Введение. С развитием информатизации основных отраслей экономики страны важную роль отводится внедрению информационных технологий в системе образования. К одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий относятся мультимедиа технологии.
Мультимедиа – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий пользователю работать с разнородными данными, организованными в виде единой информационной среды [1, с. 1]. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. В настоящее время в школах, лицеях и вузах можно встретить практически все нужные средства для использования и применения информационных технологий:
- средства для записи и воспроизведения звука (магнитофоны, CD-проигрыватели);
- системы и средства телевидения и демонстрации видео (телевизоры, видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели);
- кино- и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, кинопроекторы);
– компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры);
- телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации.
Технические средства позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение.
Важным моментом использования мультимедиа технологий в образовательном процессе является то, что учитываются индивидуальные особенности учащихся, что способствует повышению их мотивации. Одним из важных преимуществ мультимедиа технологий является свойство интерактивности [2, с. 2, 3 с. 56]. Интерактивность позволяет управлять представлением информации: учащиеся (пользователи) могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальные академические потребности, что особенно важно в условиях открытого образования [4, с. 3].
Применение мультимедиа технологий позволяют повысить мотивацию обучения за счет применения современных средств обработки визуальной информации, повышают эмоциональное восприятия информации, мотивирует студента самостоятельно использовать мультимедиа технологии как инструмент в познавательной и профессиональной деятельности [5, с. 1, 6, с. 14].
Данное убеждение подтверждаются проведенным опросом студентов Харьковского национального технического университета сельского хозяйства им. Петра Василенка очной формы обучения по специальностям: «Машины и оборудования сельскохозяйственного производства», «Механизация сельского хозяйства». Профильные дисциплины по этим специальностям читались с использованием мультимедиа технологий. Из 100% опрошенных студентов 85% положительно ответили на вопрос «Как Вы считаете нужно ли применять в лекционном, практическом и лабораторном курсе мультимедиа технологии» [3, с. 57].
Цель. Целью данной статьи является показать результат исследований применения мультимедиа технологий при проведении лекционных, практических и лабораторных занятий по профильным дисциплинам для студентов Харьковского национального технического университета сельского хозяйства им. Петра Василенка очной формы обучения.
Результаты исследований. Исследование по применению мультимедиа технологий проводилось среди студентов Харьковского национального технического университета сельского хозяйства им. Петра Василенка очной формы обучения с профильных дисциплин «Машины и оборудование для животноводства», «Процессы, основы конструирования и проектирования сельскохозяйственной техники». Исследование проводилось в форме социологического опроса, которое было проведено после окончания учебного семестра. В течении учебного семестра лекционные и практические занятия проводились с использованием мультимедийных и компьютерных технологий. Результаты исследований показаны в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты опроса студентов по применению мультимедийных технологий при проведении занятий.
Критерии оценки |
Количество студентов, % |
||
Да |
Нет |
Все равно |
|
1. Необходимо использование мультимедиа технологий на лекциях? |
92,6 |
3,7 |
3,7 |
2. Как Вы считаете мультимедиа технологии способствуют написанию конспекта лекции более качественно? |
83,3 |
7,4 |
11,1 |
3. Как Вы считаете материал представленный с помощью мультимедиа технологий повышает интерес к изучению дисциплины? |
87,0 |
3,7 |
14,8 |
4. Хотели б Вы научится использовать программные продукты для создания доклада с помощью мультимедийного сопровождения? |
74,0 |
7,4 |
18,5 |
5. Хотели б Вы проводить лабораторные, практические работы с использованием ПК (на графических 3D моделях)? |
64,8 |
18,5 |
16,6 |
6. Хотели б Вы принимать участие в разработке графических 3D моделей механизмов и машин? |
53,7 |
18,5 |
27,7 |
Как видно из результатов опроса применение компьютерного сопровождения и мультимедиа технологий при проведении лекций положительно оценили 92,6% процента опрошенных студентов. При этом студенты на вопрос на вопрос «Что Вам больше нравиться при чтении лекции с помощью мультимедиа?», были получены следующие ответы: изображение в цвете – 29,6%; четкое представление формул, текстовой и графической части – 31,5%; анимация графиков и диаграмм (появление на экране кривых (векторов) поэтапно, в строгой последовательности построения и соответствующего комментария) – 35,2%, дискретное наложение звука в качестве психологической разрядки – 14,8%, использование анимационных роликов показывающих в динамике строение и работу механизмов и машин – 51,8%, использование видеороликов по тематике занятия – 64,8%. Также 83,3% студентов отметили что мультимедиа технологии способствуют более качественному написанию конспекта лекций.
Во время проведения лабораторных и практических занятий по профильным дисциплинам использовали ПК и программные продукты для расчетов и исследований. При опросе студентов, после окончания учебного семестра, 64,8% студентов положительно оценили данное внедрение в учебный процесс.
В целом 87% студентов считает что материал, представленный с помощью мультимедиа технологий повышает интерес к изучению дисциплин.
Хотелось бы отметить, что большое количество студентов хотели бы не только присутствовать на занятиях, которые проводятся с применением мультимедиа технологий, но и участвовать в разработке материала (докладов, графических 3D моделей механизмов и машин) с использованием информационных технологий. Так на вопрос «Хотели б Вы научится использовать программные продукты для создания доклада с помощью мультимедийного сопровождения?» 74% студентов ответили положительно. Также 53,7% студентов высказали желанию принять участие в разработке графических 3D моделей механизмов и машин.
Выводы.
1. Как показывают исследования, мультимедийные средства обучения являются перспективным и высокоэффективным инструментом улучшения качества образовательного процесса в высших учебных заведениях. Так 87% студентов отметили что материал, представленный с помощью мультимедиа технологий повышает интерес к изучению дисциплин «Машины и оборудование для животноводства», «Процессы, основы конструирования и проектирования сельскохозяйственной техники».
2. Также не мало важным фактором является то, что у студентов проявляется интерес к участию в разработке и использовании мультимедийных технологий в научной и учебной деятельности. Так на вопрос «Хотели б Вы научится использовать программные продукты для создания доклада с помощью мультимедийного сопровождения?» 74% студентов ответили положительно, и 53,7% студентов высказали желанию принять участие в разработке графических 3D моделей механизмов и машин.
Библиографический список
-
Тырышкина О.А. Мультимедиа технологии в современном образовании URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/multimedia-tekhnologii-v-sovremennom-obrazovanii-0.
-
Вакулюк В.М., Семенова Н.Г. Использование мультимедиа технологий в лекционном курсе. Современные наукоемкие технологии. 2004. № 2.
-
Кульбаба С.В., Нагорный С.А., Чигрин А.А. Мультимедиа технологии графики в образовательном процессе // Вісник ХНТУСГ імені Петра Василенка «Технічні системи і технології тваринництва. ХНТУСГ. Харків. 2014. Вип. 144.
-
Основы применения мультимедиа в открытом образовании URL: http://www.ido.rudn.ru/Open/multimedia/mult2.htm.
-
Плюснина Л.И. Эффекты использования мультимедиа технологий в образовании URL: http://moi-mummi.ru/publ/o_multimedia_tekhnologijakh_v_obrazovanii/ehffekty_ispolzovanija_mm_v_obrazovanii/ehffekty_ispolzovanija_multimedia_tekhnologij_v_obrazovanii/136-1-0-1084.
-
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. ред. Е.С. Полат. – М.: Изд-во «Академия», 1999.