УДК 159.923.2

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ДЕВИАНТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Смолева Елена Олеговна
Институт социально-экономического развития территорий РАН
научный сотрудник

Аннотация
В работе представлены различные подходы к понятиям «норма» и «девиантное поведение» с точки зрения психологии. Рассмотрен феномен отклоняющегося поведения в контексте диспозиционной системы личности. Определены ситуационная и личностная составляющие отклоняющегося поведения. Выделены особенности девиантного поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: девиантное поведение, диспозиции, норма поведения, ситуация


ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL THEORIES OF DEVIANCE MINORS

Smoleva Elena Olegovna
Institution of Russian Academy of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS
researcher

Abstract
The paper presents various approaches to the concepts of "normal" and "deviant behavior" in terms of psychology. Examined the phenomenon of deviant behavior in the context of dispositional personality system. Defined situational and personal components of deviant behavior. The author reveals features of the deviant behavior of minors.

Keywords: behaviors, deviant behavior, dispositions, situation


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Смолева Е.О. Анализ психологических теорий девиантности несовершеннолетних // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/06/3322 (дата обращения: 01.11.2023).

В период становления девиантологии при использовании понятия «девиантное» или «отклоняющееся поведение» исследователь сталкивался с рядом трудностей, вызванных многозначностью понятия и связанной с этим терминологической путаницей. Двойственное значение понятия «девиантное поведение», обозначающего и действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам,  и относительно массовое и устойчивое социальное явление, наглядно демонстрирует различие предметной области исследования психологии, криминологии и социологии.

В настоящее время появилось множество работ, посвященных изучению феномена девиантного поведения, но ряд трудностей терминологического плана остался. Во-первых, относительность определений поведенческой нормы и девиации. При этом в соответствии с задачами исследования каждый автор делает свой акцент при использовании термина «отклоняющееся поведение»: медицинский [14], юридический [12; 13], социологический [7], психологический [9] и т.д. Терминологический анализ также показал, что в качестве критерия, по которому поведение относят к девиантному, преимущественно выступает несоответствие (вплоть до противостояния) конкретного поведения и нормы – регулятора поведения. Этот критерий в последнее время подвергается обоснованной критике за формальный характер, так как при его применении сравниваются формальные признаки поведения и формальные предписания [8, с. 9-11]. Несколько другой подход избрал Ю.А. Клейберг, выбрав в качестве критерия воздействие на социальные нормы. По его мнению, девиантное поведение характеризует мотивация, направленная на изменение социальных норм и ожиданий [10, с. 16].

Второй момент, который вызывает затруднения терминологического плана у исследователя, – это целостность девиантного поведения, как феномена. В большинстве случаев исследователи не придерживаются концепции целостности отклоняющегося поведения как вида. Девиантное поведение рассматривается в качестве множества разнородных и несводимых в совокупность индивидуальных действий, изучаются отдельно его «негативные» и «позитивные» формы.

Анализ психологической литературы выявил два основных подхода к установлению нормы: функциональный и критериальный. Первый подход связан с такой функцией нормы, как управление поведением. Еще немецкий психолог В. Вундт определял норму как, во-первых, предписание для предстоящих деяний, подлежащих выбору, а уже, во-вторых, предписание для оценки совершившихся фактов [6]. С точки зрения отечественной психологии, нормы выполняют свою функцию только тогда, когда интериоризированы и могут служить побуждением для эмоционально-волевой сферы личности [2, с. 144-172]. В качестве внутренних регуляторов поведения рассматривали фиксированные установки [1], отношение человека [15], направленность личности [3].

Более поздние разработки проблемы регуляции поведения личности социальными нормами в секторе социальной психологии академического института психологии под руководством М.И. Бобневой в качестве внутренних регуляторов поведения личности выделили систему оценок, ценностные ориентации личности, ее моральное сознание, которые есть результат сознательного или неосознанного отношения к социальным нормам [19, С. 34-54]. В ходе исследований было выделено два внутренних регулятора поведения: первый побуждает к деятельности и связан с мотивацией достижения или мотивацией избегания, а второй прекращает деятельность и связан с пределами допустимости и внутренним барьерами, определяющими невозможность нарушения норм. Саморегуляция поведения индивида может идти двумя путями: по позитивному пути самоактуализации или по негативному пути включения защитных механизмов.

Объединением различных подходов к проблеме внутренней регуляции поведения можно считать диспозиционную концепцию регуляции социального поведения В.А. Ядова [20, с. 89-105], согласно которой выстраивается иерархия диспозиций от элементарных фиксированных установок, регулирующие непосредственную реакцию субъекта на актуальную ситуацию, до диспозиций, образующих систему ценностных ориентаций личности и регулирующих целостность социального поведения и деятельности личности.

Дополняет диспозиционную концепцию девиантности объяснительная модель девиантного поведения на основе схемы ценностно-потребностной регуляции поведения, разработанная Д.А. Леонтьевым, Ю.А. Васильевой [4, с. 58-75; 5, с. 83-86]. Схема построена на разведении понятий «потребность» и «личностная ценность». В процессе социализации происходит уменьшение регулирующей роли внешних социальных и увеличение роли личностных ценностей, а также вытеснение потребностей личностными ценностями. Несформировавшаяся система личностных ценностей обусловливает формирование девиантного поведения.

Для объяснения механизма социального поведения В.А. Ядовым была предложена схема: ситуация (условия деятельности) – диспозиции – поведение (деятельность) [17, с. 180-188]. Девиантное поведение также должно рассматриваться в контексте всей диспозиционной системы личности соответственно схеме: ситуация – диспозиции – девиантное поведение [10, с. 42]. Так как реализация девиантного поведения зависит от характеристик личности и ситуации, то необходимо подробнее остановиться на анализе личностной и ситуационной составляющей отклоняющегося поведения.

Ю.А. Клейберг выделяет четыре основные группы ситуаций девиантного поведения [10, с. 48-51]:

1). Ситуации социально-статусных взаимоотношений. В этих ситуациях взаимоотношения складываются на основе социального статуса их субъектов, социально-психологические качества личности проявляются в соответствии со структурой ближайшего социального окружения. Относительно несовершеннолетних необходимо обратить внимание на два момента: реализуя эти взаимоотношения, субъекты выступают как представители определенной возрастной группы и различных социальных слоев. Источником проблем выступает стремление несовершеннолетнего к созданию репутации у определенной аудитории или части подростковой группы путем самопрезентации как грубого, безрассудного и шокирующего своим поведением человека. Большинство авторов сходится во мнении, что статус несовершеннолетнего проявляется в проверке допустимых границ отклонения от норм (А.А. Реан, Ю.А. Клейберг), отказе от социотипичного поведения (А.Г. Асмолов).

2). Ситуации ролевых взаимоотношений. К этому типу можно отнести взаимоотношения, возникающие при исполнении внутригрупповых ролей. В криминогенных группах несовершеннолетних определенные социальные роли закрепляют посредством внутригруппового социального «клеймения» подростков в виде кличек (С.А. Беличева, И.П. Башкатов, К.Е. Игошев и др.). Источником проблем служит набор определенных экспектаций со стороны других людей, который соответствует каждой роли.

3). Ситуации взаимоотношений совместной деятельности. При анализе девиантного поведения несовершеннолетних преимущественно рассматриваются ситуации учебной деятельности. В качестве источника проблем и основных причин принятия девиантной роли в процессе учебной деятельности называют низкую успеваемость (М.А. Алемаксин, Г.Г. Бочкарева, И.С. Кон, Bandura, Walters, Рatterson, Hirschi) и отсутствие необходимых  навыков для формирования отношений со сверстниками (Рatterson, Dishionetal.).

4). Ситуации ценностных взаимоотношений, в которых происходит накопление социального опыта. При реализации ситуаций этого типа происходит формирование диспозиций человека. Источником проблем является воздействие девиантной субкультуры.

В качестве критериев модели девиантного поведения на ситуационном уровне могут служить следующие признаки: степень устойчивости, сложности, обыденности, временные характеристики, фактор контроля. Но  поведение человека зависит не столько от объективных критериев ситуации, сколько от осмысления этой ситуации и выбором того или иного способа реагирования на нее. По мнению В.Н. Кудрявцева, «любая ситуация влечет за собой тот или иной поступок, лишь преломляясь через психику субъекта. Ни одна ситуация не может вызвать поведение, отклоняющееся от норм, без взаимодействия с определенными свойствами личности [12, с. 87]».

В личностной составляющей механизма девиантного поведения должны рассматриваться особенности личности, связанные с ее социальной ролью, диспозициями, социальной позицией. С учетом того, что девиации в основном являются реакцией личности на социальные и психологические противоречия, в качестве основных критериев построения модели выбирают способ взаимодействия личности с реальностью [14, с. 8-12], способ социального взаимодействия [16] и способность разрешать психологические противоречия [10, с. 42-48].

Авторы всех трех концепций придерживаются одинаковых взглядов на характеристики личности, способствующие разрешению проблемной ситуации: к ним относятся следующие: способность анализировать ситуацию и принимать решения, понимать последствия своих действий, формировать ближнюю и дальнюю перспективу. Противодействует решению проблемной ситуации детерминированность поведения, зависимость и стереотипность, неспособность изменить свое поведение по отношению к травмирующей ситуации, несформированность жизненных планов, монопараметричность существования. При этом может сформироваться «патологический жизненный гештальт», когда невозможно избавиться от зависимости от проблемной ситуации.

Так как девиации являются ответной реакцией на проблемную ситуацию, то некоторые авторы правомерно связывают отклоняющееся поведение с такой личностной характеристикой, как стрессоустойчивость. В соответствии с моделью Р. Лазаруса, исследовавшего копинг-поведение, взаимодействие среды и личности регулируется копингом и когнитивной оценкой [11, с. 25-26]. К психологическим копинг-ресурсам личности относят устойчивую позитивную Я-Концепцию, самооценку, убеждения, общительность, эмпатию, аффилиацию, интернальный локус контроля, относительно низкую чувствительность к отвержению [18, с. 64-70].

При построении модели девиантного поведения необходимо учитывать и личностные, и ситуационные характеристики.

Следовательно, можно выделить основные факторы, обусловливающие вид девиантного поведения при трудно разрешимой жизненной ситуации: продолжительность, сложность и управляемость проблемной ситуацией.


Библиографический список
  1. Ангуладзе Т.Ш. Формирование установки асоциального поведения у несовершеннолетних правонарушителей. Автореферат дис. …канд. психол. наук. Тбилиси, 1980.
  2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е.В. Шороховой, М.И. Бобневой. – М.: Наука, 1976.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  4. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушении социальной регуляции поведения // Психологический журнал. – 1997, № 2. Т. 18.
  5. Васильева Ю.А., Леонтъев Д.А. Этогенический подход к изучению социальных отклонений // Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 2(4).
  6. Вундт В. Этика / В. Вундт [Электронный ресурс] - Спб., 1887. См.: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=97
  7. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // СоцИс, 1991. № 4.
  8. Карпинский К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного  пути девиантной личности: Монография/ К.В. Карпинский; Под. ред. Т.К. Комаровой. – Гродно: ГрГУ, 2002.
  9. Клейберг Ю.А.  Социальные нормы и отклонения. – 2-е изд., доп. М.: Вита-Пресс, 1997.
  10. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  11. Копинг-поведение больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. – СПб.: Питер, 1998.
  12. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение. Норма и патология. М.: Юрид. лит., 1982.
  13. 13. Кудрявцев В.Н., Кудрявцев Ю.В. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. – М.: Юрид. лит., 1984.
  14. Менделевич В.Д. Поведенческие расстройства или девиации поведения / Психиатрия и психофармакотерапия. 2000, №6.
  15. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960.
  16. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / С.А. Беличева, О.В. Кардашина, Н.Д. Линде и др.; под ред. С.А. Беличевой. М.: Соц. здоровье России, 1999.
  17. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности  / Под ред. В.А. Ядова. – Л., 1979.
  18. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. – Обзр. психиатр. и мед. психол., 1994.
  19. ШороховаЕ.В. Основные итоги социально-психологических исследований в Институте психологии АН СССР // Психологический журнал. 1982. № 2.
  20. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.


Все статьи автора «Смолева Елена Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: