Система трудового воспитания учащихся содержит множество компонентов, основными из них являются: учебный труд, трудовое воспитание учащихся при работе в ремесленных классах и на уроках рукоделия, трудовое воспитание детей в семье. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией ремесленного класса при светском общеобразовательном училище Министерства народного просвещения в г. Ишиме Тобольской губернии, где учащиеся последовательно осваивали приемы ручной работы, необходимые в повседневной жизни.
В Западной Сибири конца ХIX – начала ХХ века профессиональное образование, как и по всей России, было развито довольно слабо, ощущался недостаток мастеровых. Ремесленных школ не хватало. Их отсутствие частично восполняли ремесленные отделения при низших и начальных мужских общеобразовательных школах. Активное участие в пропаганде профессионального образования в школах принимала дирекция народных училищ Тобольской губернии.
Деятельность ремесленных отделений регламентировалась нормативными актами Министерства народного просвещения. Ремесленные отделения при школах образовывались по «Положению о ремесленных отделениях по законам 21 апреля 1903 г. и 16 марта 1904 г. при низших общеобразовательных учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения». Положение было утверждено в МНП 8 ноября 1907 года.
Отделения предполагалось открывать в городах и селах при низших общеобразовательных школах. Обучать планировалось учащихся и неучащихся в школе, как подростков, так и взрослых. Продолжительность курса обучения Положением не регламентировалась. Все зависело от рода ремесла, подготовки учащихся и цели обучения.
Осуществлялась материальная поддержка ремесленных отделений: на их содержание ежегодно выделялись из казны средства – не более 1,5 тыс. руб. на отделение с одной специальностью и до 1,9 тыс. руб. с двумя, при условии отчисления из местных источников не менее 600 руб. на каждое отделение без учета количества специальностей в нем [1, с. 1, 2]. Казна могла единовременно субсидировать на строительные надобности отделения не более 2,5 тыс. руб. и на оборудование не более 2,4 тыс. руб. при двух специальностях. Специальными средствами отделения являлся доход от продажи выполненных изделий или заказов. Средства расходовались на нужды отделения и на вознаграждение лиц, участвовавших в работе [2, с. 26].
Определялось время работы учеников в ремесленных отделениях. Подростки должны были работать в отделении не более 6 часов в день, взрослые не более 8 часов. Занятия проводились круглый год кроме воскресных и праздничных дней, зимних и летних каникул. Ремесленные отделения предназначались для обучения простым видам ремесла по обработке дерева и металла, передачи других профессиональных знаний и умений, учитывая род занятий, преобладающих среди местного населения [1, с. 1, 2].
Работа ремесленных отделений не ограничивалась преподаванием ремесла. Для развития учеников и местного населения следовало обучать их различным вспомогательным предметам, организовывать курсы, проводить выставки. Кроме практических занятий в отделениях, можно было проводить черчение с рисованием, доводить сведения об изучаемом ремесле или производстве, других предметах. При отделениях могли открываться постоянные и временные курсы, чтения для сообщения данных, полезных местному населению. Разрешалось устраивать выставки изделий, инструментов, материалов и работ, давать справки и советы по закупке материалов.
Заведование отделением поручалось учителю школы или лицу, имеющему специальную подготовку. Окончившие курс обучения получали свидетельства с указанием изучаемого ремесла и степени успехов. Предусматривалось содержание ремесленных отделений за счет частных лиц и обществ [2, с. 27].
Ремесленные классы, открытые при городских мужских училищах, играли существенную роль в трудовом воспитании учащихся. Однако на местах приходилось сталкиваться с проблемами, мешающими организации данных классов. Открытию классов мешал дефицит помещений, необходимых для занятия ремеслом. Одним из первых в регионе был открыт ремесленный класс при Ишимском уездном училище. Генерал-губернатор Западной Сибири в 1877 г. разрешил ввести обучение при Ишимском училище столярному и сапожному ремеслу. Городская Дума Ишима выделяла на этот предмет 200 рублей [3, л. 1]. Однако класс не открылся. Одной из причин являлось отсутствие помещения. В 1886 г. педсовет училища вернулся к данному вопросу. Для размещения ремесленного класса имелся флигель, отремонтированный городом. Инструменты и мебель были подготовлены для обучения столярному мастерству и сапожному делу [2, л. 25].
Для преподавания в ремесленном классе подбирались благонадежные специалисты, пользующиеся авторитетом у местного населения. Считая невозможным допустить в ремесленный класс в качестве учителей лиц, находящихся под надзором полиции и «вообще» из ссыльных, смотритель Ишимского училища предложил педсовету пригласить для обучения детей ремеслам мастеров: мещанина К. Орлова – для сапожного дела и крестьянина Д. Клюева – для столярного и токарного ремесла . Каждому мастеру платили по рублю за двухчасовой урок. Для сохранения имущества, отопления помещения и соблюдения чистоты в классе наняли сторожа. Мастера были известны в городе как честные люди, хорошо знающие свое дело. Оба изъявили желание обучать детей за плату. Обучение велось два раза в неделю по два часа. За учебный год каждый мастер мог провести 70 уроков, и на оплату их труда требовалось 140 рублей. Из выделяемых городом средств оставалось еще 60 руб.: на сторожа и отопление класса [3, л. 1об.].
Стремление администрации Ишима и уездного училища открыть ремесленный класс нашло понимание у вышестоящего начальства. Директор народных училищ Тобольской губернии поддержал инициативу ишимцев, ходатайствуя перед попечителем учебного округа об открытии ремесленного класса при уездном училище. На основании положений Комитета министров попечитель учебного округа В. Флоринский разрешил открыть занятия ремеслом в Ишимском уездном училище [3, л. 4.]. С конца 80-х гг. XIX в. занятия ремеслом в училище приобрели обязательный характер, и попытки учеников избежать работы расценивались педагогами как нарушение дисциплины: за это снижалась оценка за поведение [2, л. 26].
Ремесленные классы при городских училищах Западной Сибири преобразовывались в ремесленные отделения в начале ХХ века. Ремесленное отделение с двумя специальностями, слесарной и столярной, при Ишимском городском мужском училище было образовано в 1907 г. на базе ремесленных классов с содержанием от местного общества в 300 рублей. В 1912 г. его посещали 48 человек, из них 15 посторонних. Последние достигали больших результатов. Это объяснялось тем, что они работали по шесть часов в сутки, а школьники только по два. По окончании курса выдавалось свидетельство [2, л. 27].
После преобразования городских училищ в высшие начальные ремесленные отделения стали называться профессиональными классами. Ученики в Ишимском училище отдавали предпочтение столярному делу. Слесарной специальности обучались в основном дети железнодорожников, более серьезно и сознательно относящиеся к обучению. Желающих поступить в профессиональный класс было достаточно много, и приходилось делать отбор. Работая в депо станции Ишим, выпускники имели хорошую репутацию и приличные оклады. Начальник депо хвалил окончивших профессиональный класс. Выпускники открывали свои слесарные мастерские и кузницы. Желающим преподавалось переплетное дело. Профессиональный класс размещался в отдельном здании. Штат служащих училища пополнили мастер-техник, два подмастерья.
Наблюдался медленный рост количества профессиональных классов при низших учебных заведениях Западной Сибири. На 1 января 1916 г. в Тобольской губернии имелись профессиональные классы при четырех высших начальных училищах: Березовском, Ишимском, Тобольском и Тюкалинском. Профессиональные классы при высших начальных училищах содержались преимущественно за счет казны. Существенную помощь профессиональным классам оказывали городские самоуправления.
Трудовое воспитание было невозможно без участия школьников в работе ремесленных классов. С помощью ремесленного класса осуществлялось вовлечение учащихся в организованные наставниками виды труда для передачи накопленного опыта. В данном случае ремесленные классы при светских общеобразовательных учебных заведениях выступали неотъемлемым элементом системы трудового воспитания школьников. Совершенствование нормативной базы в начале ХХ в. применительно к организации работы профессиональных классов содействовало их увеличению. Значительную роль в развитии трудового воспитания играла поддержка городского самоуправления по вопросам материально-технического обеспечения деятельности профессиональных классов.
Библиографический список
- Школьный отдел при неофициальной части Тобольских губернских ведомостей. № 4. 1908. С. 1–2.
- Сулимов В.С. Светская школа Ишима (1817–1917). Тюмень, 2010.
- ГАТО Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 1. Д. 157. Л. 1.
Количество просмотров публикации: Please wait