничное состояние. Ослабленный организм наиболее подвержен риску заболе­ваний с серьезными осложнениями.

Бродяжничество так же является острой социально-медицинской проблемой. Рыночная экономика с ее конкуренцией, высоким уровнем безработицы, низким уровнем доходов ускоряет процессы восходящей и нисходящей мобильности, но последняя приобретает «обвальный» характер. Растет слой маргиналов, выбитых (по объективным и субъективным причинам) из своей социокультурной среды и превратившихся в люмпенизированный слой (нищие, бродяги, бомжи). Негативные последствия для общества нарастания и углубления этого процесса ставят проблему социальной защиты лиц, утративших определенный социальный статус, в ряд актуальных.

Данная проблема, несомненно, является актуальной, так как лица без определенного места жительства и занятий сложились в определенную социальную группу, постоянно увеличивающуюся по составу преимущественно за счет лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. Эта группа является потенциально криминогенной и социально опасной.

Следует сказать, что практически все бездомные больны инфекционными заболеваниями, в том числе и теми, которые при снижении общего иммунитета народонаселения в состоянии вызвать эпидемии (туберкулез — это только одно из таких заболеваний).

С точки зрения профилактической и превентивной медицины, бездомные также носители психических болезней, их можно было бы спасти, если бы, основываясь на сугубо медицинских показателях (инфекционных, психиатрических), госпитализировать их всех в соответствующие больницы. Однако делать это нельзя, чтобы не возник еще один «казус» нарушения прав человека. В этом и состоит, пожалуй, самая трудная задача социальной медицины: возвращение бездомного в общество путем не клинического, а социального «лечения». Но методов такого воздействия, ни в нашей стране, ни за рубежом не существует.

Оценить заболеваемость среди лиц без  определенного  места  жительства крайне  сложно,  т.к.  в основной своей массе   они   лишены возможности пользоваться медицинской помощью. Из имеющего опыта  в  ГАУСОН РО   «КСЦ по оказанию помощи лицам без определенного места жительства г. Ростова-на-Дону»  за  период работы с декабря 2004 года по  декабрь 2013 года  можно  привести  следующие цифры, отражающие условия жизни бездомных:

- туберкулез – 29,3 %

- инфекции верхних дыхательных путей  и  хронические  неспецифических заболевания легких – 22,9 %

-  кожные  паразитарные   (педикулез,   чесотка)   и   непаразитарные (дерматиты, экземы и др.) – 17,1 %

- трофические язвы и гнойные раны – 14,6 %

- травмы и ожоги – 8,1 %

- кожные венерические заболевания – 8 %

Каждый третий из числа проживающих в КСЦ г. Ростова-на-Дону обратившийся  за  медицинской помощью страдает той или иной формой заболевая  сердечно-сосудистой  системы (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь).[8]

По спартанским законам, самым тяжким преступлением считалось пренебрежение собственным человеческим достоинством (касалось ли это облика, поведения, образа мысли или чувств). С этой точки зрения, бродяга — преступник перед человечеством. Но и самый опустившийся бездомный — это человек, и поэтому является субъектом закона о правах человека. Воля его (если даже о воле можно говорить чисто условно) не должна подвергаться насилию. Однако, встав на позицию защитника прав бездомного человека, мы неизбежно становимся нарушителями прав сограждан, вынужденных жить в социальной среде, где бездомные влияют на ее физический, психический и моральный климат. Что делать? Этот вопрос, безусловно, обращен к социальным медикам. И он остается открытым.[9]

Решив, кого следует причислять к представителям исследуемой категории, необходимо понять причины данного явления, а также то, за счёт каких социальных групп в основном происходит увеличение количества представителей социального дна, или, иными словами, какие социальные группы подвергаются наибольшему риску попадания на социальное дно.


[1] Эксклюзия –(от лат. Exclusio -исключение) термин «социальная эксклюзия» по свидетельству Ч.Гора, впервые стал использоваться в 1974 г. во Франции для обозначения социально незащищенных категорий населения./Ф.М. Бородкин.: www.nir.ru/sj/sj3-400brod.

[2] Бездомность в России: проблематика и методология изучения/ Е.А. Коваленко, А.В. Федорец.-М.: «Институт экономики города», 2006г.

[3] Депривация – (от лат.deprivatio-потеря,лишение) – невозможность для индивида или социальной группы удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам.:www.wikipedia.org/wiki/Депривация.

[4] Polici Memorandum to Senator Jones from PUPA Policy Wonk. (http://www.unc.edu/mort/memolex.htm).

[5] http://base.garant.ru/12138291/Новый Жилищный кодекс РФ действует с 1 марта  2005 года.

[6] Карлинский И.З. Анализ социального и правового положения бездомных в современной России. СПб.: Дельта,2004

[7] http://base.garant.ru/5199373/ ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

[8] http://www.ref.by/refs/72/26495/1.html

[9] Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., 1997.



Все статьи автора «Пучка Светлана Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: