УДК 37.022

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ» В ВУЗЕ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Киселева Ольга Михайловна
Смоленский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье представлены план теоретического материала и рекомендации по организации работы бакалавров направления подготовки «Социальная работа» по предмету «Современные системы управления базами данных».

Ключевые слова: базы данных, информатика, образовательный процесс


TEACHING THE DISCIPLINE "MODERN DATABASE MANAGEMENT SYSTEM" IN THE UNIVERSITY FOR SPECIALTY "SOCIAL WORK"

Kiseleva Olga Mikhailovna
Smolensk State University
Ph.D., assistant professor of informatics

Abstract
The article presents the plan of theoretical material and recommendations on organization of work of bachelors in the speciality "Social work" on the subject "Modern database management system".

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Киселева О.М. Преподавание дисциплины «Современные системы управления базами данных» в ВУЗе для направления подготовки «Социальная работа» // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/07/3391 (дата обращения: 03.11.2023).

Современные тенденции общества, состоящие в использовании значительного числа разнообразной информации, а также увеличении темпа ее обновления практически во всех сферах жизни и деятельности человека повышают требования к эффективности организации хранения и доступа к данным.

Стандартные способы хранения данных в форме массивов, предназначенных для решения конкретных задач, характеризуются статичностью и зависимостью от конкретного программного обеспечения. Это чревато повторениями данных при накоплении и поиске, приводит к увеличению используемого объема памяти для их хранения, частое изменение данных и их структуры при изменении задач и т.п.

Одним из возможных путей преодоления указанных недостатков является создание баз данных, обеспечивающих поддержание в системе динамической информационной модели сложных управляемых объектов и процессов и коллективный доступ к ней.

Дисциплина «Современные системы управления базами данных» проводится во втором семестре обучения и представляет собой продолжение дисциплины «Информатика», изучающейся бакалаврами направления подготовки «Социальная работа» в течение первого и второго семестров. В ходе освоения этой дисциплины должна быть освоена одна из систем управления базами данных, изучены принципы разработки баз данных с помощью определенной системы управления базами данных и технология освоения подобных систем.

Особое внимание в курсе следует уделить технологии разработки баз данных. Студенты должны научиться создавать надежные и эффективные базы данных, используя технологию реляционной модели данных. Данный курс является практикоориентированным и дает не только теоретические знания, но и практические.

В ходе обучения студент должен читать дополнительную литературу, посещать занятия, выполнять и защищать практические задания. В курсе закрепляются такие общепредметные умения, как классификация, оценивание, моделирование, абстрагирование, синтез и анализ. Целью проведения занятий является приобретение практических навыков по проектированию прикладных баз данных, их отладке и документированию.

С учетом сказанного основная задача данной дисциплины может быть сформулирована как разработка нескольких баз данных с помощью стандартных систем создания баз данных, таких как, например, MS Access, OPEN OFFICE.org BASE и подготовка документации для них. В ходе работы над заданием студенты должны закреплять, углублять и умело применять теоретические знания для решения поставленной задачи.

При выборе задач рекомендуется предлагать студенту такие задачи, которые бы его заинтересовали. В этом случае можно рассчитывать на получение более высоких результатов занятий.

Целями освоения дисциплины «Современные системы управления базами данных» являются:

-        изучение технологий разработки баз данных;

-        развитие навыков по созданию баз данных;

-        подготовка к написанию квалификационных и дипломных работ.

В результате освоения учебного курса у студента должны сформироваться следующие компетенции:

-        оценивать значение и сущность информации в становлении современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, появляющиеся в этом процессе, выполнять основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

-        владеть базовыми средствами, способами и методами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с персональным компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

-        уметь предъявлять результаты исследований в виде рефератов, отчетов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19). [1]

В результате освоения учебного курса студент должен:

1)      Знать:

-        этапы создания базы данных;

-        роль систем управления базами данных в организации баз данных;

-        абстракции основных структур данных, методы их обработки и способы реализации;

-        основные характеристики базы данных, состав ее элементов, значение для работы пользователя.

2)      Уметь:

-        разрабатывать базы данных прикладного характера;

-        описывать основные структуры данных;

-        работать в системах управления базами данных.

3)      Приобрести навыки:

-        создания таблиц баз данных с помощью мастера и конструктора;

-        разработки простых и сложных запросов к основным элементам базы данных;

-        проектирования различных видов форм и отчетов.

4)      Иметь опыт:

-        разработки баз данных;

-        описания структур данных;

-        описания основных базовых конструкций;

-        работы в различных средах разработки баз данных.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

-         освоение стандартных приёмов организации интерфейса;

-         привлечение баз данных как средства при обучении;

-         использование баз данных для хранения и переработки информации;

-         приобретение опыта по отладке баз данных.

Задания носят индивидуальный характер. Тематика работ не ограничена какими-либо рамками. По желанию студенты могут использовать материал своих научных и прак­тических интересов. [2]

В процессе изучения дисциплины «Современные системы управления базами данных» студенты должны ознакомиться со следующими разделами:

1)                 Основы теории проектирования баз данных. Раздел, независящий от выбранного программного продукта, формирующий общее представление о современных системах управления базами данных. В нем раскрываются основные понятия, определения и назначение баз данных, систем управления базами данных и их области применения. Кроме того, в данном разделе необходимо познакомить учащихся с информационной моделью данных, ее составом (концептуальная, логическая и физическая модели) и типами логических моделей баз данных (иерархическая, сетевая, реляционная). [3] Также к основам теории проектирования баз данных относятся типы взаимосвязей в модели («один к одному», «один ко многим», «многие ко многим»), обеспечение непротиворечивости и целостности данных в базе и нормализация баз данных.

2)                 Применение систем управления базами данных. Этот раздел является практикоориентированным и содержит теоретический материал о выбранном, в качестве основного, программном продукте. При использовании на практических занятьях MS Access раздел может иметь следующее содержание.

Базовые характеристики и основные возможности системы управления базами данных Access. Базовые компоненты программного продукта. Типы данных MS Access. Организация новой базы данных. Проектирование таблиц в системt управления базами данных Access. Создание схемы данных в MS Access. [4] Разработка и изменение структуры базы данных. Обработка данных в базе. Создание и модификация запросов в среде MS Access. Основы конструирования запросов. Условия отбора записей, сортировка и фильтрация данных. Изменение данных в базе средствами запроса. Формы, реализация диалогового графического интерфейса при работе пользователя с базой данных. Основы проектирования формы. Элементы управления. Технология заполнения, просмотра и корректировки данных базы с использованием форм. Проектирование кнопочных форм. Проектирование отчетов. [5]

В ходе обучения студентов для эффективной организации учебного процесса должны использоваться информационные и телекоммуникационные технологии и ресурсы; для организации контроля и эффективного оценивания деятельности студентов могут использоваться тестовые технологии. [6]


Библиографический список
  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря2009 г. N 709 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) “бакалавр”)” –http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97509/#204
  2. Тимофеева Н.М. Интегративный характер школьного курса информатики /Н.М. Тимофеева, Ю.Г.Ильинская // Системы компьютерной математики и их приложения. – Смоленск. 2007. – С. 270-273.
  3. Киселева М.П., Информатика: Компьютерный практикум. Часть I. / М.П. Киселева, A.Е. Caмapинa; Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – 80 с.
  4. Быков А.А. Проектирование баз данных в среде MS ACCESS (вычислительная практика): учебно-методическое пособие / А.А. Быков, О.М. Киселева; Смол. гос. ун-т. – Смоленск: СмолГУ, 2010. – 84 с.
  5. Киселева М.П. Информатика: Компьютерный практикум. Часть II. / М.П. Киселева,, A.E. Caмapинa; Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – 68 с.
  6. Сенчилов В.В. Тестирование, как одна из современных форм контроля знаний учащихся/ В.В. Сенчилов, Т.П. Сенчилова // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ(ТУ), МСХА, ЛГАУ, ССХИ. Том 3. Методика и педагогика. Москва-Луганск-Смоленск. Издательство МАДИ(ТУ), МСХА, ЛГАУ, ССХИ. 2002, С. 99 – 105


Все статьи автора «СмолГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: