УДК 37.02

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИЗОБРЕТЕНИЙ, ОТКРЫТИЙ, СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Шилягина Алла Михайловна
Смоленский государственный университет
ассистент кафедры иностранных языков

Аннотация
Статья посвящена историческому анализу развития технических средств обучения на информационном этапе (с 1960 по 2000 год), с целью выявить его основные особенности.
В работе проанализирован информационный этап развития технических средств обучения с точки зрения задействованных каналов восприятия.
Выявлена сущность понятий «интерактивность», «интерактивная среда», «интерактивное обучение».
Описаны средства и технологии, при использовании которых информационно-образовательная среда трансформируется в интерактивную образовательную среду.
Рассматривается взаимосвязь между открытиями, изобретениями, средствами коммуникации и средствами обучения.

Ключевые слова: изобретения, интерактивная образовательная среда, интерактивные средства обучения, информационный этап, каналы восприятия, муль-тимедиа технологии, открытия, средства коммуникации, средства обучения


INTERRELATION OF INVENTIONS, OPENING, MEANS OF COMMUNICATION AND TUTORIALS. INFORMATION STAGE OF THE DEVELOPMENT OF TUTORIALS AND ITS MAIN FEATURES

Shilyagina Alla Mikhailovna
Smolensk State University

Abstract
The article is devoted to the historical analysis of the development of training technical means during the information stage (from 1960 to 2000), with the purpose to reveal the main features of this stage.
The stage of the development of training technical means from the point of view of the in-volved perception channels is analyzed.
The essence of the concepts "interactivity", "interactive environment", "interactive training" is revealed.
Some means and technologies, which are used to transform information educational envi-ronment into interactive educational environment, are described.
The interrelation between opening, inventions, means of communication and tutorials is considered.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шилягина А.М. Взаимосвязь изобретений, открытий, средств коммуникации и средств обучения. Информационный этап развития средств обучения и его особенности // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/05/3182 (дата обращения: 11.11.2023).

Средства обучения прошли долгий путь развития. Они менялись одновременно с развитием социума.

На разных этапах эволюции общества появлялись новые средства обучения, но их внедрение в учебный процесс не означало, что традиционные средства обучения уже не использовались.

Некоторые средства обучения, которые появились в школе много веков тому назад, уже не применяются в современной школе (абак, счеты, логарифмическая линейка и т.д.). Но есть и такие средства, которые в обучении используются до сих пор (книга, доска, мел и т.д.).

Открытия и изобретения всегда были движущей силой процессов, происходящих в обществе, хотя случаются они достаточно редко, но их значение в развитии общества чрезвычайно велико.

Важно отметить, что многие изобретения и открытия делаются совсем не для нужд образования. Но исторический опыт показывает, что многие важные открытия и изобретения человечества находят свое применение в области образования. В результате отдельных открытий и изобретений появляются новые средства коммуникации и средства обучения.

Для того чтобы понять какая связь существует между средствами коммуникации и средствами обучения, обратимся к сущности понятий «коммуникация», «средства коммуникации», «средства обучения».

По мнению С.Ю. Головина, коммуникация – это «специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю» [1].

Средства обучения С.Ю. Головин рассматривает как «объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития» [1].

Ключевым в этих определениях является слово «информация». Термин «информация» уходит корнями к латинскому слову «informatio». В переводе с латинского «informatio» означает «разъяснение, изложение». Изначально слово «информация» означало «сведения, передаваемые одними людьми другим людям, устным, письменным или другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений» [1].

Исходя из вышесказанного, сформулируем определение «средств коммуникации». Под средствами коммуникации будем понимать объекты, созданные человеком для передачи информации.

Пранализировав определения «коммуникации», «средств коммуникации», «средств обучения», мы приходим к выводу, что понятие «информация» связывет все эти определения между собой.

Таким образом, есть все основания говорить, что существует взаимосвязь между открытиями, изобретениями, средствами коммуникации и средствами обучения. Новые открытия или изобретения приводят к появлению новых средств коммуникации. В свою очередь, появление новых средств коммуникации отражается непосредственно на сфере образования и, как результат, школа получает новые средства обучения.

В рамках данной статьи мы рассмотрим информационный этап развития средств обучения с целью выявить его основные особенности.

Открытие микропроцессорных, коммуникационных, облачных и нанотехнологий привело к появлению совершенно новых средств коммуникации и средств обучения. Использование при обучении новых средств, позволило изменить формы, методы, подходы и содержание образования.

На протяжении нескольких веков происходило постепенное движение от более простых средств обучения к более сложным. По мере того, как сложные средства обучения вытесняли простые, происходила замена неинтерактивных средств обучения  на интерактивные.  Появление интерактивных средств обучения дало возможность получить обратную связь, что в корне изменило образовательный процесс.

В XX веке существовало понятие «информационно-образовательная среда». В начале XXI века понятие «интерактивность» все чаще стало использоваться в сфере образования. Благодаря внедрению в учебный процесс интерактивных средств обучения, информационно-образовательная среда становится интерактивной образовательной средой.

Для дальнейшего исследования, нам необходимо выявить сущность понятия «интерактивность», а также проанализировать, как изменился процесс обучения.

Как научный, термин «интерактивность» является сравнительно новым термином, поэтому определения ему в толковых словарях русского языка не найти, но мы все же попытаемся охарактеризовать это явление.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова «interaction», которое в переводе с английского означает «взаимодействие» [2].

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой приставка «интер» трактуется как «образующая существительные и прилагательные с теми же значениями, что меж или между».

Слову «активность» в словаре дается объяснение через сушествительные «деятельность, энергичность» [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что интерактивность означает взаимодействие, общение, диалог, наличие обратной связи и т.д. Следовательно, будем рассматривать интерактивность как способ самовыражения или возможность общаться с другими участниками диалога, высказывать свое мнение.

Наряду с понятием «интерактивность» сейчас широко употребляются понятия «интерактивное обучение», «интерактивная среда», «интерактивное общение» и т.д.

Один из исследователей интерактивных технологий обучения В.С.Дьяченко считает, что интерактивное обучение – это «способ познания, основанный на диалоге между всеми участниками образовательного процесса» [4].

По мнению М.С. Помеловой, интерактивное обучение – это «прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется освоение опыта обучаемого на базе взаимодействия с чем-либо (компьютером) или кем-либо (человеком)» [5].

Г.М. Коджаспирова считает, что «интерактивная среда – это среда, в которой происходит интерактивное общение», а «интерактивное общение – это взаимодействие, т.е. организация совместной деятельности людей» [6].

Следовательно, мы приходим к выводу, что главной особенностью информационного этапа развития средств обучения, является интерактивность, которая обеспечивается благодаря использованию интерактивных средств обучения. Важно, что такая среда предоставляет возможность обучаться в диалоговом режиме, т.е. обеспечивает обратную связь.

Итак, интерактивность – это свойство, которое отличает информационный этап от всех предыдущих этапов развития средств обучения. На информационном этапе развития средств обучения образовательная среда становится интерактивной, обеспечивая, таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Далее нам предстоит ответить на вопрос: какими средствами обучения обеспечивается интерактивность учебного процесса?

Трансформация информационно-образовательной среды в интерактивную среду стала возможной за счет активного внедрения в образовательный процесс компьютерных, информационных, коммуникационных и других видов технологий. В начале XXI века компьютер стал важным средством обучения. Использование компьютера привело к существенным изменениям в сфере образования. Интернет, связывающий компьютеры в единую глобальную сеть, формируя таким образом интерактивную среду, предоставляет огромные возможности для образовательной деятельности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что еще одной важной особенностью информационного этапа является расширение образовательного пространства путем использования интерактивных средств обучения. Это, в свою очередь, приводит к расширению возможностей субъектов образования (учителей, учащихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, а также тех, кто получает дополнительное образование и т.д.).

Благодаря интерактивным средствам обучения образовательное пространство стало единым, что делает образование открытым и досупным.

Универсальность персонального компьютера сделала нецелесообразным дальнейшее использование в учебном процессе многих традиционных средств обучения. Постепенно компьютер вытеснил из учебного процесса аудиовизуальные средства обучения, т.к. они потеряли свою актуальность.

Итак, мы приходим к выводу, что на информационном этапе развития средств обучения компьютер стал значимым средством обучения, вытеснив при этом многие ранее использовавшиеся технические средства обучения.

Таким образом, на информационном этапе развития средств обучения интерактивность учебного процесса обеспечивается посредством компьютера, информационных и коммуникационных технологий, которые с ним связаны.

В конце XX начале XXI века были разработаны микропроцессорные, коммуникационные, нано, облачные и другие когнитивные технологии. Все эти технологии широко используются во всех сферах деятельности человека.

Мультимедиа технология – это еще одна технология, которая поизвела революцию во многих областях человеческой деятельности. Одной из самых широких областей ее применения стала область образования.

В переводе с английского «multimedia» – это многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. [7].

Важным качеством мультимедиа технологий является интерактивность, за счет которой зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным. Благодаря применению средств мультимедиа появилась возможным значительно повысить эффективность обучения, т.к. использование мультимедиа способствует заинтересованности учащихся в предмете, повышению мотивации к анализу, синтезу, сравнению, моделированию, установлению причинно-следственных связей, использованию разных видов информации.

Важным для нашего исследования является критерий получения информации человеком через различные каналы восприятия: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для того, чтобы говорить об эфективности использования мультимедиа технологий в образовании, нам необходимо ответить на вопрос: какие из перечисленных каналов восприятия информации задействуются при использовании мультимедиа средст обучения?

В начале XXI века появилась возможность при помощи средств мультимедиа создавать виртуальную обучающую среду.

Система «виртуальной реальности» способна обеспечить «непосредственный контакт» человека со средой. Наиболее совершенные из этих систем позволяют «дотронуться» рукой до объекта, существующего лишь в памяти компьютера, надев начиненную датчиками перчатку. Можно «перевернуть» предмет, изображенный на экране, чтобы рассмотреть его со всех сторон. При помощи системы можно «шагнуть» в виртуальное пространство, используя для этого «информационный костюм», «информационные очки» или «информационную перчатку» и т.д.

Вполне вероятно, что в ближайшем будущем появятся устройства для цифровой обработки запахов. Такие устройства тоже будут относиться к семейству мультимедиа средств [8].

Все это дает основания говорить о том, что использование при обучении мультимедиа средств позволяет задействовать максимальное количество каналов восприятия: зрительный, слуховой и все сенсорные (тактильные) каналы.

Таким образом, мы приходим к выводу, что еще одной важной особенностью информационного этапа является возможность задействовать при обучении наибольшее количество каналов восприятия.

Достигается это путем использования в учебном процессе мультимедиа технологий, которые дают возможность формировать целостное представление об изучаемом объекте, явлении или процессе.

Активное внедрение компьютера и мультимедиа технологий в образовательный процесс существенно увеличивает дидактические возможности интерактивных средств обучения, обеспечивая наглядность, видеоподдержку и контроль, что в целом способствует повышению качества образовательного процесса. Педагог, освоивший информационно-коммуникационные технологии и, обладающий достаточным уровнем информационной культуры, всегда будет интересен своим ученикам [9].

Проанализировав информационный этап развития средств обучения с точки зрения его особенностей, мы пришли к следующим выводам:

1. Главной особенностью информационного этапа является интерактивность, которая обеспечивается за счет использования в учебном процессе интерактивных средств обучения. Интерактивная среда предоставляет возможность обучаться в диалоговом режиме.

На информационном этапе развития средств обучения образовательная среда становится интерактивной, обеспечивая, таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

2. Еще одной важной особенностью информационного этапа является расширение образовательного пространства, что стало возможным благодаря использованию в образовательном процессе интерактивных средств обучения.

Расширение образовательного пространства, в свою очередь, привело к увеличению возможностей субъектов образования.

За счет использования интерактивных средств обучения образовательное пространство стало единым, а образование – открытым и доступным.

3. На информационном этапе развития средств обучения компьютер стал важным средством обучения, заменив многие ранее использовавшиеся технические средства обучения.

Таким образом, на информационном этапе развития средств обучения интерактивность учебного процесса обеспечивается при помощи компьютера, информационных и коммуникационных технологий, которые с ним связаны.

4. Благодаря использованию на информационном этапе развития средств обучения мультимедиа технологий, появилась возможность задействовать наибольшее количество каналов восприятия: зрительный, слуховой, все сенсорные (тактильные) каналы. Это дает возможность формировать целостное представление об изучаемом объекте, явлении или процессе и, таким образом, повысить качество обучения.


Библиографический список
  1. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин, Минск, Харвест, 1998. – 799 c.
  2. Мюллер, В.К. Англо-русский словарь / В.К. Мюллер. – М.: “Русский язык”, 1995. – 843 с.
  3. Ожегов, C.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова: 4-е изд., дополненное. – Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 с.
  4. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя / В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  5. Помелова, М. С. Интерактивные средства обучения в инновационной образовательной среде / М.С. Помелова // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2011. – № 4. – С. 177–181.
  6. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
  7. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  8. Кузнецова, А.С. Использование мультимедийных средств обучения в школьном курсе биологии / А.С.Кузнецова, С.В.Корякина, IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» Поиск публикаций 15 февраля – 31 марта 2012 года.
  9. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.


Все статьи автора «AM»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: