Применение методов психологического изучения при сопровождении деятельности сотрудников, нуждающихся в повышенном психологическом внимании, используется для:
- определения индивидуально-психологических особенностей и состояний сотрудников при формировании заключения о необходимости оказания им дополнительной психологической помощи;
- прогнозирования профессионального и социального поведения сотрудников;
- проведения психоконсультационной и психокоррекционной работы;
- оценки степени социально-психологической адаптации сотрудников, принятия мер для ее улучшения;
- выработки оптимальных мер психологического воздействия на личный состав ОВД. [1, с. 90-91]
К наиболее доступным и широко используемым внетестовым методам изучения личности сотрудника ОВД относятся: анализ документов, метод экспертных оценок, беседа, анкетирование, наблюдение и биографический метод.
Анализ документов. Изучаются результаты психологического обследования сотрудника, осуществленные на различных этапах профессионального отбора и по иным основаниям (например, при психологическом обследовании в рамках аттестации или при закреплении за сотрудником огнестрельного оружия), а также автобиография, анкеты, служебные характеристики, рекомендации и другие материалы для получения информации о профессионально значимых биографических данных, морально-нравственных и индивидуально-психологических качествах, профессиональной направленности, общеобразовательной подготовленности, чертах характера, склонностях, интересах и т. п.
Следует различать два вида документов в личном деле стажера или сотрудника: официальные (заключения ЦПД, ВВК, официальных должностных лиц, материалов служебных проверок, выводов аттестаций, документы об образовании и т. п.) и личные (заявление, автобиография, объяснительные, рапорта). Первая группа документов позволяет получить информацию о личности, событиях в ее жизни от «внешних» источников; вторая — глубже понять автора документов (его ценностные ориентации, представления о конкретных явлениях, людях и событиях).
Метод экспертных оценок — получение психологически значимой информации о сотруднике от наиболее опытных и компетентных сотрудников (сослуживцев). Экспертная оценка в варианте обобщения независимых характеристик обеспечивает получение преимущественно фактических данных относительно всех основных показателей социальной и профессиональной успешности сотрудника и наиболее эффективна в сочетании с наблюдением и беседой.
Метод беседы. Беседа — это активный метод получения информации на основе вербальной коммуникации из ответов на вопросы, поставленные психологом при непосредственном общении. Он заключается в устном опросе и является одним из самых продуктивных методов изучения личностных особенностей сотрудника.
Метод наблюдения. Наблюдение — это целенаправленное изучение действий, поступков, поведения в целом, а также проявлений мимики, пантомимики, речи и двигательной активности объекта наблюдения. Цель метода — выявление особенностей коммуникации, устной речи, словарного запаса, степени откровенности, искренности, сообразительности, скованности, напряженности, тревожности, спокойствия и т.п., а также стиля реализации служебной деятельности.
Психодиагностические методики изучения личности сотрудника. При работе с группой повышенного психологического внимания могут применяться различные психодиагностические методики (тесты; анкеты – опросники; проективные методики; методики диагностики отдельных личностных качеств и проявления свойств нервной системы).
В психологической практике изучения личностных особенностей сотрудников OВД состоящих в ГПВ, важное место занимает проблема обеспечения целостного подхода изучение личности предполагает «препарирование» и анализ составляющих объект исследования с последующей интегральной интерпретацией всех частных результатов. Целостный подход предполагает изучение личности сотрудника по следующим направлениям:
1) L — данные (Life record data). Информация о личности может быть получена путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни.
2) Q — данные (questionnaire data). Информация о личности может быть получена с помощью опросников и других методов самооценок.
3) Г — данные (Tests data). Информация о личности может быть получена с помощью объективных тестов.
В процессе всестороннего анализа могут применяться различные методы психологической оценки и изучения личностных особенностей. Изучение опыта деятельности психологов ОВД при сопровождении сотрудников, нуждающихся в повышенном психологическом внимании, позволяет разделить все методы психологического сопровождения на непосредственные и опосредованные.
Непосредственные методы психологического сопровождения:
- индивидуальная психокоррекционная работа с сотрудником (например, психологическое консультирование сотрудника; коррекция психического состояния индивида и т. п.);
- психологическая подготовка и обучение (индивидуальная или групповая).
Опосредованные методы психологического сопровождения:
- психологическое консультирование руководителя сотрудника, его сослуживцев, членов семьи;
- исследование социально-психологического климата в подразделении, где проходит службу сотрудник;
- разработка рекомендаций, обеспечивающих организацию мероприятий, необходимых для улучшения социально-психологической адаптации сотрудников, нуждающихся в повышенном психологическом внимании. [1, с. 92]
Указанные методы сопровождения относятся к инструментарию общей психологической коррекции и отличаются только «точкой приложения». В целом анализ психологических затруднений сотрудников, нуждающихся в помощи психолога, позволяет выделить наиболее часто встречающиеся на практике проблемы:
- отсутствие навыков работы с людьми;
- неверные представления о практической деятельности органов внутренних дел;
- отсутствие у сотрудника профессионально важных личностных качеств;
- конфликтные взаимоотношения с коллегами по службе;
- неадекватное отношение к личному составу со стороны руководителей ОВД
- неумение сотрудника организовать свою деятельность;
- отрицательное отношение членов семьи, ближайшего окружения к работе в органах внутренних дел;
Мероприятияпсихологического сопровождения сотрудников из группы риска, помимо мероприятий, проводимых психологом со всем коллективом, обязательно должны включать:
- динамическое психологическое наблюдение за сотрудником с периодическими очными собеседованиями (периодичность назначается индивидуально);
- индивидуальную подготовку, направленную на повышение психологической компетентности сотрудника или руководителя (ознакомление с необходимыми сведениями по структуре личности, обучение основам психологии общения и управления, эффективному разрешению конфликтных ситуаций);
- активные формы социального обучения (тренинг общения, деловые игры и др.);
- занятия по усвоению методов самоконтроля, самовоспитания и саморегуляции, повышению стрессоустойчивости;
- психологическую коррекцию акцентуированных черт характера;
- своевременное направление сотрудника в лечебно-профилактические учреждения с целью получения им специализированного восстановительного лечения при нервно-психических срывах. [2, с. 73]
Для практического разрешения выделенных психологических трудностей сотрудников группы углубленного психолого-педагогического внимания психологу целесообразно использовать не только индивидуальные, но и групповые формы работы, а также применять различные методы активного социально-психологического обучения, в том числе ролевые, коммуникативные, психорегулирующие тренинги.
Таким образом, разработана концепция, включающая в себя целенаправленное, комплексное применение различных взаимосвязанных между собой форм и методов сбора информации о деятельности, межличностных отношениях в коллективе и в семье, индивидуальных психологических особенностях сотрудников, требующих углубленного психолого – педагогического внимания.
Библиографический список
- Марьин М.И., Петров В. Е.Организация социально – психологической работы в органах внутренних дел //ЦОКР МВД России, 2006.
- Потапова И. А., Сорокина И.А. Методы и содержание психосоциальной работы // Астраханский университет. 2010.