УДК 159.95

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Морозова Наталья Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением отдельных предметов» Республики Хакасия
педагог-психолог

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме развития познавательных психических процессов у младших школьников. Социально-психологический тренинг является эффективной формой развития мышления и внимания, необходимость развития которых наиболее актуальна именно в младшем школьном возрасте, так как мышление находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

Ключевые слова: концентрация внимания, младший школьный возраст, мышление, познавательные процессы, социально-психологический тренинг


EFFECT OF TRAINING ON THE DEVELOPMENT OF MENTAL COGNITIVE PROCESSES OF YOUNGER SCHOOLBOYS

Morozova Natalia Vladimirovna
Municipal budget educational institution of the city of Abakan "Secondary school № 26 in-depth study of specific subjects" of the Republic of Khakassia
educational psychologist

Abstract
This article is devoted to the development of cognitive mental processes in primary school children. Socio-psychological training is an effective form of thought and attention to the need to develop the most relevant of which is in the early school years thinking is at a critical stage of development. During this period, the transition from thinking clearly-shaped, which is the main for this age to verbal-logical, conceptual thinking.

Keywords: cognitive processes, concentration, primary school age, socio-psychological training, thinking


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Морозова Н.В. Влияние тренинга на развитие психических познавательных процессов младших школьников // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/08/3483 (дата обращения: 17.09.2024).

Специально развивая основные познавательные процессы, возможно, улучшить общую успеваемость школьника. Особенно важно начинать развивать психические познавательные процессы в младшем школьном возрасте, так как в этот период закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых определяется обучением в школе. Данные психические процессы должны превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок этого возраста в школе и дома: учение, общение и труд, но если с ним проводить специальные занятия (тренинги) на развитие основных мыслительных операций и развитие концентрации внимания, то возможно улучшить данные процессы, а следовательно повысить общую успеваемость по предметам в школе.

В широком смысле слова под социально-психологическим тренингом (СПТ) понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции.

Тренинг является эффективным способом развития внимания и мышления. Для тренировки и коррекции внимания могут использоваться задания на восприятие, работу памяти, понимание закономерностей и другие виды мыслительной деятельности, поскольку внимание  само по себе не является отдельным познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, памяти, мышлению) и выступает как форма, спо­собность осознанной организации этого процесса. При этом осмысленность получаемых знании направляет внимание, делая его произвольным и избирательным. Поэтому коррекционно-развивающие задания включают в себя нижеперечисленные раз­новидности заданий.

  1. Задания, направленные на концентрацию, переключение и распределение внимания в разных видах познавательных процессов при выполнении различных видов упражнений-игр.
  2. Задания на сравнение между собой различных понятии, символов, предметов (на вербальном, цифровом и наглядном материале), которые тренируют внимание и наблюдательность, необходимые при анализе признаков, качеств, условий, лежащих в основе операции сравнения.
  3. Задания, направленные на формирование осознанности управления вниманием при выполнении проверки ошибок в текстах по русскому языку.

Мыслительных операций много, но рассмотрим главные из них – обобщение и абстрагирование. Обобщение — это нахож­дение общего в заданных предметах или явлениях. Для этого необходимо сопоставить предметы, выделить в них существенные признаки и объединить их по этим признакам. Единичными при­знаками называются несущественные, изменяющиеся признаки, а общий признак называется существенным. Умение отвлечься от несущественных признаков и выделить только существен­ный называется абстрагированием. Существенные признаки входят в определение понятия. Например «трапеция» — это че­тырехугольник, у которого дне стороны параллельны, а две — не параллельны. Либо волк, рысь, тигр, лен — это хищники (объ­единение происходит но способу добывания пищи — это и есть существенный признак). Несущественные признаки — это такие признаки, которые изменяются и не являются общими для оп­ределения группы предметов или явлений. Например, у назван­ных выше животных — различный внешний вид, окраска, вели­чина и так далее.

Часто в процессе обучения от ученика требуется не только понять прочитанное, но и развить отдельные положения, сде­лать выводы и сопоставить их с уже имеющимися сведениями. Но при этом уже только для того, чтобы понять содержание прочитанного, ученик должен знать значение (обобщенное) каж­дого прочитанного слова, т. с. должен знать значение понятий и понимать их смысловые связи между собой. Что же такое по­нятие?

То, о чем мы говорим или думаем и что обозначается словом, в науке называется понятием (от слова понимать). Понятие – это именно то, что мы понимаем, когда произносим или пишем то или иное слово. Например, понятием «яблоко» обозначаются не фрукты, обладающие определенными свойствами, а понятием «вода» — жидкость, имеющая определенные качества.

Исходя из этого, для развития понятийного мышления младших школьников, в тренинг необходимо включить задания на развитие общей осведомленности, интуитивного мышления, логического мышления и задания на категоризацию.

Существует еще одна особенность благоприятного влияния использования социально-психологического тренинга для развития познавательных процессов младших школьников. У детей младшего школьного возраста происходит плавный переход к младшему подростковому возрасту (4-5 классы). Поэтому при работе с детьми этого возраста необходимо учитывать две ведущие деятельности: существующую – учебную и предстоящую – интимно-личностное общение. В ситуации постепенного вступления ребенка в младший подростковый возраст недостаточно говорить только лишь об учебе и психических процессах, большое значение начинает оказывать ситуация актуальности общения и учебная мотивация. Мотивация, как часто показывает психологическая практика, может носить неустойчивый характер и значительно снижаться. Соответственно, может наблюдаться снижение интереса к учебе и к школе в целом. Участие учащихся в социально-психологическом тренинге может значительно помочь решить намечающиеся трудности и увлечь детей в развитие познавательных способностей. Через новый и интересный вид деятельности. Заодно учащиеся во время работы в тренинговой группе коммуницируют друг с другом, что способствует удовлетворению  актуальной потребности в общении.

Данный тренинг может включать  в себя десять занятий, рассчитанных на пять недель – по два занятия в неделю.

При разработке тренинга можно использовать следующую схему:

1 этап ориентировочный (1 занятие).

Цель: определение целей и задач рабочей группы.

Задачи:

1   определить принципы работы группы;

2   составить режим работы;

3   создать атмосферу доверия и комфорта;

4   стимулировать заинтересованность участников.

Средства достижения: индивидуальная беседа, знакомство, информирование о значимости и важности проведения занятий, установление порядка выступлений по кругу, информирование о процессе рефлексии «здесь и теперь».

1                                этап – формирующий (8 занятий).

Цель тренинга: развитие психических познавательных процессов младших школьников.

Задачи:

1      развить коэффициент внимательности;

2      развить уровень понятийного мышления;

3      обучить приемам рациональной мыслительной деятельности;

4      обучить упражнениям, способствующим развитию концентрации          внимания.

Средства достижения: двигательные упражнения, игры, письменные и устные задания, подробный анализ выполнения действий.

2                                этап – закрепляющий (1 занятие).

Цель: закрепление приобретённых навыков, рефлексия изменений

Задачи:

1 отработка приобретенных навыков на развитие внимания и понятийного мышления;

2 закрепление установки на дальнейшее  саморазвитие.

Средства достижения:  групповые дискуссии, упражнения.

Схема занятий:

1 Ритуал приветствия, создание эмоционального настроя на занятие;

2 Вживание в ситуацию занятия, подготовка к  основным упражнениям продуктивной деятельности;

3 Основная часть: различные упражнения, игры, беседы, дискуссии.

4 Рефлексия.

5 Ритуал прощания.

Наибольшую эффективность приобретает использование тренинговых форм обучения при переходе из младшего звена школы в среднее звено.

Целью тренинга может быть: развитие психических познавательных процессов младших школьников.

Задачами тренинга:

1 познакомить присутствующих с понятиями внимания и мышления;

2 развить уровень понятийного мышления и коэффициент внимательности;

3 обучить приемам рациональной мыслительной деятельности и обучить упражнениям, способствующим развитию концентрации внимания.

Каждое занятие тренинга разбивается на ряд основополагающих этапов:

Первый этап: Разминка. На данном этапе осуществляется настрой участников на дальнейшую работу в тренинге, вовлечение участников в тренинг, сплочении группы. Цель данного этапа заключается не только в вовлечении участников в тренинг, сплочении группы, но и в начале активационных процессов в психике на бессознательном уровне, способствующие снятию эмоционального напряжения перед занятием.

Второй этап: Основная часть. Здесь задействуется сознательная, рефлексивная сфера личности учащихся.

Третий этап: Заключительный. Подведение итогов.

Количество и тема занятий могут меняться в зависимости от состава группы и результатов предварительной диагностики.


Библиографический список
  1. Осипова А.А. Общая Психокоррекция [Текст]: учеб. пособие / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Алферов А.Д. Психология развития школьников [Текст] Учеб. пособие для вузов / А.Д. Алферов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  3. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева – 2-е изд. – М.: Генезис, 2001.
  4. Дружинина В.Н. Когнитивная психология [Текст]: Учебник для вузов /  В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова.  М.: ПЕРСЭ, 2002.


Все статьи автора «Морозова Наталья Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: