Сегодня, когда происходит стремительное обновление российского общества, в котором идет непрерывный процесс наращивания объёмов научной информации, происходит реформирование отечественной системы образования, повышаются требования к личности педагога и в т.ч. учителя музыки, а также непосредственно к качеству его профессиональной деятельности.
К сожалению, сегодня можно констатировать тот факт, что уровень профессиональной подготовки учителя музыки не всегда соответствует требованиям современной жизни. Часто выпускникам музыкальных колледжей не хватает достаточной педагогической, музыкально-теоретической и исполнительской подготовки, они не могут правильно определить гармоническую основу, форму, жанр и стиль музыкального произведения, в кратчайшие сроки разучить музыкальное произведение, и, в конечном итоге, реализовать замысел композитора в процессе его исполнения в соответствии с требованиями жанра и стиля произведения. [17, с.3]
Развитие профессионального музыкального мышления способствовало бы будущему педагогу-музыканту самостоятельному обновлению знаний, повышению своего профессионального музыкально-педагогического уровня, а также развивало бы умение нестандартно и критически мылить. [17, с.5]
Понятие «профессиональное мышление» не подразумевает под собой конкретного определения. Профессиональное мышление – характеристика качества, уровня эффективности мышления, которая рассматривается Ю.К. Стрелковым [14] и др. В работах Т.В. Теплова [15; 16], Б.М. Кудрявцева [5] рассматриваются характеристики мышления специалиста, которые обусловлены спецификой профессиональной деятельности в отношении к объекта труда. А.К. Маркова [7], З.А. Решетова [11] в своих трудах описывают процесс решения различных задач в той или иной профессиональной деятельности.
Опираясь на деятельностный подход С.Л. Рубинштейна [13], А.К. Маркова [7], В.Д. Шадриков [18] и др. описывают профессиональное мышление в совокупности с мыслительной, а также трудовой и учебной деятельностью. Указанные авторы считают, что развитие мыслительного процесса происходит в ходе взаимодействия внутренних и внешних условий деятельности, в процессе которого зарождаются новые промежуточные, а далее и конечные результаты мышления. В ходе этого процесса профессиональное мышление встраивается в такой функциональный блок деятельности, именуемый профессионально важными качествами. Музыкальное мышление также исследовали такие ученые, как: Э. Ганслик [2], Г. Риман [12], Б.Н. Теплов [15; 16], В.В. Медушевский [8; 9], Б.Л. Яворский [19], В.И. Петрушин [10] и др.
Основываясь на теоретическом анализе научных трудов (A.A. Деркач [3], Б.Г. Ананьев [1], Е.С. Кузьмин[4], А.К. Маркова [6; 7]), которые раскрывают основные особенности и принципы профессионального мышления, а также рассмотрев основные положения по проблеме профессионального музыкального мышления в исследованиях музыковедов, можно заключить, что профессиональное музыкальное мышление – это такой вид мышления, благодаря которому становится успешной музыкально-теоретическая и исполнительская деятельность. Это системно организованная многоуровневая структура личности, включающая в себя интеллектуальный и мотивационный компоненты, от степени сформированности которых, зависит эффективность будущей профессиональной деятельности педагога в области музыки.
Теоретический обзор научно-психологической литературы по вопросу профессионального музыкального мышления показал, что проблема профессионального мышления достаточно подробно изучалась и изучается отечественными учеными-психологами. В рамках общей и профессиональной психологии мышления, были сформулированы теоретические подходы к изучению профессионального музыкального мышления, сделаны некоторые подходы к изучению его структуры. Специализированных же исследований, которые были бы посвящены изучению профессионального музыкального мышления проведено фактически не было. Не изучались, в частности, особенности и специфика этого вида мышления, структура, условия, способствующие его формированию и развитию. Все это говорит о целесообразности более глубокого изучения проблемы профессионального музыкального мышления.
Цель исследования – структура профессионального музыкального мышления и психологические условия его развития у студентов-музыкантов.
Объект исследования – профессиональное музыкальное мышление как психологический феномен.
Предмет исследования – особенности профессионального музыкального мышления студентов-музыкантов.
Гипотезы исследования:
1. Профессиональное музыкальное мышление основано на специфической структуре, включающей в себя два компонента: интеллектуальный и мотивационный, и его эффективность зависит от уровня развития этих компонентов.
2. Для того чтобы обеспечить успешное развитие профессионального музыкального мышления необходимо создать специальные условия, которые обеспечили бы соответствие исполнительской деятельности музыканта стилевым, жанровым требованиям и требованиям замысла композитора.
Для решения исследовательских задач и проверки гипотезы, применялся комплекс методов адекватных предмету исследования:
- методики «Взаимная перестановка знаков», «Анаграмма» и «Буквенные примеры» (А.З. Зак) адаптированные к музыкальному мышлению;
- блок специальных учебных заданий; чтение нотного текста с листа;
- методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (A.A. Реан, В.А. Якунин);
- модифицированный тест-опросник А. Мехрабиана (ТМД), адаптированный М.Ш. Магомед-Эминовым;
- количественный математико-статистический анализ (корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), t-критерия Стьюдента для долей.
Базой исследования выступил Алтайский Государственный Музыкальный Колледж (АлтГМК). Психологическим обследованием было охвачено 63 студента с первого по четвертый курс в возрасте от 15 до 23 лет (специальности: гитара, фортепиано, баян, аккордеон). Полученные данные были обработаны с помощью с пакета автоматизированных программ SPSS 16.0.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональное музыкальное мышление – это такой вид мышления, благодаря которому становится успешной музыкально-теоретическая и исполнительская деятельность. Это системно организованная многоуровневая структура личности, включающая в себя интеллектуальный и мотивационный компоненты, от степени сформированности которых, зависит эффективность будущей профессиональной деятельности педагога в области музыки.
2. Интеллектуальный компонент является основным и состоит из следующих подструктур: теоретического музыкального мышления, аналитико-рефлексивных умений. Чем выше уровень развития теоретического музыкального мышления, тем эффективнее аналитико-рефлексивные умения студентов. Мотивационный компонент профессионального музыкального мышления состоит из трех подструктур: учебной и профессиональной мотивации, мотива достижения, развитие которых способствует высокому уровню профессионального музыкального мышления. Наиболее значимая подструктура мотивационного компонента профессионального музыкального мышления – мотив достижения, т.к. оно преимущественно проявляется в процессе исполнительской деятельности.
3. В качестве основного принципа построения учебного репертуара, который предлагается студентам для исполнительской деятельности, целесообразнее использовать принцип дифференциации музыкальных произведений в соответствии со степенью сложности. Профессиональное музыкальное мышление более эффективно развивается исходя из следующих психологических условий: актуализации музыкальных умений студентов-музыкантов в процессе исполнительской деятельности; освоения музыкального произведения в сообразности с логикой возникновения и становления музыкального стиля и жанра; многоаспектности познавательной деятельности.
Таким образом, в результате проведенного исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что профессиональное музыкальное мышление – это сложная многоуровневая структура, включающая интеллектуальный и мотивационный компоненты, от развития которых зависит его эффективность и общий уровень. В качестве предмета дальнейшего исследования может быть изучение механизмов взаимодействия компонентов профессионального музыкального мышления (интеллектуального и мотивационного) как главенствующих подструктур, которые обеспечивают наивысший уровень его развития.
Библиографический список
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1980.
- Ганслик Э. О музыкально – прекрасном. – СПб., 1911. – 256 с.
- Деркач A.A. Акмеология. Учебник. – М.: РАГС, 2002. – 650 с.
- Кузьмин Е.С. Вопросы социальной психологии руководства. /Психология производству и воспитанию. Л., ЛГУ, 1977. – 194 с.
- Кудрявцева Т.В. Психология технического мышления. — М., 1976. — 136 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Посвещение, 1996. – 307 с.
- Медушевский В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы – М.: Музыка, 1996.-342 с.
- Медушевский В.В. Как устроены художественные средства музыки? // Эстетические очерки. Сборник статей./ Московской гос. консерватории им. П.И.Чайковского/. — М.: Музыка, 1978. – вып.4. – 224с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 384 с.
- Решетов З.А. Психологические основы профессионального обучения. – М., 1997. – 195 с.
- Риман Г. Катехизис истории музыки. – М.: Книжный дом “Либроком”, 2002. – 216 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М.: Изд. АН СССР,1959.- 148 с.
- Стрелкова Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М., 2002. – 342 с.
- Теплов Б.М. К вопросу о практическом мышлении // Ученые записки МГУ. – М., 1946. – Вып. 90. – С. 149-214
- Теплов Б. М. Избранные труды. Том2. М. -Л.: АПН РСФСР, 1947. – 355 с.
- Ушаков Л.Г. Музыкальное мышление как психическая деятельность личности // Ступени: Научный журнал: Иркутск: ИГЛУ, 2003. – №3. – С. 120.
- Шадриков В.Д. Мир внитренней жизни человека. М.: Университетская книга – Логос, 2006. 392 с.
- Яворский Б.Л. Музыка и современность, вып.7, М., 1971. – 260 с.