В современном мире наука информатика приобретает особое значение. Эффективность получения и обработки информации, ее качество, скоростные и объемные характеристики, а также вопросы этики и безопасности в информационном пространстве сегодня стоят буквально перед каждым членом общества.
Этому способствует:
- Стремительное общемировое нарастание объемов информации. Усложнение поиска требуемых сведений, которое влечет за собой необходимость совершенствования методов поиска и является следствием увеличения темпа нарастания информации. Если совсем недавно удвоение информации происходило в течение 4-5 лет, то сегодня этот период сократился до года.
- Расширение границ информационного пространства, за счет широкого внедрения в повседневную жизнь информации из глобальных информационных сетей (в частности, Интернета), расширение информационного общения, которое обеспечивает возможность высказывать собственное мнение и отстаивать свою точку зрения практически любому члену общества. [1]
Таким образом, очевидной становится потребность в совершенно новых, ранее не вырабатываемых информационных знаниях и умениях, которые должны быть сформированы буквально у каждого члена современного общества.
Средства информатики одновременно могут быть использованы для приобщения, как молодого, так и более зрелого поколения к информационной культуре, что становится особенно актуальным в связи с переходом к «информационному обществу». [2, 3]
Этапы перехода к информационному обществу.
Целевое назначение первого этапа информатизации общества — компьютеризация общества. К основным результатам этого этапа в образовательном процессе можно отнести распространение вычислительной техники в школах и вузах России. Одновременно на этом этапе в обществе начинается формирование основ информационной культуры и перевод имеющихся информационных фондов электронную форму.
Второй этап информатизации связан с внедрением компьютерной техники во все области человеческой жизни и деятельности, с переводом информационных фондов в электронную форму и резким возрастанием компьютерной грамотности молодежи.
Третий этап характеризует социализация информационных фондов, которая приведет к возникновению высокого уровня информационной культуры и созданию электронных информационных фондов с удаленным доступом, способных на высоком уровне конкурировать с традиционными. [4]
Поступательный и прогрессивный характер внедрения средств информационных технологий в современное общество обеспечивается следующими факторами:
- представление сущности информационных процессов, как важнейших процессов современности; их научное обоснование и практическое внедрение во все сферы человеческой деятельности;
- стремительное совершенствование средств новых информационных технологий;
- потребность общества в людях, владеющих способами обработки информации с помощью ЭВМ. [5]
При переходе к информационному обществу особенно остро встает проблема адаптации пожилого населения к современной информационной среде. Наша забота о пожилых людях должна сводиться не только к бытовой, социальной, медицинской и материальной помощи. Необходимо обеспечить пожилым людям ощущение полезности и сопричастности к обществу, прежде всего, изменить их отношение к своему возрасту. Нельзя, чтобы слово «старость» звучало как приговор. Важно привлечь пожилых граждан к активной деятельности, познанию нового для социального самочувствия и удовлетворения своим свободным временем.
Компьютер обеспечивает пожилому человеку потребность в общении со сверстниками, возрождает прерванные социальные связи. Помогает стать более адаптивными и готовыми к изменениям в окружающем мире. Возможность получить информацию в любой сфере жизнедеятельности, сориентироваться в системе государственных структур способствует самостоятельному решению возникших проблем, а также показывает возможные пути решения в реализации их прав и интересов. [6]
Решению растущих информационных потребностей пожилого населения может способствовать создание учреждений дополнительного образования, например, таких как институты третьего возраста.
Институт третьего возраста (ИТВ) – это инновационная модель социальной работы с гражданами пожилого возраста. [7]
Цель ИТВ: оптимизация процесса социальной адаптации лиц пожилого возраста, интеграция жизненного опыта старшего поколения в жизнь социума.
Задачи:
- привлечение внимания общественности к проблемам пожилых людей, создание позитивного общественного мнении о деятельности ИТВ;
- побуждение пожилых людей к планированию и рациональной организации свободного времени;
- проведение практических занятий в группах по интересам, группах само- и взаимопомощи, культурно – досуговых мероприятий;
- приобщение к возможностям информационных технологий;
- создание площадок для постоянного диалога поколений, использование жизненного опыта пожилых людей для воспитания молодежи;
- пропаганда и развитие волонтерского движения из числа членов ИТВ;
- обобщение и мультипликация опыта работы c гражданами пожилого возраста. [8]
Так в рамках курса компьютерной грамотности возможно знакомство пожилых людей с:
- архитектурой персонального компьютера,
- возможностями и программами операционной системы,
- текстовым редактором Word,
- возможностями редактора Microsoft PowerPoint для создания презентаций,
- приемами записи информации на внешние носители,
- возможностями сети Internet (поисковые системы, электронная почта, социальные сети, Skype, сайт «Госуслуги», скачивание информации из Интернега и тд.)[9]
Однако, при внедрении средств информационных технологий в жизнь пожилых людей, интерес к новому и понимание важности информационных технологий в современной жизни встречаются с некоторым консерватизмом, который обусловлен многими факторами, в их числе:
- продолжительная ориентация на знания, полученные в студенческие годы и период работы, при этом люди, проработавшие более 20 лет, не научены использованию компьютерной техники в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни;
- стереотип поведения, когда, добиваясь определенных результатов без использования компьютеров, люди не заинтересованы в изменении своей профессиональной и повседневной деятельности.
Таким образом, в задачи учреждений дополнительного образования, работающих с людьми пожилого возраста, в рамках курса компьютерной грамотности входит приобщение к возможностям информационных технологий и преодоление консерватизма по отношению к использованию информационных технологий в профессиональной и повседневной деятельности.
Библиографический список
- Тимофеева Н.М. Проектирование учебных словарей по педагогическим дисциплинам: Дисс…. канд. пед. наук. -Смоленск, 2004. -С. 215.
- Козлов С.В. Тестирование в условиях личностно ориентированного обучения / С.В. Козлов // Методология и методика информатизации образования: Материалы Всероссийской научно-практичес
кой конференции. – Смоленск: СГПУ. Вып. 1 – 2005. С. 67-75. - Козлов С.В. Индивидуальное тестирование в условиях личностно ориентированного обучения / С.В. Козлов // Актуальные проблемы дидактики высшей школы: межвузовский сборник научных статей. – Смоленск: СмолГУ, 2007. – Вып. 2. С. 201-211.
- Тимофеева Н.М. Формы и методы использования учебных словарей по педагогическим дисциплинам в образовательном процессе. / Н.М. Тимофеева // Системы компьютерной математики и их приложения. –2004. – С.214-217.
- Быков А.А. Формирование технической культуры у учителей: креативно-деятельностный этап / А.А. Быков// Вестник Поморского университета. Архангельск. № 14. 2008. С.326-331.
- http://kcsonpz2012.narod.ru/Stati_novoe_v_obslujivanii.html – Полярнозоринский комплексный центр социального обслуживания населения
- Тимофеева Н.М. Краткий карманный словарь-справочник по общей методике обучения математике / Н.М. Тимофеева, Г. Е. Ceнькин.a// Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Смол. гос. пед. ун-т. Смоленск, 2004.
- Тимофеева Н.М. Учебный словарь по педагогической дисциплине: компьютерный и печатный варианты. / Н.М. Тимофеева // Системы компьютерной математики и их приложения. – 2005. – С. 229-233.
- Киселева М.П. Инструментальное средство разработки электронных учебных ресурсов /М.П. Киселева// Педагогическая информатика. 2008. № 1. С. 34-39.
Количество просмотров публикации: Please wait