Современные тенденции общества, состоящие в использовании значительного числа разнообразной информации, а также увеличении темпа ее обновления практически во всех сферах жизни и деятельности человека повышают требования к эффективности организации хранения и доступа к данным.
Стандартные способы хранения данных в форме массивов, предназначенных для решения конкретных задач, характеризуются статичностью и зависимостью от конкретного программного обеспечения. Это чревато повторениями данных при накоплении и поиске, приводит к увеличению используемого объема памяти для их хранения, частое изменение данных и их структуры при изменении задач и т.п.
Одним из возможных путей преодоления указанных недостатков является создание баз данных, обеспечивающих поддержание в системе динамической информационной модели сложных управляемых объектов и процессов и коллективный доступ к ней.
Дисциплина «Современные системы управления базами данных» проводится во втором семестре обучения и представляет собой продолжение дисциплины «Информатика», изучающейся бакалаврами направления подготовки «Социальная работа» в течение первого и второго семестров. В ходе освоения этой дисциплины должна быть освоена одна из систем управления базами данных, изучены принципы разработки баз данных с помощью определенной системы управления базами данных и технология освоения подобных систем.
Особое внимание в курсе следует уделить технологии разработки баз данных. Студенты должны научиться создавать надежные и эффективные базы данных, используя технологию реляционной модели данных. Данный курс является практикоориентированным и дает не только теоретические знания, но и практические.
В ходе обучения студент должен читать дополнительную литературу, посещать занятия, выполнять и защищать практические задания. В курсе закрепляются такие общепредметные умения, как классификация, оценивание, моделирование, абстрагирование, синтез и анализ. Целью проведения занятий является приобретение практических навыков по проектированию прикладных баз данных, их отладке и документированию.
С учетом сказанного основная задача данной дисциплины может быть сформулирована как разработка нескольких баз данных с помощью стандартных систем создания баз данных, таких как, например, MS Access, OPEN OFFICE.org BASE и подготовка документации для них. В ходе работы над заданием студенты должны закреплять, углублять и умело применять теоретические знания для решения поставленной задачи.
При выборе задач рекомендуется предлагать студенту такие задачи, которые бы его заинтересовали. В этом случае можно рассчитывать на получение более высоких результатов занятий.
Целями освоения дисциплины «Современные системы управления базами данных» являются:
- изучение технологий разработки баз данных;
- развитие навыков по созданию баз данных;
- подготовка к написанию квалификационных и дипломных работ.
В результате освоения учебного курса у студента должны сформироваться следующие компетенции:
- оценивать значение и сущность информации в становлении современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, появляющиеся в этом процессе, выполнять основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
- владеть базовыми средствами, способами и методами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с персональным компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
- уметь предъявлять результаты исследований в виде рефератов, отчетов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19). [1]
В результате освоения учебного курса студент должен:
1) Знать:
- этапы создания базы данных;
- роль систем управления базами данных в организации баз данных;
- абстракции основных структур данных, методы их обработки и способы реализации;
- основные характеристики базы данных, состав ее элементов, значение для работы пользователя.
2) Уметь:
- разрабатывать базы данных прикладного характера;
- описывать основные структуры данных;
- работать в системах управления базами данных.
3) Приобрести навыки:
- создания таблиц баз данных с помощью мастера и конструктора;
- разработки простых и сложных запросов к основным элементам базы данных;
- проектирования различных видов форм и отчетов.
4) Иметь опыт:
- разработки баз данных;
- описания структур данных;
- описания основных базовых конструкций;
- работы в различных средах разработки баз данных.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
- освоение стандартных приёмов организации интерфейса;
- привлечение баз данных как средства при обучении;
- использование баз данных для хранения и переработки информации;
- приобретение опыта по отладке баз данных.
Задания носят индивидуальный характер. Тематика работ не ограничена какими-либо рамками. По желанию студенты могут использовать материал своих научных и практических интересов. [2]
В процессе изучения дисциплины «Современные системы управления базами данных» студенты должны ознакомиться со следующими разделами:
1) Основы теории проектирования баз данных. Раздел, независящий от выбранного программного продукта, формирующий общее представление о современных системах управления базами данных. В нем раскрываются основные понятия, определения и назначение баз данных, систем управления базами данных и их области применения. Кроме того, в данном разделе необходимо познакомить учащихся с информационной моделью данных, ее составом (концептуальная, логическая и физическая модели) и типами логических моделей баз данных (иерархическая, сетевая, реляционная). [3] Также к основам теории проектирования баз данных относятся типы взаимосвязей в модели («один к одному», «один ко многим», «многие ко многим»), обеспечение непротиворечивости и целостности данных в базе и нормализация баз данных.
2) Применение систем управления базами данных. Этот раздел является практикоориентированным и содержит теоретический материал о выбранном, в качестве основного, программном продукте. При использовании на практических занятьях MS Access раздел может иметь следующее содержание.
Базовые характеристики и основные возможности системы управления базами данных Access. Базовые компоненты программного продукта. Типы данных MS Access. Организация новой базы данных. Проектирование таблиц в системt управления базами данных Access. Создание схемы данных в MS Access. [4] Разработка и изменение структуры базы данных. Обработка данных в базе. Создание и модификация запросов в среде MS Access. Основы конструирования запросов. Условия отбора записей, сортировка и фильтрация данных. Изменение данных в базе средствами запроса. Формы, реализация диалогового графического интерфейса при работе пользователя с базой данных. Основы проектирования формы. Элементы управления. Технология заполнения, просмотра и корректировки данных базы с использованием форм. Проектирование кнопочных форм. Проектирование отчетов. [5]
В ходе обучения студентов для эффективной организации учебного процесса должны использоваться информационные и телекоммуникационные технологии и ресурсы; для организации контроля и эффективного оценивания деятельности студентов могут использоваться тестовые технологии. [6]
Библиографический список
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря2009 г. N 709 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) “бакалавр”)” –http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97509/#204
- Тимофеева Н.М. Интегративный характер школьного курса информатики /Н.М. Тимофеева, Ю.Г.Ильинская // Системы компьютерной математики и их приложения. – Смоленск. 2007. – С. 270-273.
- Киселева М.П., Информатика: Компьютерный практикум. Часть I. / М.П. Киселева, A.Е. Caмapинa; Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – 80 с.
- Быков А.А. Проектирование баз данных в среде MS ACCESS (вычислительная практика): учебно-методическое пособие / А.А. Быков, О.М. Киселева; Смол. гос. ун-т. – Смоленск: СмолГУ, 2010. – 84 с.
- Киселева М.П. Информатика: Компьютерный практикум. Часть II. / М.П. Киселева,, A.E. Caмapинa; Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – 68 с.
- Сенчилов В.В. Тестирование, как одна из современных форм контроля знаний учащихся/ В.В. Сенчилов, Т.П. Сенчилова // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ(ТУ), МСХА, ЛГАУ, ССХИ. Том 3. Методика и педагогика. Москва-Луганск-Смоленск. Издательство МАДИ(ТУ), МСХА, ЛГАУ, ССХИ. 2002, С. 99 – 105
Количество просмотров публикации: Please wait