Использование интернет-ресурсов значительно влияет на образовательный процесс во всем мире. Внедрение современных инновационных технологий обучения (использование мультимедийного оборудования, электронных информационных ресурсов) способствует развитию совершенно новых возможностей образования. Используя интернет-ресурсы, студенты получают возможность выбрать необходимый материал в соответствии со своими интересами, преподаватели имеют возможность профессионального роста.
Задача исследования стояла в изучении потребностей в интернет-ресурсах образовательного содержания, студентами ПГУ им. Шолом-Алейхема, выявление их предпочтений и целей, реализуемых в среде. Результаты планировались донести до руководства вуза. Было проведено анкетирование среди 75 студентов различных курсов и направлений подготовки.
Потребность представляет собой объективную нужду, необходимость студента в чем-то, она носит индивидуальный характер и зависит от обстоятельств жизни конкретного студента [1]. Потребности и желания в получении информации играют важную роль в построении и функционировании процесса образования, привлечение интернет – ресурсов представляет большой теоретический и практический интерес для многих современных авторов. Ю.В. Степанова рассматривала проблемы формирования информационно-технологического поведения как компонента профессиональной деятельности [2]. Н.М. Сахарова [3] провела анализ интеграции интернет-ресурсов как инновационной обучающей технологии в профессиональном образовании. Комплексный подход в самоорганизации и студенческом самоуправлении в информационной деятельности исследовала Н.Г.Баженова [4, 5]. И.В. Сапожникова [6] изучала роль интернета в современном российском образовании. Зарубежные ученые также рассматривают проблему оценки использования студентами интернет-ресурсов в образовании [7, 8].
Вопросы о необходимости компьютеризации и информатизации высшего профессионального образования, значатся в списке основных целевых федеральных программ. Студентам университета был предложен вопрос: «Какое из следующих направлений развития информационных технологий в нашем вузе кажется Вам наиболее важным?», данные опроса представлены в таб.1.
Таблица 1- Результаты опроса студентов на вопрос: «Какое из следующих направлений развития информационных технологий в нашем вузе кажется Вам наиболее важным?»
Направление |
Количество респондентов |
Количество респондентов, % |
Компьютеризация учебных аудиторий |
17 |
27,5 |
Широкополосный доступ в Интернет |
34 |
54,9 |
Ликвидация цифрового неравенства |
3 |
4,7 |
Повышение компьютерной грамотности |
8 |
12,9 |
Компьютеризация и информатизация представляют важность для большинства студентов ПГУ им. Шолом-Алейхема, о чем свидетельствует данные опроса. Термин «компьютеризация» подразумевает собой скорее все-таки количество внедренных ЭВМ (компьютеров) в сферы человеческой деятельности и характеризует оснащенность вуза [1]. В действительности опрос показал, что для 54% опрошенных студентов наиболее важна «информатизация», которая учитывает, такое направление использования информационных технологий, как доступ в интернет.
Многие университеты активно используют интернет в работе, он дает возможность использования новых учебных направлений: дистанционное обучение, online обучение, которые в корне отличаются от классического образования. С помощью интернета осуществляется коммуникация между преподавателями и студентами. Использование интернета в учебном процессе экономит время, деньги, физические затраты. Отрицательное отношение к новым формам обучения высказывает 75% опрошенных студентов ПГУ им. Шолом-Алейхема. Современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий, и будущее все равно неизбежно потребует включение таких форм обучения в образовательный процесс.
Быстрый темп жизни студенческой молодежи создает потребность в оперативном поиске информации. В сети существует довольно большое количество ресурсов, на которых можно найти материал на любую тему. Проведенное исследование показали, что ресурсами Интернета для учебы пользуются 99% студентов, независимо от места жительства и пола.
На вопрос, «Нужен ли Интернет в рамках аудиторных часов», положительно ответили 94% студентов, 6% студентов, считают, что достаточно будет использовать глобальную сеть дома. Использование интернет-ресурсов облегчило бы выполнение лабораторных работ и семинаров для 45% студентов, помогло бы в написании контрольных работ и рефератов 28%, в получении дополнительных знаний по теме занятий нуждаются 12 % студентов, для получения последних новостей в сфере политики, спорта нуждаются 8% и 7% нуждаются в доступе на игровые сайты и социальные сети (табл.2).
Таблица 2 – Использование интернет в учебной деятельности
Вид работы |
Количество респондентов |
Лабораторные занятия, семинары |
34 |
Контрольные работы, рефераты |
21 |
Поиск дополнительного материала по теме занятия |
9 |
Общая информация |
6 |
Социальные сети |
5 |
Игровые сайты и социальные сети не являются помощниками в образовательном процессе, поэтому администрации вуза необходимо будет фильтровать всевозможную загрузку, например, роликов с YouTube или видео с различных сайтов, позволяющих смотреть фильмы, во время учебных занятий.
Необходим интернет студентам, обучающимся в учебных корпусах №№ 2, 3, 4, 6, так как 29% студентов, не имеют возможность постоянного доступа в сеть, на базе их корпусов отсутствует аудитории свободного доступа, оснащенные интернетом, при этом у них возникают сложности при подготовке учебного материала.
По результатам исследования, количество времени, проводимого студентами в интернете за сутки, распределяется следующим образом: не более одного часа – 15%, около двух часов – 25%, около 3 часов – 17%, более 3 часов – 43%. В эти часы включено 70% времени в подготовке к учебным занятиям.
Следует обратить внимание на то, что по всем группам, независимо от их курса и места проживания лекционный материал с учебных занятий использует всего 19% студентов, 81% предпочитают готовиться к занятиям, используя электронные источники, online-публикации и электронные библиотеки, нежели библиотеки и другие источники информации.
Проведенное исследование показывает, что в настоящее время у 96% студентов ПГУ им. Шолом-Алейхема существует потребность в широкополосном доступе в Интернет, он необходим им для упрощения освоения учебного материала, поиска дополнительной информации. Интернет должен присутствовать во всех аудиториях университета. Поэтому сейчас в управлении информатизации вуза рассматривают вопрос об увеличении количества точек доступа Wi-Fi, решается вопрос об увеличения трафика в дневное время суток и расширению списка доступных интернет-ресурсов.
Библиографический список
- Большой энциклопедический словарь, 2000.
- Степанова Ю. В., Батаршина Р. Р. Актуальность интернет-ресурсов образовательного, новостного и развлекательного содержания в студенческой среде //Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 33. С. 68-70.
- Сахарова Н. М. Интеграция интернет-ресурсов как инновационной обучающей технологии в профессиональном образовании // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2011. №12. С. 304-309.
- Баженова Н. Г. Самоорганизация и студенческое самоуправление в университете в социологическом измерении // Социально-гуманитарные знания. 2013. №5. С. 129-139.
- Баженова Н. Г. Теоретические основания конструирования студенческого самоуправления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. №3. С. 94-97.
- Сапожникова И. В. Роль Интернета в современном российском образовании // Наука промышленности и сервису. 2012. № 7. С. 595-598.
- Olehnovica E., Kravale-Pauliņa M., Bolgzda I. Doctoral Students’ Competences of Using Online Resources for Research Purposes in Network Society // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol.106. P. 896-900.
- Jamshidi L., Mehrdad A. G., Jamshidi S. Assessing Nursing Students’ Knowledge and Attitudes about Computers and the Internet // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 1371-1374.