УДК 37.013.46

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КОНФЛИКТОЛОГОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТГОСТНОГО ПОДХОДА

Берсенева Надежда Васильевна
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

Аннотация
В статье автором обосновывается актуальность развития профессиональной подготовки конфликтологов бакалавров c введением новых образовательных стандартов третьего поколения ФГОС ВПО, обеспечивающих взаимосвязь теоретической и практической подготовки на основе компетентностного подхода. В данном контексте автором рассматривается понятие «профессиональная компетентность» конфликтолога в выделенном виде профессиональной деятельности. Предложена авторская концепция научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Психология конфликта» на основе использования системного анализа, теории моделирования, теории игр, анализа социальных сетей, теории сложности, современной логики. Описаны варианты практической реализации методики обучения по изучаемой дисциплине «Психология конфликта».

Ключевые слова: компетентностный поход, конфликтолог, конфликтология, профессиональная компетентноcть, психология конфликта, учебно-методическое обеспечение.


FORMATION OF СONFLICTOLOGISTS PROFESSIONAL QUALITIES BASED COMPETENTE APPROACH

Berseneva Nadezhda Vasilievna
Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences

Abstract
The author of the article substantiates topicality of bachelor conflictologists vocational training development in view of introducing new FGOS VPO educational standards of third generation, that provide interrelation of theoretical and practical training on the competence approach basis. The concept of “professional competence” of conflictologist in the underlined form of professional activity is considered by the author in given context. The author utilizes the basis of system analysis, simulation theory, game theory, social network analysis, complexity theory and modern logic to introduce his concept of scientific and educational methodology to ensure a “Psychology of conflict” course. Options of practical implementation of education methodology on researched “Psychology of conflict” discipline are introduced.

Keywords: competent approach, conflictological psychology, conflictologist, conflictology, professional competence, teaching and methodical providing.


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Берсенева Н.В. Формирование профессиональных качеств конфликтологов на основе компетентгостного подхода // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/06/3204 (дата обращения: 28.10.2023).

С введением новых образовательных стандартов третьего поколения ФГОС ВПО по направлению подготовки 034000.62 Конфликтология, обеспечивающих взаимосвязь теоретической и практической подготовки, необходимо обновление содержание, форм, методов и средств с позиции  компетентностного подхода. ФГОС ВПО содержат требования к результатам основных образовательных программ, представленные в виде компетенций. В целом образовательный процесс должен быть направлен на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Компетентностный подход выступает как новый подход к целеполаганию в образовании при этом важнейшим фактором становится перенос  с содержания на результаты.

На основе актуальных проблем формирования профессиональной компетентности специалистов конфликтологов необходимо разрешение следующих противоречий: (а) между методологией  и практикой подготовки к профессиональной деятельности будущего конфликтолога в образовательном пространстве; (б) между различными подходами к определению профессиональной компетентности.

Исследованиям профессиональной компетентности посвящены работы В.И. Байденко, А.А. Вербицкого, Э. Зеера, И.А. Зимней, О.Г. Ларионовой, А.В. Петрова, А.В. Хуторского и др. Исследованием структуры профессиональной компетентности современного специалиста различного профиля занимаются такие ученые как О.В Акулова, И.П. Андриади, Н.В. Баграмова, И.С. Батракова, Л.И. Берестова, Э.Н. Гусинский, В.А. Козырев, Н.В. Кузьминой, М.В. Литвиненко, А.К. Марковой, Н.И. Рыжова, Ю.И. Турчанинова, А.П. Тряпицина, С.Ф. Шатилов и др.

Требования к профессиональной компетентности представлены в госстандарте в виде комплекса профессиональных компетенций, которые необходимо формировать у студентов по мере освоения программ высшего профессионального образования и признаны обеспечить развитие личности, способной выстраивать собственную профессиональную деятельность.

Так курс «Психология конфликта» представляет собой дисциплину, формирующую у студентов профессиональные знания о сущности, целях, задачах и основных принципах преодоления психологических конфликтов, навыков и умений организации и осуществления посреднической деятельности, проведения психологического консультирования как средства оказания психологической помощи клиентам, имеющим внутриличностные, межличностные, профессиональные, организационные трудности и проблемы в разрешении значимых противоречий. Прикладная направленность психологии конфликта, наряду с ее теоретическим значением, реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения, дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение  людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство. Данный курс позволяет будущим специалистам научиться распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладеть навыками регулирования и управления конфликтами. Особое внимание уделено сочетанию теоретической и практической подготовки студентов, развитию навыков психологического анализа и конструктивного регулирования конфликтного взаимодействия на индивидуальном и межличностном уровнях.

В итоге выпускник должен обладать следующими компетенциями: – владеть научным мировоззрением, обладать культурой мышления, способностью к восприятию анализа, обобщению информации, постановке исследовательских целей и задач, выбирать научно-обоснованные пути их достижения и решения (ОК-1); знаниями основных законов и особенности развития природы, общества и человека, способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы (ОК-2). Проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия (ПК-2).

Осуществление преподавания курса «Психология конфликта» в гуманитарном вузе по направлению подготовки «конфликтология» на основе компетентного подхода выдвигает, на наш взгляд, определенные требования к учебно-методическому и научно-методическому обеспечению этого процесса:

1.         Рефлексия психологического опыта невозможна без специально разработанных творческих заданий, в ходе которых происходит не просто интуитивное понимание основных теорий и концепций в области психологии конфликта, а осознание и артикулирование изучаемого теоретического материала.

2.         Объективный анализ психологических конфликтов в четко структурированном виде на основе компетентностного подхода. Достигается это путем создания электронных учебных пособий, компьютерных презентаций, анализа социальных сетей и др.

3.         Поскольку изучении психологии конфликта для будущих конфликтологов заключается в решении различных психологических конфликтов, то основное внимание уделяется методу математического моделирования на основе алгоритма распознавания   конфликтных и бесконфликтных состояний системы. Философской базой математического моделирования выступает теория отражения, ее исходный постулат об отражении как специфическом взаимодействии двух объектов, в результате которого один объект воспроизводится другим. В научных исследованиях свойство отражения получает форму взаимодействия реальности и человеческой психики [10, с. 104]. Алгоритм этой системы основан на фундаментальной структурной теории анализа и разрешения конфликтов, единой  теории конфликта.  Решение данного направления достигается путем выполнения практической работы, которая включает в себя: анализ конфликта на основе теории математического моделирования, алгоритм конструктивного завершения конфликта, методы анализа и разработки вариантов решения конфликта.

4.         На основе разработанных практических рекомендаций, методических указаний по организации самостоятельной работы, данный курс позволяет будущим специалистам распознавать объективную и субъективную природу психологических конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они могут быть  разрешены. Во время прохождение различных видов практик, в том числе учебно-производственной практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического учебно-практического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной  специальности.

5.         Выпуская квалификационная работа (ВКР) по направлению подготовки034000.62 Конфликтология представляет собой самостоятельную законченную работу, а также  является реализацией творческого потенциала студентов, способом развития готовности и способности планировать и проводить научно-исследовательскую работу. Практическая значимость дипломного исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практике.

Итоговые аттестационные испытания, в том числе подготовка и защита ВКР, предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра к выполнению профессиональных задач. ВКР включает результаты теоретического анализа или экспериментального исследования, связанное с разработкой теоретических вопросов, с экспериментальными исследованиями или с решением задач прикладного характера, являющихся, как правило, частью научно-исследовательских работ, выполняемых выпускающей кафедрой конфликтологии  и позволяет выявить:

  • уровень практической и теоретической подготовленности бакалавра к выполнению профессиональных задач;
  • организационную готовность, владение навыками и умениями самостоятельной профессиональной деятельности по квалификации;
  • общую и профессиональную компетентность в решении задач научно-исследовательского характера.

При подготовке ВКР особое значение имеет научно-исследовательская деятельность студентов, а именно ее содержание, которое связано  с разрешением возникшей проблемы, поиском рациональных решений разнообразных научно-исследовательских задач.

Решение любой научно-исследовательской задачи может быть осуществлено в соответствии со следующими этапами деятельности: диагностика настоящего состояния; анализ ситуации; принятие решения; осуществление решения, включая коррекцию.

Проводимая научно-исследовательская деятельность ориентирована на изменение у студентов мотивации к научно-исследовательской деятельности, формирование позиции субъекта, развитие методологической культуры и др. Разрабатываются различные методы  и технологии повышения  интереса к исследовательской работе на основе компетентностного подхода: актуальность тем ВКР в аспекте конфликтологических научных направлений, в частности психологии конфликта (например: «Потенциал возможности диалога в ситуации социально-трудовых конфликтов», «Влияние индивидуально-психологических особенностей работников организации на их стратегию поведения в конфликте», «Социально-психологические барьеры личности в учебно-трудовой деятельности» и др),исследования различных конфликтов на основе системного  анализа, теории моделирования, теории игр, анализа социальных сетей, теории сложности, современной логики,  сочетание групповых и индивидуальных форм работы с бакалаврами для развития способности понимать и интерпретировать и др.

Исходя из вышесказанного, дальнейшее совершенствование научно-методического и учебного-методического сопровождения преподаваемой дисциплины «Психологии конфликта» и, соответственно повышение качества подготовки конфликтологов,  видится в использовании новейших научных достижений в как в области самой конфликтологии, так и в ее научных направлениях.


Библиографический список
  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. –190 с.
  2. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособ. – М.: Академический Проект; Екатеринбург; Деловая книга, 2003. –С.53-54.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 34-42.
  5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. Проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. – 392 с.
  6. Литвиненко М.В., Рыжова Н.И. Профессиональная подготовка специалистов топографо-геодезического профиля в логике компетентностного подхода // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2007. № 1. С. 170-176.
  7. Маркова A.К.Психологияпрофессионализма. – М.:1996. – 308с.
  8. Медянова П.В., Рыжова Н.И. Структура и компоненты языковой составляющей социально-коммуникативной компетентности специалиста туристской индустрии. // Мир науки, культуры, образования. – №3 [34], 2012. С. 8-12. По направлению подготовки 034000.62 Конфликтология


Все статьи автора «centurion»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: