Современный практико-ориентированный подход к обучению предполагает привнесение в процесс обучения различных методик и технологий обучения. Основные методические новшества в настоящее время связаны с использованием интерактивных методов обучения.
Интерактивный – взаимодействующий или находящийся в режиме диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Интерактивный учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся вовлечены в процесс познания. При совместной деятельности обучающихся в процессе изучения и освоения учебного материала, каждый вносит свой вклад, обменивается знаниями, идеями, способами деятельности и происходит это в атмосфере поддержки, что в свою очередь способствует формированию эмоционального интеллекта. Понятие эмоциональный интеллект включает умения различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями партнёров по коммуникации.[1]. Эмоции являются одной из форм отражения действительности и познания ее. Они выражают чувства, отношение человека к событиям и явлениям окружающего мира.[2]. Интерактивные методы обучения так или иначе связаны с эмоциональным компонентом. «Словарь справочник лингвистических терминов» Д.Э.Розенталь и М.А. Теленковой: определяет эмоциональный компонент как «относящийся к выражению чувств, настроений, субъективного отношения».[3].
К интерактивным методам относятся: лекция, дискуссия, «мозговой штурм», обучающие игры, кейс-метод, тренинги, дистанционное обучение, метод проектов, внеаудиторные методы, творческие задания, тестирования, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов, использование общественных ресурсов и т.д. Рассмотрим наиболее общие методы интерактивного обучения.[4].
В интерактивной форме проводятся практические занятия и лекции. Среди лекций выделяют [5]:
Проблемная лекция начинается с постановки проблемной ситуации. Студенты вовлекаются в анализ и, решая противоречия в проблемных ситуациях, самостоятельно приходят к выводам и новым знаниям.
Лекция-провокация предполагает введение различных ошибок: содержательные, методические, поведенческие и др., которые студенты должны назвать в конце лекции.
Лекция вдвоем основывается на работе двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих между собой и с аудиторией. Преподавателями и студентами ставится и анализируется проблемная ситуация, выдвигаются, опровергаются и доказываются гипотезы, разрешаются возникающие противоречия и ищутся решения.
Лекция-визуализация реализует показ различных рисунков, схем, диаграмм и т. п. с помощью ТСО и ЭВМ (видеозапись, слайды, дисплеи, интерактивная доска и т. д.).
Лекция «пресс-конференция» проходит в режиме вопросов и ответов, в которой студенты письменно в течение нескольких минут задают преподавателю интересующий каждого из них вопрос по теме лекции, а затем, преподаватель систематизировав эти вопросы по их содержанию, читает лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание.
Лекция-диалог заключается в передаче содержания лекции посредством вопросов, на которые студенты должны отвечать во время лекции.
Дискуссия — это публичное обсуждение или обмен знаниями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса. В дискуссии сочетаются диалог и обсуждение, сталкиваются различные точки зрения. Через заинтересованное, эмоциональное обсуждение обучающийся осмысленно усваивает новые знания, задумывается, меняет или пересматривает свои установки. Мозговой штурм — свободная форма дискуссии, в которую включаются все члены группы на основе свободного выражения своих мыслей, отбора идей и критической оценки по рассматриваемому вопросу. Данный метод применяется на различных этапах занятия: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний. «Мозговой штурм» стимулирует познавательную активность, формирует творческие умения обучающихся в малых и больших группах и умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов.
Игра— это форма деятельности людей, воссоздающая различные практические ситуации и взаимоотношения. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем делает образовательный процесс разнообразным, стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и формирует положительную мотивацию к изучению данного предмета.
Метод проектов — система обучения, которая требует от учащихся самостоятельного планирования и выполнения практических заданий для приобретения знаний иумений в процессе выполнения проектов. Проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно, но под руководством преподавателя, с целью практического или теоретического решения проблемы. В ходе работы над проектом обучающийся активно вовлекается в познавательный творческий процесс, закрепляет имеющиеся знания по предмету и получает новые.
Кейс-метод – это техника обучения, при работе с которой используются реальные проблемные ситуации (от англ. case – «случай») и обучающиеся осуществляют поиск, анализ информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией. Студенты, предварительно изучив информационный учебный материал (кейс), ведут коллективный поиск новых идей и определяют оптимальные пути их реализации. В результате учащиеся получают знания и формируют навыки профессиональной деятельности и профессионально-значимые качества личности.
Тренинг — метод обучения и социально-психологического развития личности. Тренинги состоят из комплекса упражнений и игр. Они разнообразны по своему целевому назначению, содержанию, формам.[].
Интерактивное обучение решает несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, снимает нервную нагрузку с обучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, повышает собственную активность обучающихся и их мотивацию к учебно-профессиональной деятельности. Интерактивные методы также развивают творческую составляющую учащихся. Без развития творческих способностей невозможно сформировать активную и креативную личность, способную эффективно и нестандартно решать поставленные перед ней задачи. [6].
Библиографический список
- Кириллова А.И. Формирование эмоционального интеллекта на занятиях иностранного языка // Современная педагогика. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2014/02/2130
- Крепкогорская Е.В. Эмотивный компонент коннотации // Гуманитарные научные исследования. – Апрель 2013. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2692
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д.Э.Розенталь, М.А. Теленкова.- М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2003. – 623
- Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе //Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» № 2, с. 1-18, 2012
- Аронова, Г. А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [сайт]. – 2012. — Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/513950
- Устинина Г.Ф. Развитие творческих способностей студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке // Гуманитарные научные исследования. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/02/6081