УДК 376;94(47)

КУЛЬТУРНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЗАЧЕСТВА ПО СОЗДАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ОБЛАСТИ ПРОПАГАНДЫ ПАТРИОТИЗМА, ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ИДЕОЛОГИИ КАЗАЧЬИХ СООБЩЕСТВ

Ерохин Игорь Юрьевич
Кройдон Колледж, Лондон, Великобритания
PhD, кандидат исторических наук

Аннотация
Государственность, самобытность, патриотизм, - важные составляющие и компоненты казачьего мировоззрения. Исследование излагает отражение этих элементов в сфере художественно-литературных источников. Проводит анализ закономерностей по формированию образа казачьего сообщества.

Ключевые слова: государство, история, казаки, культура, Литература, народ, Россия, самосознание, традиции, этнос


CULTURAL AND ORGANIZATIONAL ACTIVITIES OF THE COSSACKS TO CREATE ARTISTIC IMAGES

Erokhin Igor Urevich
Croydon College, London, U.K.
PhD

Abstract
Statehood, identity and patriotism – these features are inherent to the Cossacks. The study reflects the state of these images in the literary and artistic sources. Analyzes the rules for forming an image of the Cossack community.

Keywords: Cossacks, culture, ethnicity, government, history, identity, literature, nation, Russia, traditions


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Ерохин И.Ю. Культурная и организационная деятельность казачества по созданию художественных образов в области пропаганды патриотизма, государственности и идеологии казачьих сообществ // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/07/3441 (дата обращения: 01.11.2023).

Казачество всегда было тесно связано с государством и идеями государственного начала.[7-11] Вместе с тем, именно история казачества дала много ярких и запоминающихся образов, которые нашли свое воплощение в художественных источниках, произведениях литературы и искусства.[1;36;37;42]

Прежде всего, литературная и общественно-художественная мысль обращалась к образам самостийных вождей, – казаков – бунтарей и раскольников. Очень яркими красками были описаны образы и личности К.Булавина, С.Разина, Е.Пугачева.

О неистребимом духе казачьего бунтарства, его собственного видения идей государственности и государственной власти, казачьего жития-бытия прекрасно и образно сказал в своих стихах Марк Иловайский:

«В моем роду извечно деды

В боях с врагом встречали смерть

Их кровью Славы и Победы –

Бесправья Русь – крепила твердь.

Не раз Москва, с времен стрелецких,

На лобном месте, пред толпой

С плеч удалых и молодецких –

Рубила головы долой.

Степных бродяг, бояр опальных,

Донского войска казаков

Везли в цепях с окраин дальних –

На суд заплечных мастеров.

Кремля зубчатого верхушки

Пенькой веревочной цвели –

Висели мертвые игрушки

При Калите и в наши дни.

Московский деспот – царь иль Сталин

Вершил державные дела –

Мук Пугачева лик печален,

Петля Краснова – тяжела!»

В разные моменты и периоды истории России деятельность казачьих бунтарских вождей (Разина, Пугачева и др.) трактовалась принципиально по-разному. В плане вопросов государственности почти все литературные источники были единодушны во мнении противоречивости, двоякости концепций названных лидеров. В политической борьбе казачьи вожди опирались на широкие массы населения, включая крестьянство, отношение к которому исстари у казачьего сообщества было не вполне однозначным и определенным. Этот фактор определял тактическую и стратегическую линию казачьей борьбы, бунтов и восстаний.

Особое внимание мастеров художественного слова заслужила деятельность казачества по защите государственных интересов в период военных действий России против Турции, наполеоновской Франции, противостояния с горцами на территории Северного Кавказа. В центре внимания многих произведений, посвященных Кавказской войне, стала фигура лидера казачества – генерала Ермолова, рьяного государственника. Не была обойдена вниманием и персона князя Потемкина, который более прославился на мирном дипломатическом и административно-организационном поприще.

О государственности дореволюционного казачества активно высказывались многие известные писатели, литераторы, деятели искусства.

Алданов М.А.: «Понятие казачества и само по себе не вполне определенно. В России существует примерно 11 казачьих войск – ни в антропологическом отношении, ни в служебно-сословном, ни даже в бытовом они не составляют однородного целого…» Тем не менее, – «Будущее казачества, конечно и бесспорно, тесно связано с будущим всей России. Это и доказывать не приходится…»[15]

Куприн А.И.: «Пусть мои глаза не увидят чаемого счастья России, но так же, как непоколебимо верую я в грядущее оздоровление и обновление Великой России, верую я и в будущую неразрывную связь казачества с нею. За это говорят века общей истории, общих войн, общей религии, общих интересов, общего языка.»[15]

С представителями интеллигенции были вполне солидарны и представители государственно-политической элиты России.

Струве П.Б. полагал: «Для того, кто осмысленно вглядывается в историю Руси – России, не существует никакого вопроса в том, оправдало ли казачество в этой истории свое бытие, как особой и своеобразной силы. Ответ тут вполне очевиден!».[15]

Федоров М.М., царский министр в своих публикациях и выступлениях утверждал: «На окраинах Руси казачество являлось одним из главных проводников и насадителей русской культуры, русского языка, русской государственности, и в этом смысле историческая его роль неоспорима. И вольное, и служилое казачество с честью несло всегда службу России. В годины великих испытаний казачество в своем большинстве оставалось верным русской государственной идее и отстаивало русское государственное единство».[15]

Важно отметить, что казачество не было пассивным наблюдателем и простым статистом происходящих творческих процессов. Многие из представителей казачьего сообщества сами являлись талантливыми творцами и организаторами творческих процессов. В творчество многих из них привела активная жизненная позиция государственников или политическая, идеологическая борьба по отстаиванию своих взглядов, собственных концепций понимания жизни, мирообустройства. Не только воинов дало России сообщество, но и писателей, литераторов, публицистов, видных ученых.

Именно путь политической и идеологической борьбы привел в литературу и поэзию казака Н.Н.Туроверова.[46]

Н.Туроверов происходил из старинного казачьего рода. В 1917 году он окончил реальное училище и почти сразу же поступил вольноопределяющимся в состав Лейб-гвардии Атаманского полка. Вскоре выдержал испытание на присвоение казачьего чина «хорунжий». В рядах Атаманского полка принимал участие в событиях Первой мировой войны. В Гражданскую (1918-1920 гг.) Н.Туроверов сражался с большевиками в составе партизанского отряда, возглавляемого есаулом Чернецовым. Туроверов стал участником легендарного Ледяного (Первого Кубанского) «белого» похода. Особое мужество казак проявил во время боев за святыню всего казачества, – Дон. В этих кровопролитных и тяжелых боях он был четырежды ранен и не раз находился на самом краю от неминуемой гибели, но чудом уцелел. Как и многие прочие казачьи офицеры и генералы вторую часть своей жизни Н.Туроверов провел на чужбине, в эмиграции в Париже. Там он начал активно заниматься литературной и творческой деятельностью. Основным объектом внимания Туроверова стало казачество и его история, природная, корневая связь с Россией.

В Париже Туроверов активно сотрудничает с большим числом издательств, редакций журналов. Проявляет себя как прекрасный организатор. В числе журналов и изданий, с которыми сотрудничал автор значились, – «Казачьи думы», «Казачий сполох», «Казачий журнал», «Родимый край», «Возрождение», «Современные записки», «Россия» и др.

Все работы и произведения Н.Туроверова были пронизаны горячим чувством патриотизма, любви к Родине, пониманием неразрывных связей казачества с историей России. Именно Туроверову принадлежат известные «крылатые» слова: «Было три Дона: Вольница Дикого Поля, Императорское войско… и третий – самый кровавый и сложный период.»

Творчество Н.Туроверова актуально до н.в., к его исследованию обращаются современные историки, пытающиеся осмыслить место и роль казачьего сообщества, сложность процессов происходивших в нем.[45;48] Вместе с тем, личность казачьего поэта и общественного деятеля высоко оценивали и современники, – признанные общественные, политические деятели. О первом сборнике стихов Туроверова Г.Струве написал: «Важно, что у молодого поэта есть что сказать своего и что он находит часто свои образы, свои рифмы, свои темы… В «казачьих» стихах Туроверова приятно чувствуется укорененность в родной почве. Эти строки написаны настоящим поэтом». В эмигрантских кругах отношение к Н.Туроверову у многих было высокомерно-снисходительное, именно по причине того, что он до конца оставался на позициях преданности идеологии казачества, идеям государственности Великой России. Стихи казака активно критиковали за «излишнюю казацкую лихость и удаль».[49, с.351] «Скромность и мужественность», – эти черты отмечали поклонники в литературной традиции автора.

В период Второй мировой войны Туроверов в рядах Иностранного легиона участвовал в сражениях против фашистских молодчиков. С 1947 по 1958 гг. Туроверов возглавляет воссозданный в Париже казачий Союз, занимается благотворительной, общественной, меценатской, культурно-просветительской деятельностью. Именно благодаря его стараниям Европа и Франция увидели русские выставки во славу русского оружия и русского боевого духа, в память славных традиций, – «Суворов», «Казаки», «1812г.» Эти перфомансы прошли с большим успехом. Скончался поэт в возрасте 73 лет, так до конца своих дней не изменив убеждениям, в которые свято верил.

В целом поэтическое сообщество казачества зарубежья было представлено достаточно большим списком авторов, которыми было опубликовано более 4 тыс. стихов. Так же широка и география проживания авторов: Н.Н.Туроверов (Франция), Н.Н.Воробьев-Богаевский (США), Н.Н.Евсеев (Франция), В.А.Смоленский (Франция), П.С.Поляков (Югославия и ФРГ), Н.А.Келин (Чехословакия), Ю.Ф.Гончаров (Чехословакия), Б.А.Кундрюцков (Югославия), М.И.Богаевский (Франция), Л.Костин (Югославия), И.В.Воинов (Франция), И.И.Сагацкий (Франция), И.И.Колесов (Чехословакия), В.И.Ильинский (Чехословакия), К.К.Поляков (Чехословакия), М.Н.Сачков (Франция), С.Ф.Сулин (Болгария и Франция), П.Н.Донской (США), П.Ф.Крюков (Франция), Ю.Л.Пригодин (США), М.Н.Залесский (США), А.Н.Ростовский (США), М.И.Гаврилов (Франция), В.А.Фетисов (США).

Особого внимания среди казачества заслуживали произведения их соплеменников, связанные с извечными казачьими ценностями и традициями.

Мария Вячеславовна Волкова (1902-1983 гг.), казачка из Западной Сибири, дочь казачьего офицера. М.Волкова напишет о казачьих вольностях в1929 г. в стихотворении «6-е декабря»:

Трудны, темны, неведомы пути…

Бороться и страдать назначено судьбой…

Но чрез мытарства все должны мы пронести

Казачий дух, свободный и лихой!

Поэт Альникин (Борис Незлобин) вслед за М.Волковой в своих произведениях поднимет ряд наиболее острых и актуальных для казачества тем. Одной из таких тем станет тема понимая смысла идеи государственности, чувства Родины и вопроса предательства. Давая ответ своим потенциальным оппонентам Альникин в одном из своих стихотворений говорит о казачестве в изгнании, – «Мы – патриоты России, мы любим государство.., и мы – не предатели!»

Много ярких представителей дало России и миру донское казачество. Одно из имен – войсковой дьяк Федор Иванович Порошин.[5] Молва приписывает именно Ф.И.Порошину авторство Поэтической повести об «Азовском сидении» донских казаков (1641 г.), которые смогли отразить многодневную осаду крепости. Сам Порошин принимал активное участие в описываемых в повести событиях, когда Азов оборонялся от полчищ наступающих турок. Cудьба Порошина, как и других казачьих лидеров, не была проста и безоблачна, претерпела много жестоких коллизий и несправедливостей. Уже в1642 г. получивший статус войскового есаула Порошин попал в немилость властей, был лишен содержания и денежного довольствия, сослан в Сибирь. [6] Источники не объясняют причин гнева властей, но видимо, что для этого имелись достаточные основания, и как думается, были они определены государственными позициями бывшего дьяка.

Вся история казачества – это крайне персонифицированный материал, в котором огромное место отводится роли и месту отдельной личности. Именно поэтому, значительная масса произведений о казачестве посвящена отдельным персоналиям. Особое место занимают атаманы-военачальники. Вот что писало казачество, например, о генерале Самсонове:

«И Самсонов будет с нами

Нам с ним весело идти,

Без патронов, мы на шашки –

Каждый против десяти».(из воспом. полковника Ф.Елисеева)

Само имя Самсонова много значило для казаков. Он являлся легендарным наказным атаманом, командовал подразделениями Войска Донского в 1907-1909 гг., в 1904-1905 гг. занимал должность командующего Сибирской казачьей дивизией, прославившей себя в этот период в Русско-японской войне. Молва утверждала, что изначально стихи и песня о генерале была посвящена другому герою, – генералу Ермолову, но затем его имя поменяли на имя Самсонова.

Лидеры Белого Дела продолжили старые песенные и поэтические традиции своих казачьих предков, в своих произведениях они воспевали уже новых героев. Особенное внимание было уделено личности и делу погибшего атамана А.М.Каледина.[29;38]

«Над пустынными степями

Льется грустный перезвон,

Спит закованный цепями

Всевеликий Тихий Дон.

И не слышит он во сне

Панихид по Атамане

По родном Каледине» (С.Бехтеев)

Так же свои произведения посвящали не только отдельным личностям, но и прославленным казачьим войсковым соединениям, отличившимся в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.). Генерал Т.В.Михайлов – командир Л.Гв.Атаманского полка написал и опубликовал стихотворение, прославляющее доблести, мужество членов Донской казачьей бригады. Все казаки сочли это произведение своеобразным гимном соединению.

В период начала Великой Отечественной войны сталинское правительство, серьезно обеспокоенное положением на фронтах, начинает вспоминать о казачестве и его традициях, его духе, воинской славе и доблестях. Как и лидеры Белого Движения советские авторы начинают слагать произведения о подвигах представителей казачества.

Поэт М.Борисов напишет строки:

«Мне пистолет сует в лицо

Комбат свирепо

Орет:

-Ты, Мишка, сибиряк,

По скулам вижу.

Дай подойти им, так-растак,

Как можно ближе!

Меня он знает – не слабак,

В мозолях плечи.

Я подпущу врага и так

Под хлест картечи.

И подпустили мы его,

И смерч ударил,

Не видно больше ничего

В смердящей гари.

Комбат опять орет:

-Растак,

Бери пониже!

Ты, Мишка, бъешься как казак,

По хватке вижу!»

Не только на Россию, ее территории и государственность оказывало влияние казачество. Не меньшее значение имело казачество и в истории Украины.[4] Историк В.В.Грибовский при исследовании образов украинских казаков-характерников так определяет роль и смысл казачьего воздействия на культуру украинского народа: «Эпоха казачества вошла в украинский фольклор как «золотой век», героическое время, когда народ жил полноценной жизнью, упоенной грандиозностью собственных исторических свершений».[2] Хотя исследователь дал такое описание еще до настоящих событий на Украине, Майдан и современное противостояние только лишь подтвердили правдивость, правомочность и актуальность мнения.

Большое значение для понимая вопросов сохранения и наследования идей государственной идеологии казачества играет периодическая печать[33], изданная в эмиграции в 20-70-е гг. XX в. Она очень обширна, насчитывает десятки и сотни источников.[12;13;14;16-28;43] Вряд ли какая иная национальная или этническая диаспора зарубежья может похвастаться таковыми результатами по пропаганде своих идей, культурных и политических воззрений.

В период осуществления военных действий в моменты боевого затишья многие казачьи офицеры занимались публицистикой, участвовали в создании ярких художественно-документальных очерков, мемуаристики.

«У линейцев глубоко внедрен полковой дух, без которого нет настоящего войска. Полк для них вместе и знамя, и родина; полковая слава дорога для них и как воинская, и как гражданская», – писал один из талантливых исследователей Кавказской войны и судеб казачества в ней Р.А.Фадеев. «Отношения между казаками были более чем товарищескими. Общий котел и кисет, необходимость теснее жаться друг к другу совершенно уничтожили атрибуты офицерского чинопочитания. Равно как отсутствовали и погоны. Однако, соответствующая дисциплина от этого не страдала. Вечером производилась зоря с пением во всеуслышание положенных молитв и чтение приказов», – свидетельствовал уже о другой войне, – Гражданской (1918-1920 гг.), и жизни «белого» казачьего партизанского отряда казак и публицист И.С.Бойко.

История казачества – крайне персонифицированный элемент отечественной истории. Именно поэтому, многие части и соединения казаков не обезличены, а носят гордые имена прославленных героев казачества, известных военачальников. В разное время наиболее прославленным казачьим соединениям и частям были присвоены имена, – генералиссимуса князя А.В.Суворова, генерала В.А.Сысоева, Ермака Тимофеева, графа М.И.Платова, войскового атамана М.Г.Власова, генерала Ф.И.Краснощекова, войскового атамана А.К.Денисова, генерала В.Д.Иловайского,генерал-адьютанта графа В.В.Орлова-Денисова, генерала Луковкина, генерала от кавалерии графа Ф.П.Денисова, генерал-фельдмаршала князя Г.А.Потемкина-Таврического, генерал-фельдмаршала князя М.И.Кутузова-Смоленского, войскового атамана Д.Е.Ефремова, генерала И.К.Краснова, генерала П.М.Грекова, генерала Я.П.Бакланова. О них казаки слагали легенды и пели песни.

В художественных образах казачества и мировоззренческой доктрине казачьей общности достаточно много внимания уделено системе символов. Мастер образного слова, профессор В.Г.Улитин, исследовавший историю и философию казацкой общности, писал о специфике этого духовного начала символизма и традиций: «Исторические символы Земли Войска Донского не были только подтверждением заслуг перед Отечеством, но в них отражалась вера в борьбу за правое дело. Тайна русской души тут выражается в трех категориях высшего порядка: Земля-Воля-Слава».[50, c.5] Думается, что под термином «Слава» казаки понимали именно вековой опыт служения на благо России. «Земля – Божья земля пропитана кровью казачьих предков; земля – священный залог нерушимого братства, верности уз товарищества. Седые курганы – хранители степной истории, памятники старины, да батюшка – Дон Иванович с Волгой-матушкой говорят о великой тайне любви казака к родной земле. Воля-вольная для казака – самый надежный источник мужества, искра, высеченная камнем из груди русского народа, по выражению Гоголя. Воля – это не узкосоциальная свобода Запада, а достоинство, независимость и самое главное, – ответственность: не анархия, а железная дисциплина верности воле своего народа».[50, c.5]

То же самое, что о системе символов, можно сказать и о четкой системе казачьих регалий, которые бережно хранились, почитались, оберегались. Они же становились и предметом научных, художественных исследований. Регалии были элементом института связи казачества со своими исконными войсками, родиной, государством, сообществом. Огромны заслуги отдельных представителей казачества, например, кубанского атамана В.Г.Науменко в сохранении регалий казачества на чужбине.

Представители казачьей интеллигенции внесли весомый вклад в развитие отечественной и мировой культуры. Это историки В.Д. Сухоруков, С.Ф. Намикосов, Х.И. Попов, Н.И. Краснов, Е.П. Савельев, С.П. Сватиков, И.Ф. Быкадоров, А.А. Гордеев, философ А.Ф. Лосев, географ А.Н. Краснов, геологи Д.И. Иловайский, И.В. Мушкетов, медики С.М. Васильев, И.П. Горелов, Д.П. Косоротов, Н.Ф. Мельников-Разведенков, физик Н.П. Тихонов, математики В.Г. Алексеев, П.С. Фролов, металлурги Н.П. Асеев, Г.Н. Потанин, композиторы И.С. Морозов, С.А. Троилин, И.И. Апостолов, М.Б. Греков, певцы И.В. Ершов, С.Г. Власов, Б.С. Рубашкин, писатели Е.И. Котельников, И.И. Краснов, П.Н. Краснов, Ф.Ф. Крюков, А.С. Попов (Серафимович), поэты Н.Н. Туроверов, А.Н. Туроверов, Н.В. Чесноков, фольклорист А.М. Листопадов, художники В.И. Суриков, Б.Д. Греков, К.А. Савицкий, Н.Н. Дубовский, К.В. Попов, полярный исследователь Г.Я. Седов, основатель отечественной киноиндустрии А.А. Ханжонков и другие. Присутствие этих имен на страницах истории России говорит нам о прекрасном образовании, которое получала казачья элита и множество простых казаков, широте мировоззренческих взглядов казачьей общности, ее интересов.

В чем же был успех и сила казачества, в чем причина несгибаемости воли и традиций? Многие философы и историки сходятся во мнении, что в казачьем сообществе было исключительно много «правды и силы жизни», жизненного духа, что в итоге и определяло природу казачества. В бога казаки не веровали слепо. В своем романе «Казаки» Л.Н.Толстой так описывает природу и глубину казачьего менталитета, хитрую казачью смекалку, вкладывая фразу в уста казака – дяди Ерошки: «Грех или не грех? На хорошую девку глядеть – грех? Погуливать с ней грех? Любить ее грех? Это у вас так! Нет, отец мой, это не грех, а спасение. Бог тебя сделал, Бог и девку сделал. Все Он, батюшка, сделал. Бери от жизни все, что она дает».

Эта фраза великого писателя вполне точно рисует глубинный казачий образ, она же говорит и о совершенно отдельном видении казачьего мироустройства, ощущении себя в этом мироустройстве. Тем самым образом казаки разительно отличались от тех же крестьян, прочные связи, родство с которыми, особенно в периоды бунтов и восстаний, столь охотно и опрометчиво приписывались казачьему сообществу.

Особого внимания и отдельного упоминания заслуживает деятельность казачества, оказавшегося в вынужденной эмиграции, по сохранению культурного наследия, традиций.[32;35;44]

На оперной сцене, включая сцены всемирно известных, – «Ла-Скала» (Италия) и «Метрополитен-Опера» (США) местная публика с большим воодушевлением воспринимала выступления оперного певца, донского казака Н.В.Мельникова. Длительное время за рубежом солировал и другой донской казак – член «Русской оперы» В.И.Браминов. Потомственная донская казачка Е.Н.Эверт прославилась тем, что пела в партии вместе с самим Ф.И.Шаляпиным. Зарубежная опера сохранила имена и других солистов – казаков: Я.В.Тетеревятникова, В.А.Левицкого, Л.И.Елисеевой, А.Кузнецовой, А.Яблонской, И.М.Моисеева. Особенно прославилось на сценических подмостках донское казачество и его яркие представители. Лучшим тенором эмиграции считался кубанский казак Н.А.Тимофеев.

В эмиграции казачество активно стало создавать свои песенные хоры. Из наиболее известных коллективов подобного жанра справедливо будет назвать, – Донской казачий хор под регенством С.А.Жарова; Донской имени М.Платова казачий хор под регенством Н.Ф.Кострюкова; Русский хор под управлением донского казачьего генерала А.Е.Власова. Имелись еще несколько хоров от представителей иных войск: четыре Кубанских хора, Уральский казачий хор; Терский квинтет и др.

Одним из талантливых организаторов в области участия казачества в хоровой деятельности, деятельности гастрольной являлся донской казак Б.М.Ледковский. Им были созданы казачьи коллективы в Софии, Париже, Берлине и Нью-Йорке.

Не менее громкую славу снискали себе представители казачества в составе организованных балетных труп, театров и коллективов. Почти 14 лет в 30-40-е годы балетом «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке руководил донец И.Г.Костин. На сценах европейских театров танцовщицами выступали донские казачки, – Е.Н.Никольская, Е.С.Болдырева, Е.И.Иловайская, О.М.Смирнова, Р.Юдина, К.Удовкина, В.Я.Поночевная.

Многие казаки и казачки явили себя миру в качестве признанных талантливых художников. Это, – В.В.Перфильев, С.А.Попов, П.М.Поляков, К.В.Попов, С.Я.Чекунова, С.Ф.Ефремов, В.И.Момзикова.

Казачество было активно вовлечено и в область кинематографии, – важнейшего из искусств современности. В1928 г. в Калифорнии по инициативе Голливуда были организованы съемки кинофильма «Казаки». Фильм снимался по известной повести Л.Н.Толстого. По приглашению режиссера и съемочной группы в Америку из Югославии отправились более ста кубанских казаков. Очевидцы были свидетелями огромного изумления американцев, когда те в деталях и подробностях начали знакомиться с подробностями казачьей жизни, быта и уклада.

Но все же, среди этого списка имен хочется остановиться на особо знаковых и характерных для понимания сути казачества персоналиях.

Признанными центрами казачьей научной, художественной жизни и публицистической деятельности стали три основных города Европы. Это, – Париж, Прага и Варшава. В данных городах кипела издательская деятельность, казачество издавало свои труды, широко и масштабно сотрудничало с типографиями. Именно Прагу выбрал своим последним пристанищем кубанский казак, историк, социолог, писатель и поэт Федор Андреевич Щербина.[3] Щербина прославился не только своей административно-управленческой деятельностью в области казачьего движения за свой «пражский период» с 1921 по 1936 гг. В это время им были написаны образные и яркие поэмы «Черноморцы» и «Богдан Хмельницкий».[47]

Ближайшим соратником Краснова, Шкуро, Султан-Клыч Гирея по Гражданской войне (1918-1920 гг.) являлся В.Г.Науменко.[40;41] В.Г.Науменко – яркая и незаурядная личность в казачьем движении. Существует достаточное количество источников, трудов и материалов исследований, где В.Г.Науменко даются разнообразные оценки. В 1920 году почти 20 тысяч кубанских казаков, спасаясь от преследования большевиков, бежали на пустынный остров Лемнос, расположенный в Эгейском море. Даже на далеком острове казаки сумели мобилизоваться и провести свою Раду. Результатом заседания рады стало избрание на пост Войскового атамана Кубанского казачьего войска в эмиграции генерал-майора В.Г.Науменко.

В.Г.Науменко развернул обширную деятельность по сохранению наследия кубанского казачества, его идеологии государственного служения России, хоть и вдалеке от нее.[31;39] Казаки в изгнании терпели нужду, испытывали холод, голод, мучения, многие умирали. Теме не менее, 25 февраля 1921 года атаман издает приказ об утверждении войскового гимна. Им стала песня, – «Ты, Кубань, ты наша Родина». Слова песни были написаны Константином Образцовым, полковым священником 1-го Кавказского казачьего полка.[34, c.32] В.Г.Нуменко считал важным отметить в приказе первостепенную важность и значимость события: «В виду отсутствия у нас гимна и в виду того значения, которое приобрела песня «Ты, Кубань…», приказываю впредь до рассмотрения этого вопроса в Кубанской Краевой Раде, считать ее Войсковой Песней и пение ея сопровождать почестями, присвоенными Народному гимну».[33, с.130] Эти действия атамана говорят о том, что первостепенное значение для казачества играла прежде всего духовная составляющая, идеология осознания себя единой общностью, единой силой, представляющей Россию далеко за ее границами. В своей плодотворной деятельности Науменко взаимодействовал и с другими признанными лидерами казачества, например, атаманом М.П.Богаевским.[30]


Библиографический список
  1. Белецкая Е.М. Казачество в народном творчестве и в русской литературе XIX в. Тверь, 2004.
  2. Грибовский В.В. Казак Мамай: истоки образа и украинские параллели.
  3. Гулутво Л.М. Ф.А.Щербина – ученый, политик, человек // Отечественная история. №5, 2000. С.139-154.
  4. Даниленко Л.В. Фольклорные мотивы в украинском литературном мифе о казачестве // Культура. Духовность. Общество. №6, 2013. С.69-73.
  5. Донские дела. Кн.2. Стб.63.
  6. Донские дела. Кн.2. Стб.395-396, 397-398, 481.
  7. Ерохин И.Ю. Казачьи республики как фактор государственности // Белые пятна российской и мировой истории. 2013. №1-2. С.40-53.
  8. Ерохин И.Ю. Казачьи республики и вопросы государственности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №4. С.77-82.
  9. Ерохин И.Ю. Казачество и современное государство // Культура. Духовность. Общество. 2013. №4. С.161-165.
  10. Ерохин И.Ю. Казаки: революция и гражданская война // Фундаментальные и Прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. №6. С.32-35.
  11. Ерохин И.Ю. К вопросу особенностей формирования начал государственности донского казачества // Культура. Духовность. Общество. 2013. №5. С.132-138.
  12. Казак на чужбине. Журнал – орган казачьей студенческой станицы в Брно, 1923.
  13. Казак на чужбине. Рукописный журнал. Ред. П.Д.Крюков и др. Болгария. 1921-1924 гг., – 5 вып.
  14. Казаки на чужбине / ред. Карпова Л. – Краснодар, Северный Кавказ, 1999.
  15. Казачество: Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Изд. «Казачий Союз». Париж, 1928.
  16. Казачий альманах. Ред. П.В.Гусев и др. Париж, 1939.
  17. Казачий журнал. Ред. Е.Д.Коновалов. Париж, 1926. – 12 номеров.
  18. Казачий исторический календарь. Сост. полк. С.В.Болдырев. 1948-1958. – 10 вып.
  19. Казачий исторический сборник. Ред. И.П.Буданов и Г.В.Губарев. Париж, 1955-1961 гг. – 14 вып.
  20. Казачий клич. Журнал. Изд. Союза казаков на Дальнем Востоке. Харбин, 1938.
  21. Казачий путь. Журнал. Изд. Обще-казачьего Союза в Германии. Ред. А.Протопопов. 1964. – 12 вып.
  22. Казачий сборник. Изд. Лихтенгорской казачьей станицы. Ред. полк. Карташев. Берлин, 1921-1922 гг. – 5 вып.
  23. Казачий Союз. Ред. Мельников-Разведенков. Изд. Казачьего Союза. Париж, 1950-1954 гг. – 21 вып.
  24. Казачий сполох. 1929.
  25. Казачье единство. Изд. Казачьего Союза. Париж, 1934. – 2 вып.
  26. Казачье слово. Изд. Обще-казачьего объединения. Париж, 1923-1924 гг. – 7 вып.
  27. Казачьи думы. Ред. С.Пинус. Изд. Казачьего Союза. София, 1923.
  28. Казачья лава. Изд. Союза возрождения казачества в Праге. Ред. Б.Н.Уланов. Чехословакия, 1922-1927 гг. – 21 вып.
  29. Каклюгин К.П. Войсковой атаман А.М.Каледин и его время // Донская летопись. №2.
  30. Каклюгин К.П. М.П.Богаевский. Характеристика // Донская летопись. №1.
  31. Кирей Н.И. Войсковые регалии Кубанского казачества // Дом Романовых в истории России: Сб. науч. ст. – СПб., 1995. – С.140-148.
  32. Короленко П.П. Кубанские казаки: Материалы для истории Кубанского казачьего войска // Кубан. сб. тр. Кубан. обл. стат. ком. / Под ред. В.А. Щербины. – Екатеринодар, 1984. – Т.3. – С.1-18.
  33. Корсакова Н.А. «Кубанский исторический и литературный сборник» Как источник по истории традиционной культуры кубанского казачества // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северо-Западного Кавказа за 2000 год. Дикаревские чтения (7). Краснодар, 2001.
  34. Корсакова Н.А. Михаил Петрович Колотилин – терский казак и композитор // Культурная жизнь Юга России. №3, 2003.
  35. Культурно-историческое и духовное наследие казачьего зарубежья XX столетия // Союз казачьих войск России и Зарубежья. 18.05.2010.
  36. Кутузов И.А. Возрождение казачества: от ролевой игры к государственной функции // Экономические стратегии. №7, 2006. – С.48-53.
  37. Кутузов М. Образ казачества в литературе и искусстве // Русский архипелаг. http://www.archipelag.ru/authors/kutuzov/?library=1138 [Электронный сетевой ресурс]
  38. Мельников Н.М. А.М.Каледин – герой Луцкого прорыва и Донской атаман. – Мадрид: Б.и., 1968.
  39. Науменко В.Е., Корсакова Н.А. Публицистическая деятельность атамана В.Г.Науменко // Вторые кубанские литературно-исторические чтения: Материалы научно-теоретической конференции. – Краснодар, 2000.
  40. Науменко В.Г. Пережитое // Казачий вестник. №2, 1993.
  41. Науменко В.Г. Путь в Америку // Комсомолец Кубани. 13.11.1991.
  42. Николаенко И.Н. Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве: дис. канд. фил. Наук (09.00.13). Пятигорск, 2007.
  43. Общеказачий журнал: зарубежный казачий военно-исторический и литературный журнал. Ред. С.Г.Елатонцев. Нью-Йорк, 1946-1953 гг. – 20 вып.
  44. Ратушняк О.В. История кубанских казаков в эмигрантской казачьей периодике // Из дореволюционного прошлого кубанского казачества. – Краснодар, 1993.
  45. Репников А. Казачий поэт // Независимая газета Московского региона. 1999. 17-23 марта.
  46. Русская литература XX века: Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь. Т.3. П-Я. С.523-525.
  47. Солодухин Г. Жизнь и судьба одного казака // Кубань. №2, 1991.
  48. Станюкович Н. Боян казачества // Казаки России. №1, 1997.
  49. Струве Г.Л. Русская литература в изгнании. Париж, 1986. С.351-352.
  50. Улитин В.Г. Казачество в славном прошлом России // Белое дело: Русские казаки. http://www.xxl3.ru/kadeti/kazaki.htm [Электронный cетевой ресурс]


Все статьи автора «Ерохин Игорь Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: