Специально развивая основные познавательные процессы, возможно, улучшить общую успеваемость школьника. Особенно важно начинать развивать психические познавательные процессы в младшем школьном возрасте, так как в этот период закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых определяется обучением в школе. Данные психические процессы должны превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок этого возраста в школе и дома: учение, общение и труд, но если с ним проводить специальные занятия (тренинги) на развитие основных мыслительных операций и развитие концентрации внимания, то возможно улучшить данные процессы, а следовательно повысить общую успеваемость по предметам в школе.
В широком смысле слова под социально-психологическим тренингом (СПТ) понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции.
Тренинг является эффективным способом развития внимания и мышления. Для тренировки и коррекции внимания могут использоваться задания на восприятие, работу памяти, понимание закономерностей и другие виды мыслительной деятельности, поскольку внимание само по себе не является отдельным познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, памяти, мышлению) и выступает как форма, способность осознанной организации этого процесса. При этом осмысленность получаемых знании направляет внимание, делая его произвольным и избирательным. Поэтому коррекционно-развивающие задания включают в себя нижеперечисленные разновидности заданий.
- Задания, направленные на концентрацию, переключение и распределение внимания в разных видах познавательных процессов при выполнении различных видов упражнений-игр.
- Задания на сравнение между собой различных понятии, символов, предметов (на вербальном, цифровом и наглядном материале), которые тренируют внимание и наблюдательность, необходимые при анализе признаков, качеств, условий, лежащих в основе операции сравнения.
- Задания, направленные на формирование осознанности управления вниманием при выполнении проверки ошибок в текстах по русскому языку.
Мыслительных операций много, но рассмотрим главные из них – обобщение и абстрагирование. Обобщение — это нахождение общего в заданных предметах или явлениях. Для этого необходимо сопоставить предметы, выделить в них существенные признаки и объединить их по этим признакам. Единичными признаками называются несущественные, изменяющиеся признаки, а общий признак называется существенным. Умение отвлечься от несущественных признаков и выделить только существенный называется абстрагированием. Существенные признаки входят в определение понятия. Например «трапеция» — это четырехугольник, у которого дне стороны параллельны, а две — не параллельны. Либо волк, рысь, тигр, лен — это хищники (объединение происходит но способу добывания пищи — это и есть существенный признак). Несущественные признаки — это такие признаки, которые изменяются и не являются общими для определения группы предметов или явлений. Например, у названных выше животных — различный внешний вид, окраска, величина и так далее.
Часто в процессе обучения от ученика требуется не только понять прочитанное, но и развить отдельные положения, сделать выводы и сопоставить их с уже имеющимися сведениями. Но при этом уже только для того, чтобы понять содержание прочитанного, ученик должен знать значение (обобщенное) каждого прочитанного слова, т. с. должен знать значение понятий и понимать их смысловые связи между собой. Что же такое понятие?
То, о чем мы говорим или думаем и что обозначается словом, в науке называется понятием (от слова понимать). Понятие – это именно то, что мы понимаем, когда произносим или пишем то или иное слово. Например, понятием «яблоко» обозначаются не фрукты, обладающие определенными свойствами, а понятием «вода» — жидкость, имеющая определенные качества.
Исходя из этого, для развития понятийного мышления младших школьников, в тренинг необходимо включить задания на развитие общей осведомленности, интуитивного мышления, логического мышления и задания на категоризацию.
Существует еще одна особенность благоприятного влияния использования социально-психологического тренинга для развития познавательных процессов младших школьников. У детей младшего школьного возраста происходит плавный переход к младшему подростковому возрасту (4-5 классы). Поэтому при работе с детьми этого возраста необходимо учитывать две ведущие деятельности: существующую – учебную и предстоящую – интимно-личностное общение. В ситуации постепенного вступления ребенка в младший подростковый возраст недостаточно говорить только лишь об учебе и психических процессах, большое значение начинает оказывать ситуация актуальности общения и учебная мотивация. Мотивация, как часто показывает психологическая практика, может носить неустойчивый характер и значительно снижаться. Соответственно, может наблюдаться снижение интереса к учебе и к школе в целом. Участие учащихся в социально-психологическом тренинге может значительно помочь решить намечающиеся трудности и увлечь детей в развитие познавательных способностей. Через новый и интересный вид деятельности. Заодно учащиеся во время работы в тренинговой группе коммуницируют друг с другом, что способствует удовлетворению актуальной потребности в общении.
Данный тренинг может включать в себя десять занятий, рассчитанных на пять недель – по два занятия в неделю.
При разработке тренинга можно использовать следующую схему:
1 этап – ориентировочный (1 занятие).
Цель: определение целей и задач рабочей группы.
Задачи:
1 определить принципы работы группы;
2 составить режим работы;
3 создать атмосферу доверия и комфорта;
4 стимулировать заинтересованность участников.
Средства достижения: индивидуальная беседа, знакомство, информирование о значимости и важности проведения занятий, установление порядка выступлений по кругу, информирование о процессе рефлексии «здесь и теперь».
1 этап – формирующий (8 занятий).
Цель тренинга: развитие психических познавательных процессов младших школьников.
Задачи:
1 развить коэффициент внимательности;
2 развить уровень понятийного мышления;
3 обучить приемам рациональной мыслительной деятельности;
4 обучить упражнениям, способствующим развитию концентрации внимания.
Средства достижения: двигательные упражнения, игры, письменные и устные задания, подробный анализ выполнения действий.
2 этап – закрепляющий (1 занятие).
Цель: закрепление приобретённых навыков, рефлексия изменений
Задачи:
1 отработка приобретенных навыков на развитие внимания и понятийного мышления;
2 закрепление установки на дальнейшее саморазвитие.
Средства достижения: групповые дискуссии, упражнения.
Схема занятий:
1 Ритуал приветствия, создание эмоционального настроя на занятие;
2 Вживание в ситуацию занятия, подготовка к основным упражнениям продуктивной деятельности;
3 Основная часть: различные упражнения, игры, беседы, дискуссии.
4 Рефлексия.
5 Ритуал прощания.
Наибольшую эффективность приобретает использование тренинговых форм обучения при переходе из младшего звена школы в среднее звено.
Целью тренинга может быть: развитие психических познавательных процессов младших школьников.
Задачами тренинга:
1 познакомить присутствующих с понятиями внимания и мышления;
2 развить уровень понятийного мышления и коэффициент внимательности;
3 обучить приемам рациональной мыслительной деятельности и обучить упражнениям, способствующим развитию концентрации внимания.
Каждое занятие тренинга разбивается на ряд основополагающих этапов:
Первый этап: Разминка. На данном этапе осуществляется настрой участников на дальнейшую работу в тренинге, вовлечение участников в тренинг, сплочении группы. Цель данного этапа заключается не только в вовлечении участников в тренинг, сплочении группы, но и в начале активационных процессов в психике на бессознательном уровне, способствующие снятию эмоционального напряжения перед занятием.
Второй этап: Основная часть. Здесь задействуется сознательная, рефлексивная сфера личности учащихся.
Третий этап: Заключительный. Подведение итогов.
Количество и тема занятий могут меняться в зависимости от состава группы и результатов предварительной диагностики.
Библиографический список
- Осипова А.А. Общая Психокоррекция [Текст]: учеб. пособие / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Алферов А.Д. Психология развития школьников [Текст] Учеб. пособие для вузов / А.Д. Алферов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева – 2-е изд. – М.: Генезис, 2001.
- Дружинина В.Н. Когнитивная психология [Текст]: Учебник для вузов / В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕРСЭ, 2002.