Период обучения в колледже является очень важным в процессе будущего становления личности. В колледже студенты получают среднее профессиональное образование, которое является переходным звеном от начального школьного образования к высшему образованию в институте. То, как студенты справляется с проблемами, возникающими в процессе обучения, значительно влияет на протекание их дальнейшей жизни. А. Маслоу рассматривает обучение как процесс, продолжающийся всю жизнь и не ограниченный стенами учебной аудитории. [4, c. 313].
Как индивидуум видит себя в этой жизни, как ставит цели, достигает их, справляется с трудностями, во многом определяется периодом обучения в колледже, как среднем образовательном звене. В основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин. Основными причинами неуспеваемости психологи (Менчинская, Степанов) считают, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности; во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы учащихся. [5, с. 216, 7, с. 146]
Самооценка, т.е. оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.
Изучением уровня притязаний занимались такие ученые как К. Левин, Дж. Фрэнк, Ф. Хоппе и другие, а изучением самооценки: У. Джемс, К. Левин, А.В. Захарова, Г.К. Валицкас и другие.
Термин «уровень притязаний» был введен в школе немецкого психолога К.Левина. (Gardner, 1940; Рейковский, 1979; Бороздина, 1985; Зейгарник, 2003 и др.). Дж. Фрэнк понимал под ним уровень трудности в знакомом задании, который индивид определенно берется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения в этом задании. [8, с. 47]
Для Е.А. Серебряковой уровень притязаний – это потребность в известной самооценке, принимаемой и одобренной человеком. [6, с. 26]
Согласно У. Джеймсу самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. [2, c. 13] Он понимал под самооценкой сложное образование, являющееся производным элементом развития самосознания которое формируется в онтогенезе (возникает на определенном этапе).
На формирование самооценки студента влияют сверстники, внешний и внутренний стандарт достижений, уровень собственных требований. [1, c. 23] Относясь к ядру личности будущего специалиста, самооценка студента, вероятно, является важным регулятором его поведения и учебной деятельности. Под влиянием самооценки студента в зависимости от направленности, характера, способностей складывается или правильное, или неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка студента может стать либо стимулом, либо тормозом развития личности. Самооценка студента тесно связана с уровнем его притязаний. Вероятно, что расхождение между притязаниями и реальными возможностями студента ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение и учебная деятельность становятся неадекватными.
Аспект влияния самооценки и уровня притязаний студентов на успешность обучения в колледже освещён слабо, вследствие чего тема данного исследования является актуальной.
Цель исследования: выявление взаимосвязи самооценки, уровня притязаний и успешности обучения студентов в колледже.
Объект исследования: самооценка и уровень притязаний студентов колледжа.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и успешности обучения студентов колледжа.
Гипотеза: существует взаимосвязь между самооценкой, уровнем притязаний и успешностью обучения студента. Предполагается, что высокий уровень самооценки и притязаний способствуют успешному обучению учащихся.
Методы организации исследования: эмпирическое исследование.
При исследовании самооценки и уровня притязаний студентов колледжабыла использована методика Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. В качестве показателя “успешности” обучения был взят средний балл академической успеваемости студентов за последний семестр.
В пилотажном исследовании приняли участие 60 человек – студенты Алтайского государственного музыкального колледжа (АлтГМК). Возраст испытуемых от 18 до 24 лет, из них 23 человека имеют высокую успеваемость, 31 – среднюю и 6 – низкую.
При обработке данных использовался статистический пакет SPSS 19.0. Применялись следующие методы обработки: корреляционный анализ (метод ранговой корреляции Спирмена).
Результаты анализа корреляционных связей между самооценкой, уровнем притязаний и успешностью обучения представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты анализа корреляционных связей между самооценкой, уровнем притязаний и успешностью обучения
Correlations |
|||||
Ср. балл |
Самооценка |
Ур. притязаний |
|||
Spearman’s rho | Ср. балл | Correlation Coefficient |
1,000 |
,401 |
,501* |
Sig. (2-tailed) |
. |
,079 |
,024 |
||
N |
20 |
20 |
20 |
||
Самооценка | Correlation Coefficient |
,401 |
1,000 |
,815** |
|
Sig. (2-tailed) |
,079 |
. |
,000 |
||
N |
20 |
20 |
20 |
||
Ур. притязаний | Correlation Coefficient |
,501* |
,815** |
1,000 |
|
Sig. (2-tailed) |
,024 |
,000 |
. |
||
N |
20 |
20 |
20 |
||
*. Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed). | |||||
**. Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed). |
Анализ результатов корреляционного анализа показал наличие значимых связей между успешностью обучения и уровнем притязаний (r=0,501 p≤0,05) и между уровнем притязаний и самооценкой (r=0,815 p≤0,01). В то же время между успешностью обучения и самооценкой студентов отсутствовала выраженная зависимость. Вероятно, самооценка оказывает опосредованное влияние на успешность обучения.
Таким образом, можно говорить о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Существует взаимосвязь между успешностью обучения, самооценкой и уровнем притязаний. Студенты с высоким (60-74 балла по методике Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн) и завышенным уровнем самооценки (более 75 баллов) имеют успеваемость выше среднего (более 4 баллов) и высокую (4,5-5 баллов). Соответственно, высокий уровень самооценки и притязаний способствуют успешному обучению учащихся.
Библиографический список
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И.Фельдштейна. 2-ое изд. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997.
- Джеймс У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / Под. ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2000.
- Левин К. Уровень притязаний / К. Левин, Т. Дембо, Л. Фестингер, Р. Сирс // Общая психология. Субъект деятельности; отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2004. Т. 2, кн. 2.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./ пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007.
- Менчинская Н.А. Проблемы обучения и психологического развития ребенка / под ред. Е.Д.Божович. – М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1998.
- Серебрякова, Е. А. Уверенность в себе и условие ее формирования у школьников // Ученые записки Тамбов, пед. института. — Вып. 10. — Тамбов, 1956.
- Степанов С.С. От кнута к прянику// Школьный психолог.-2003.-№40.
- Frank J. Individual differences in certain aspects of the level of aspiration / Frank J. // American Journal Psychology. – 1935.