УДК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №4 VIII ВИДА СПОСОБНОСТИ К ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМОКОНТРОЛЮ, КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Алленова Елена Валентиновна
ГБОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат №4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии
педагог-психолог

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы психологического сопровождения воспитанников, формирование способности к поведенческой саморегуляции, самоконтролю, коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: личность, самоконтроль, саморегуляция, социальная реабилитация и адаптация


FORMATION AT PUPILS OF SPECIAL (CORRECTIONAL) BOARDING SCHOOL № 4 TYPE VIII ABILITY TO BEHAVIORAL SELF-REGULATION, SELF-CONTROL, COMMUNICATIVE COMPETENCE

Allenova Elena Valentinovna
Special (correctional) boarding school № 4 for orphans and children left without parental care with developmental disabilities
educational psychologist

Abstract
This article discusses psychological support of students, the ability to form a behavioral self-regulation, self-control, communicative competence.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Алленова Е.В. Формирование у воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната №4 VIII вида способности к поведенческой саморегуляции, самоконтролю, коммуникативной компетентности // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/04/3036 (дата обращения: 01.11.2023).

«Жизненное практическое значение психологии заключается в е преобразовательной функции, обеспечении индивидуальности средствами работы над собой, познания, изменения и развития себя, управления своими процессами и состояниями, то есть выступает средством самосовершенствования».

         Л.С. Выготский

Актуальность программы психологического сопровождения воспитанников обусловлена ориентацией современной среды на развитие личности, которое понимается сегодня как создание условий для формирования у нее механизмов самоконтроля, саморазвития, самосовершенствования.

В рыночных отношениях современной России во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие личностные качества, как способность быстро адаптироваться к изменениям в обществе, социально-активному действию, включая защиту своих прав. Вместе с тем решение поставленных задач перед образовательным сообществом  осложняется, отсутствием у школьников зрелых мотивов к самовоспитанию качеств, необходимых для успешного вхождения в современное общество.

Основными принципами работы явились:

Принцип ориентации на позитив в поведении воспитанника, познание своих положительных черт, формирование нравственных чувств при самоконтроле своего поведения.

Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением, учет индивидуальных качеств воспитанника

Принцип закаливания детей с трудностями поведения, включение их в решение социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях, определение своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях

Большая работа проводилась в области нравственного воспитания воспитанников, проявления человечности, нравственности.

Цель программы: Формирование у воспитанников способности к поведенческой саморегуляции, самоконтролю, коммуникативной компетентности.

Задачи:

1.Развивать у учащихся стремление к самопознанию, самоконтролю, осмыслению себя, своих поступков и поведения,  самовоспитанию.

2. Формировать нравственные качества личности, ответственность и порядочность, культуру, адекватность оценки себя и других людей для успешного вхождения в общество.

3. Способствовать становлению жизненной позиции учащихся, конструктивности их жизненных целей для сохранения здоровья. Сформировать начальные навыки психической саморегуляции и самоконтроля.

4. Развивать навыки общения: умение слушать, передавать информацию, конструктивно разрешать конфликты; развивать коммуникативные способности: рефлексию (умение человека представлять, как его воспринимают другие люди), эмпатию (способность эмоционального восприятия состояния другого человека, сила и глубина сопереживания).

5. Сформировать знания и практические умения по самоанализу, анализу профессии, сопоставлению своих способностей с требованиями профессии.

В основу работы с учащимися положены следующие принципы    с позиций личностно-ориентированного, социального подходов:

Воздействие направлено не на «формирование» и коррекцию личности, а на создание условий для ее развития, что должно обеспечить формирование механизмов самообучения и самовоспитания.

Отношения человека с другими людьми  являются главной движущей силой и источником роста и социализации индивидуальной психики.

В плане развития творческого потенциала должно быть подражание творческим, гуманистически ориентированным личностям – их отношению к делу, к жизни в целом.

Нравственное и профессиональное становление ребенка будет эффективным при обеспечении формирования у него диапазона ролевого поведения.

Развитие личности предполагает создание условий для ее ориентации на собственные этические нормы и установки, т.е. формирование у нее внутреннего контроля.

Для осуществления поставленных задач мы ориентировались на золотое правило гуманистической педагогики: «Не стоит бесконечно исправлять плохое, лучше показать привлекательность хорошего».

При разработке программы психологического сопровождения были использованы  следующие методические пособия: Дубровина И. В.,  тренинг «Временная перспектива»; Рогов Е. И. «Азбука психологии»; Митина Л. М. «Тренинг–семинар профессионального самоопределения личности»; Хухлаева О. «Счастливый подросток»  и другие.

Однако, анализируя  программы, направленных на развитие самоконтроля и самосознания, мы пришли к следующим выводам:

*во-первых, в них недостаточно внимания уделяется вопросам  мотивирования подростков на саморазвитие и самовоспитание.

*Во-вторых, отводится незначительная роль практической, коллективной и творческой деятельности подростков, которая  позволила бы им самоутвердиться, самореализоваться, почувствовать вкус успеха.

В процессе творческой деятельности при коллективном планировании, подготовке и проведении мероприятия учитываются индивидуальные особенности, интересы и склонности всех его участников, что помогает подросткам осознать свои силы и индивидуальность.

Иными словами, программа построена по принципу соответствия личности и поведения учащегося и основным процессам его. развития и представляет собой следующую структуру:

1 стадия (подготовка)

Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

2 стадия (осознание)

Активизировать процесс самопознания, самоконтроля для повышения уровня самосознания.

3 стадия (переоценка)

Сплочение классного коллектива, овладение коммуникативными навыками, формирование активной жизненной позиции и психологической готовности воспитанников.

Для решения поставленных в эксперименте задач были выбраны следующие методики:

Таблица 1.

Исследуемая группа Исследуемые параметры Методика На что направлена
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Внимание, работоспособность Методика Тулуз-Пьерона Определение работоспособности, устойчивости внимания, темповых характеристик деятельности
Мышление 1 и 2 субтесты методики Э.Ф.Замбацявичене, Л.И. Переслени Определение уровня развития словесно-логического мышления
1 тест Г.Вильсона Определение уровня развития наглядно-образного мышления
Эмоциональное состояние Методика изучения цветовых предпочтений Определение особенностей эмоциональных отношений в классе,  отношения к себе в настоящем и будущем
СРЕДНЯЯ ШКОЛА Память VI субтест  Д.Векслера Определение объема оперативной памяти и внимания
Мышление 3 субтест методики Э.Ф.Замбацявичене, Л.И. Переслени Определение уровня развития словестно-логического мышления, способности устанавливать разные виды связи между понятиями
1 субтест методики Р.Кеттела Определение уровня развития логического, наглядно-образного мышления
Внимание, работоспособность Методика Тулуз-Пьерона

(ИМАТОН)

Определение работоспособности, устойчивости внимания, темповых характеристик деятельности и (косвенно) развития наглядно-образного мышления
Адаптированность, регуляция поведения Экспертная оценка учителей Определение особенностей личности и поведения учащихся: адаптированности, эмоционального состояния, способности к регуляции поведения
СТАРШАЯ ШКОЛА VI субтест  Д.Векслера Определение объема оперативной памяти и внимания
10 слов – методика Р.Лурия Определение уровня оперативной памяти, работоспособности
Методика КОТ Определение особенностей интеллектуального развития, выявление наличия фактора эмоциональной дезорганизации мышления
Адаптированность, регуляция поведения Экспертная оценка учителей Определение особенностей личности и поведения учащихся: адаптированности, эмоционального состояния, способности к регуляции поведения

При сравнительной оценке учителями учащихся начальной школы отмечено, что активно детей из контрольной группы оказалась более низкой. У них также отмечается пониженный фон настроения, они менее общительны, более расторможены. Отмечается высокая отвлекаемость, низкая учебная мотивация.

Сравнительная оценка учителями воспитанников начальной школы за 20112012гг

Таблица 2

Наибольшие различия между детьми отмечаются по фону настроения (преобладают негативные переживания), по отвлекаемости, общительности, школьной мотивации. Эти тенденции наблюдаются на протяжении всего периода работы, что, очевидно связано с правильно разработанными программами коррекционных занятий в рамках экспериментального процесса.

Показатели тревожности по СMAS в средней школе за период эксперимента

Как видно из диаграммы уровень тревожности по группам в средней школе соответствует норме. В средней школе исследовались устойчивые личностные свойства воспитанников с помощью анкеты М.В.Бодунова. Всего на вопросы анкеты ответили 9 учителей и воспитателей. Для сравнительной оценки уровня тревожности использовалась методика CMAS ( А.М.Прихожан). У детей из экспериментальной группы психофизиологические характеристики более благоприятны – они меньше отвлекаются на уроках, менее тревожны и импульсивны, учителя отмечают более адекватное поведение. У детей контрольной группы ниже общая успеваемость за год. Более низкая учебная мотивация , вероятно, отражает низкую общую активность детей из контрольной группы.

Экспертные оценки педагогов – средняя школа



Все статьи автора «Алленова Елена Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: