Исходная проблема исследования заключается в недостаточном внимании к вопросу возникновения тревожности у детей, обучающихся в младших классах общеобразовательной школы. Возраст 6-10 лет является периодом наиболее интенсивного личностного и умственного развития ребенка, но вместе с тем, дети в этом возрасте наиболее расположены к возникновению эмоциональных расстройств, таких как тревожность. [1, с.29] Начало обучения в школе, неправильно распланированный режим дня, необходимость включиться в жизнь нового коллектива, взаимодействовать со сверстниками и преподавателем, участвовать в общественной жизни школы — все эти необходимые нюансы обучения могуть стать для ребенка стрессогенными факторами. Тревожность, возникающая в процессе школьного обучения, мешает школьнику правильно выстроить свои социальные связи, найти свое место в коллективе, она отрицательно влияет на социальную активность и способствует повышенной утомляемости, а, следовательно, и падению успеваемости. [2, с.153]
Существует множество программ, способствующих адаптации первоклассников к обучению в школе, но при этом все они направлены на общую коллективную работу с детьми без учета индивидуальных особенностей и потребностей. В свою очередь, в послеадаптационный период также многие факторы могут вызвать возникновение тревожности. Это и смена учителя, и изменение отношений в семье, неприятие сверстниками в школьном коллективе. В ходе исследования нами была проведена диагностика уровня тревожности среди учеников третьих классов школ города Серова. В эксперименте приняло участие 46 учеников. По результатам исследования почти половина (47%) школьников имеют высокий и повышенный уровень тревожности, что свидетельствует о необходимости активной работы педагогов и школьных психологов в направлении борьбы с этой проблемой.
На основе диагностических данных была разработана программа профилактики тревожности у школьников начального звена обучения средствами арт-терапии. Арт-терапия была выбрана нами как наиболее комфортный способ отреагирования переживания для детей данного возраста. Она может включать в себя терапию художественными методами, психодраму, танцевальную и музыкальную терапию, а так же сочетание этих методов — в зависимости от специфики выборки детей, с которой будет реализована.
Условия реализации программы — во-первых, это мотивационные условия, связанные с заинтересованностью в результате всех участников процесса. Преподаватель, реализующий программу, может участвовать в конкурсах методических проектов, а так же в ходе программы пройти курсы повышения квалификации. Родители должны понимать, что тревожность является серьезным фактором, ухудшающим успеваемость ребенка и его эмоциональное состояние, поэтому необходимо с ней бороться. Дети заинтересованы в участии, поскольку занятия включены в учебный процесс и не занимают дополнительные учебные часы, к тому же на занятиях они могут познакомиться с разнообразными интересными художественными методами. Администрация учебного заведения заинтересована в снижении уровня тревожности у школьников, поскольку от этого зависят показатели их успеваемости.
Второй важный аспект — это кадровые условия. В реализации проекта участвует преподаватель изобразительного искусства. Для него желательно владение техниками арт-терапии, по возможности перед тем, как приступать к реализации, преподаватель проходит курсы повышения квалификации. Кроме того, в процессе участвует педагог-психолог/психолог, контролирующий эмоциональное состояние детей в ходе занятия, а так же оценивающий эффективность работы.
Следует уделить внимание также материально-техническим условиям — в зависимости от используемого арт-терапевтического направления они могуть меняться, но в целом необходимо: наличие отдельного кабинета, где обстановка не будет ассоциироваться у детей с учебным классом; борудование для демонстрации слайдов и видео, проигрывания музыкальных композиций; необходимые канцелярские принадлежности, что особенно актуально применительно к терапии изобразительным искуством.
Итоговыми и текущими мероприятиями программы по борьбе с тревожностью могут стать:
- семинар для родителей по вопросам борьбы с тревожностью;
- выступление на педагогическом совете психолога с отчетом об уровне тревожности учеников младшего звена;
- семинар для преподавателей по вопросам применения в работе средств арт-терапии.
Библиографический список
- Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М. – 2001
- Аметова Л.А. Педагогическая технологияспользования арттерапии в начальной школе. М. – 2003