УДК 316.776

О ПОТРЕБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ СТУДЕНТОВ ПРИАМУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА

Дубей Олеся Ярославовна1, Баженов Руслан Иванович2
1Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, студент
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники

Аннотация
В статье представлены результаты исследования потребности использования интернет студентов Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема. Выявлено, что большинство студентов готово применять интернет технологии на аудиторных занятиях, при выполнении лабораторных работ и подготовки семинаров. Студенты во время подготовки к занятиям тратят 70% времени на изучение интернет-ресурсов. Определено, что 81% опрашиваемых предпочитают готовиться к занятиям, используя электронные источники, online-публикации и электронные библиотеки.

Ключевые слова: интернет-ресурс, потребность, студент


ABOUT THE NECESSITY OF USING ONLINE RESOURCES STUDENTS SHOLOM-ALEICHEM PRIAMURSKY STATE UNIVERSITY

Dubey Olesya Yaroslavovna1, Bazhenov Ruslan Ivanovich2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, student
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science

Abstract
The article presents the results of research using the Internet needs students Sholom-Aleichem Priamursky State University. Revealed that the majority of students ready to use internet technologies in the classroom, in the performance of laboratory work and training seminars. Students during the preparation for classes spend 70% of time researching online resources. Determined that 81 % of respondents prefer to prepare for classes, using electronic sources, online-publishing and digital libraries.

Keywords: necessity, online resource, student


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Дубей О.Я., Баженов Р.И. О потребности использования интернет-ресурсов студентов Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/04/3035 (дата обращения: 15.09.2024).

Использование интернет-ресурсов значительно влияет на образовательный процесс во всем мире. Внедрение современных инновационных технологий обучения (использование мультимедийного  оборудования, электронных информационных ресурсов) способствует развитию совершенно новых возможностей образования. Используя интернет-ресурсы, студенты получают возможность выбрать необходимый материал в соответствии со своими интересами, преподаватели имеют возможность профессионального роста.

Задача исследования стояла в изучении потребностей в интернет-ресурсах образовательного содержания, студентами ПГУ им. Шолом-Алейхема, выявление их предпочтений и целей, реализуемых в среде. Результаты планировались донести до руководства вуза. Было проведено анкетирование среди 75 студентов различных курсов и направлений подготовки.

Потребность представляет собой объективную нужду, необходимость студента в чем-то, она носит индивидуальный характер и зависит от обстоятельств жизни конкретного студента [1]. Потребности и желания в получении информации играют важную роль в построении и функционировании процесса образования, привлечение интернет – ресурсов представляет большой теоретический и практический интерес для многих современных авторов. Ю.В. Степанова  рассматривала проблемы формирования информационно-технологического поведения как компонента профессиональной деятельности [2].  Н.М. Сахарова [3]  провела анализ интеграции интернет-ресурсов как инновационной обучающей технологии в профессиональном образовании. Комплексный подход в самоорганизации и студенческом самоуправлении в информационной деятельности исследовала Н.Г.Баженова [4, 5]. И.В. Сапожникова [6]  изучала роль интернета в современном российском образовании. Зарубежные ученые также рассматривают проблему оценки использования  студентами интернет-ресурсов в образовании [7, 8].

Вопросы о необходимости компьютеризации и информатизации высшего профессионального образования, значатся в списке основных целевых федеральных программ. Студентам университета был предложен вопрос: «Какое из следующих направлений развития информационных технологий в нашем вузе кажется Вам наиболее важным?», данные опроса представлены в таб.1.

Таблица 1- Результаты опроса студентов на вопрос: «Какое из следующих направлений развития информационных технологий в нашем вузе кажется Вам наиболее важным?»

Направление

Количество респондентов

Количество респондентов, %

Компьютеризация учебных аудиторий

17

27,5

Широкополосный доступ в Интернет

34

54,9

Ликвидация цифрового неравенства

3

4,7

Повышение компьютерной грамотности

8

12,9

Компьютеризация и информатизация представляют важность для большинства студентов ПГУ им. Шолом-Алейхема, о чем свидетельствует данные опроса. Термин «компьютеризация» подразумевает собой скорее все-таки количество внедренных ЭВМ (компьютеров) в сферы человеческой деятельности  и характеризует оснащенность вуза [1]. В действительности опрос показал, что для 54% опрошенных студентов наиболее важна «информатизация», которая учитывает, такое направление использования информационных технологий, как доступ в интернет.

Многие университеты активно используют интернет в работе, он дает возможность использования новых учебных направлений: дистанционное обучение, online обучение, которые в корне отличаются от классического образования. С помощью интернета осуществляется коммуникация между преподавателями и студентами. Использование интернета в учебном процессе экономит время, деньги, физические затраты. Отрицательное отношение к новым формам обучения высказывает 75% опрошенных студентов ПГУ им. Шолом-Алейхема. Современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий, и будущее все равно неизбежно потребует включение таких форм обучения в образовательный процесс.

Быстрый темп жизни студенческой молодежи создает потребность в оперативном поиске информации. В сети существует довольно большое количество ресурсов, на которых можно найти материал на любую тему. Проведенное исследование показали, что ресурсами Интернета для учебы пользуются 99% студентов, независимо от места жительства и пола.

На вопрос, «Нужен ли Интернет в рамках аудиторных часов», положительно ответили 94% студентов, 6% студентов, считают, что достаточно будет использовать глобальную сеть дома. Использование интернет-ресурсов облегчило бы выполнение лабораторных работ и семинаров для 45% студентов, помогло бы в написании контрольных работ и рефератов 28%, в получении дополнительных знаний по теме занятий нуждаются 12 % студентов, для получения последних новостей в сфере политики, спорта нуждаются 8% и 7% нуждаются в доступе на игровые сайты и социальные сети (табл.2).

Таблица 2 – Использование интернет в учебной деятельности

Вид работы

Количество респондентов

Лабораторные занятия, семинары

34

Контрольные работы, рефераты

21

Поиск дополнительного материала по теме занятия

9

Общая информация

6

Социальные сети

5

Игровые сайты и социальные сети не являются помощниками в образовательном процессе, поэтому администрации вуза необходимо будет фильтровать всевозможную загрузку, например, роликов с YouTube или видео с различных сайтов, позволяющих смотреть фильмы, во время учебных занятий.

Необходим интернет студентам, обучающимся в учебных корпусах №№ 2, 3, 4, 6, так как 29% студентов, не имеют возможность постоянного доступа в сеть, на базе их корпусов отсутствует аудитории свободного доступа, оснащенные интернетом, при этом у них возникают сложности при подготовке учебного материала.

По результатам исследования, количество времени, проводимого студентами в интернете за сутки, распределяется следующим образом: не более одного часа  – 15%, около двух часов – 25%, около 3 часов – 17%, более 3 часов – 43%. В эти часы включено 70% времени в подготовке к учебным занятиям.

Следует обратить внимание на то, что по всем группам, независимо от их курса и места проживания лекционный материал с учебных занятий использует всего 19% студентов, 81% предпочитают готовиться к занятиям, используя электронные источники, online-публикации и электронные библиотеки, нежели библиотеки и другие источники информации.

Проведенное исследование показывает, что в настоящее время у 96% студентов ПГУ им. Шолом-Алейхема существует потребность в широкополосном доступе в Интернет, он необходим им для упрощения  освоения учебного материала, поиска дополнительной информации. Интернет должен присутствовать во всех аудиториях университета. Поэтому сейчас в управлении информатизации вуза рассматривают вопрос об увеличении количества точек доступа Wi-Fi, решается вопрос об увеличения трафика в дневное время суток и расширению списка доступных интернет-ресурсов.


Библиографический список
  1. Большой энциклопедический словарь, 2000.
  2. Степанова Ю. В., Батаршина Р. Р. Актуальность интернет-ресурсов образовательного, новостного и развлекательного содержания в студенческой среде //Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2013.  № 33. С. 68-70.
  3. Сахарова Н. М. Интеграция интернет-ресурсов как инновационной обучающей технологии в профессиональном образовании // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2011.  №12. С. 304-309.
  4. Баженова Н. Г. Самоорганизация и студенческое самоуправление в университете в социологическом измерении // Социально-гуманитарные знания. 2013. №5. С. 129-139.
  5. Баженова Н. Г. Теоретические основания конструирования студенческого самоуправления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. №3. С. 94-97.
  6. Сапожникова И. В. Роль Интернета в современном российском образовании // Наука промышленности и сервису. 2012. № 7. С.  595-598.
  7. Olehnovica E., Kravale-Pauliņa M., Bolgzda I. Doctoral Students’ Competences of Using Online Resources for Research Purposes in Network Society // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol.106. P. 896-900.
  8. Jamshidi L., Mehrdad A. G., Jamshidi S. Assessing Nursing Students’ Knowledge and Attitudes about Computers and the Internet // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 1371-1374.


Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: