В настоящее время в обществе, во многих областях его жизнедеятельности увеличивается потребность в специалистах, способных реализовать себя, результативно исполнять поставленные задачи в быстро изменяющихся условиях, действовать благодаря личным психическим особенностям и с опорой не только на внешние, но и внутренние критерии когнитивной оценки обстоятельств и поступающей информации. Всё это предполагает наличие определённых личностных характеристик, которые содействуют адаптации человека к среде его обитания. Когнитивный аспект является одним из характеристик личности, которая указывает на реализацию личностного потенциала психолога и представляет важный компонент внутреннего ресурса обеспечения информационно-психологической защищённости человека.
Специфика профессиональной деятельности психолога предполагает реализацию компетентных действий, теоретических знаний, умений, профессионально-личностных качеств, что, в свою очередь, будет зависеть от качества подготовки будущих психологов и личностного потенциала, который необходимо развивать в образовательной среде вуза.
В исследованиях Т.О. Гордеевой, Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина описывается влияние умеренного и высокого личностного потенциала на творческую и профессиональную деятельность, повышая их уровень или понижая их уровень в зависимости от мотивации и интеграции личностного потенциала в деятельности [1]. Можно сказать, что личностный потенциал и сама личность развиваются в деятельности. Как отмечает В.А. Бодров, совокупность психических свойств, качеств субъекта в своей целостности, единстве, организованная для выполнения функций конкретной деятельности получила название психологической системы деятельности. Недоразвитие отдельных элементов психологической системы деятельности может привести к нарушению деятельности или снижению адаптации к выполняемой деятельности [2]. Особенно обозначенное выше касается профессии психолога и определяет характеристики профессиональной подготовки современного психолога [3, 4].
По мнению Б.Ф. Ломова, потенциал человека представлен его способностями, системой знаний, умений и навыков. В понятие потенциала Б.Г. Ананьев включал развитие человека как личности и как субъекта деятельности и определял потенциал человека во взаимосвязях системокомплексов свойств различных уровней организации человека [5].
Личностный потенциал подразумевает под собой более сложную форму мышления. Речь идет не столько о базовых личностных чертах или установках, сколько об особенностях системной организации личности в целом, о сложной ее архитектонике, основанной на сложной схеме опосредствования [6].
Под личностным потенциалом понимается интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Понятие личностного потенциала лежит в основе личностной автономии и самодетерминации и выражает «личностное в личности» [7].
В нашем исследовании под личностным потенциалом будущего психолога мы понимаем целостную совокупность индивидуально-психологических и личностных характеристик, позволяющую успешно выполнять профессиональную деятельность, благополучно адаптироваться в сложной профессиональной ситуации, сохраняя мотивационную, когнитивную, эмоциональную и поведенческую стабильность.
Остановимся подробнее на когнитивном компоненте личностного потенциала психолога.
Как отмечает Н.И. Сарджвеладзе, когнитивный компонент содержит воззрения оценочного характера, мнения об объектах, на основе которых объекты оцениваются с точки зрения полезности-вредности, желательности-нежелательности, приемлемости-неприемлемости и т. д. Когнитивный компонент базируется на процессе установления познавательных отношений, подразумевая сопоставление и соизмерение признаков объекта с целями человека, что характерно для ценностных суждений и цели деятельности субъекта [8].
Е.В. Барабашина в своем исследовании описывает когнитивный компонент, под которым понимает индивидуально-психологические свойства познавательных процессов, специфику работы с информацией, актуализацию персональной познавательной структуры личности, опосредующей процессы оперирования информацией на всех уровнях познавательной сферы (М.А. Холодная, Е. Witkin, J. Royce, A. Powell, С. Nosal и др.) [9].
Когнитивный компонент определяет эффективность профессиональной деятельности. В период обучения в вузе содержание когнитивного компонента претерпевает изменения при накоплении необходимых знаний, умений, навыков, развитии когнитивных процессов вследствие увеличения учебной нагрузки по сравнению со школой [10]. В нашем исследовании когнитивный компонент в структуре личностного потенциала представляет собой совокупность знаний о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.
Когнитивный аспект личностного потенциала психолога состоит из умения анализировать события и свое поведение, находить смысл во всем, что происходит в нашей жизни, соотнося с личностными ценностями и установками.
Как и личностный потенциал в целом, так и его когнитивный аспект успешно развивается в период подготовки психолога к профессиональной деятельности.
Современная система образования уделяет большое внимание развитию когнитивного компонента, что отражается в ФГОС ВПО, которые предполагают наличие в учебной программе четко сформулированных конечных результатов обучения, сформулированных в виде компетенций. Отличительными особенностями компетенции (результата обучения по ФГОС) от традиционных понятий – знания, умения, навыки (результата обучения по ГОС), являются: ее интегративный характер; соотнесенность с ценностно-смысловыми характеристиками личности; практико-ориентированная направленность компетенции [11].
Анализируя стандарты подготовки психологов, мы выделяем следующие возможности развития когнитивного компонента личностного потенциала:
– индивидуальная работа студента (профессиональное самопроектирование, саморазвитие, самоопределение);
– практическая подготовка с опорой на моделирование профессиональных ситуаций;
– развитие научно-исследовательского потенциала;
– расширение теоретических знаний, формирование профессионального мировоззрения и мышления;
Еще одним важным аспектом является требование включения в учебный процесс активных и интерактивных технологий в сочетании с внеаудиторной работой, что переводит преподавателя к позиции организатора самостоятельной деятельности обучающихся, при этом повышается степень самостоятельности и ответственности обучающегося за образовательный результат [12].
Теоретические знания психолога, составляющие научную подготовку, полученные от преподавателей вуза или самостоятельным путем, неразрывно связаны с уровнем профессиональной подготовки (В.В.Овсянникова, И.Ю. Ткачева), с овладением профессиональным мастерством (А.Г. Васюк, Е.М. Борисова), с особенностями профессиональной деятельности психолога (В.Н. Дружинин) и др.
Одним из способов развития когнитивного компонента личностного потенциала будущего психолога является научно-исследовательская работа студентов.
Научно-исследовательская деятельность относится к профессиональному развитию студентов-психологов, которая включает частично-поисковый, аналитический, творческий, и исследовательский методы. Научно-исследовательская работа (далее НИР) – это самостоятельная, осуществляемая на добровольных началах исследовательская работа будущего специалиста. Цели НИР – это установление новых взаимосвязей, зависимостей в предметно-специфической сфере. Эффективность НИРС зависит от степени овладения исследовательской деятельностью, потребностью ее осуществлять [13].
Научно-исследовательская работа, осуществляемая в рамках студенческого научного кружка на кафедре, является дополнительным условием профессионального становления, способствует формированию научных знаний и когнитивного компонента личностного потенциала, научно-исследовательских компетенций, критического и творческого мышления, познавательной деятельности, саморазвития и др.
Таким образом, в процессе обучения в вузе уделяется большое внимание развитию когнитивного компонента личностного потенциала, которое обеспечивается реализацией ФГОС ВПО III и научно-исследовательская работа студентов. Это связано с требованиями, которые предъявляются к выпускникам вузов психологических специальностей: высокий уровень знаний, умений, навыков, развитие когнитивной сферы, способность к дальнейшему развитию, желание работать.
Библиографический список
- Гордеева, Т.О., Леонтьев, Д.А., Осин, Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642-667.
- Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2001 – 511 с.
- Соболева, Е.В. Анализ личностного ресурса студентов-первокурсников психологических специальностей // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/118-14405 (дата обращения: 25.08.2014)
- Соболева, Е.В., Шумакова, О.А. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 2 (37). С. 84-86.
- Ефанова, М.И. Самореализационный потенциал и психологическая готовность психолога к осуществлению профессиональной деятельности / под ред. Л.С. Колмогоровой, Ю.В. Трофимовой /Материалы международной научно-практической конференции. – Барнаул: АлтГПА, 2009. – 406 с.
- Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева-. М.: Смысл, 2002. – с. 56-65.
- Леонтьев, Д.А. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала/Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Е. Осин, А.В. Плотникова, Е.И. Рассказова // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М:. 2005. – С. 259-260.
- Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: “Мецниереба”, 1989. – 187 с.
- Барбашина, Е.В. Формирование когнитивно-личностных компонентов педагогических стратегий профессионального стиля будущих учителей: диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.07 / Барбашина Елена Витальевна. – Липецк, 2009. – 164 с.
- Эннс, Е. А. Особенности формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения [Текст] / Е. А. Эннс // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 124-127.
- Шумакова, О.А. Освоение профессионального опыта как подструктуры инновационной культуры личности / О.А. Шумакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №66. – С. 337-343.
- Бронникова, Л.М., Овчаров, А.В., Скулов, П.В., Хорохордина, Е.А. Некоторые аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11 (часть 5). – с. 1089-1094.
- Трубин, Г.А. Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества образования. Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 4. С. 109-113.