Возможности и качество социализации и самореализации спортсмена, включенного в систему непрерывного профессионального образования, остается одним из главных условий исследования качества полисубъектных отношений и субъект-субъектных, субъект-объектных связей, иллюстрирующих возможности социального и социально-педагогического пространства в ретрансляции гуманно-личностных условий и форм отношений, нюансов социального устройства и приоритетности развития общества в микро-, мезо-, макромасштабах.
Одним из возможных педагогических средств выявления и реализации формирования ценностей и приоритетов социально-педагогического пространства является система принципов педагогического взаимодействия, обеспечивающая постановку и решение задач профессионально-педагогического генеза в структуре всем известной модели «хочу – могу – надо – есть», здесь и генетические ограничения и возможности, и нормы и качества социального пространства, и возможности педагогической практики и деятельности педагогов и их родителей в обосновании и решении задач гуманизации современного образования. Приняв за основу работы [1-26], представим рабочие модели исследуемых процессов и характеристик проводимой в будущем работы.
Система принципов педагогического взаимодействия тренера по вольной борьбе с обучающимися, включенными в учебно-тренировочный процесс вольной борьбы, представляет собой иерархию положений гносеолого-аксиологический, дидактико-герменевтической природы, выполнение которых предусматривается профессионально-педагогической деятельностью и нормами образовательных стандартов, специфическими, общими и частными правилами постановки и решения педагогических задач, направленных на включение личности обучающегося в систему занятий вольной борьбой как одного из направлений самореализации, самоутверждения, социализации.
Представим одну из систем принципов педагогического взаимодействия тренера по вольной борьбе с воспитанниками ДЮСШ (обучающимися, занимающимися вольной борьбой) в структуре подготовки спортсменов различного уровня и квалификации к соревнованиям и самостоятельной жизнедеятельности, непосредственно связанной с вольной борьбой, (Недзельская О. А., Морозова К. А., 2015):
1. Принцип научной постановки и верификации качества профессионально-педагогической деятельности тренера по вольной борьбы в системе унификации, рационализации, оптимизации и верификации научно-педагогической практики в построении занятий по вольной борьбе:
- принцип научности, последовательности, активности, сознательности, системности, систематичности, прочности, культуросообразности и природосообразности;
- принцип разнообразия методов и форм, средств и условий саморазвития и самореализации личности в структуре учебно-тренировочных занятий, детерминирующих и модифицирующих методику и технологию подготовки обучающихся, занимающихся вольной борьбой у конкретного тренера и выбранной ДЮСШ;
- принцип учета индивидуальных особенностей и норм социокультурного пространства в решении задач самоопределения личности, социализации, самореализации, саморазвития и взаимодействия;
- принцип учета общих и специфических закономерностей и законов, определяющих возможности личности в решении тех или иных задач развития и взаимодействия в вольной борьбе;
- принцип учета нормального распределения способностей выборки и генеральной совокупности обучающихся, занимающихся вольной борьбой;
- принцип доступности и своевременности в формировании, развитии и становлении обучающегося, занимающегося вольной борьбой, в ресурсах заявленных педагогических технологий, формах педагогического взаимодействия и педагогической коррекции и поддержки;
- принцип самостоятельности и гибкости в выборе приоритетов становления личности обучающегося;
- принцип гуманно-нравственного развития и формирования акметраектории личностного, социального и профессионального становления в моделировании и уточнении модели ведущей деятельности и общении;
- принцип объективного контроля уровня и качества достижений обучающегося ДЮСШ, занимающегося вольной борьбой;
- принцип объективности форм и методов, условий и возможностей контроля учебно-тренировочного процесса;
- принцип научно-обоснованного включения обучающегося в систему соревнований как форм определения качества тренировочного процесса в вольной борьбе;
- принцип единства саморазвития и развития спортсмена, самовоспитания и воспитания спортсмена, самообучения и обучения спортсмена, самообразования и образования спортсмена, самоконтроля и контроля спортсмена, обеспечивающих личности своевременный резерв и продукт продуктивного самоопределения и самореализации, основа которых лежит в плоскости таких ценностей, как гуманизация и продуктивность, конкурентоспособность и востребованность, толерантность и объективность;
- принцип единства всех категориальных единиц в структуре постановки и решения задач педагогического взаимодействия в вольной борьбе.
2. Принцип здоровьесбережения в подготовке спортсменов, занимающихся вольной борьбой, определяющих перспективность и состоятельность практики включения спортсмена в систему непрерывного профессионального образования, непосредственно связанного с вольной борьбой как одного из направлений социализации и самореализации спортсмена:
- принцип формирования потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ);
- принцип формирования своевременности в выборе активного и интеллектуального отдыха и труда в системе ограничений и возможностей личности как субъекта и носителя культуры, науки, искусства и пр.;
- принцип своевременного восстановления организма в системе биологического, психоэмоционального, физического и прочих видов развития и становления спортсмена;
- принцип гуманизации в выделении и использовании ресурсов саморазвития и самореализации спортсмена;
- принцип своевременной коррекции и защиты спортсмена от несостоятельных, утопических идей профессионального становления в вольной борьбе, основанных на использовании различных психоактивных и прочих запрещенных и условно разрешаемых стимуляторов роста и препаратов, наносящих вред физическому и психического здоровью организма спортсмена.
3. Принцип единства и взаимодополнения общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) спортсмена, занимающегося вольной борьбой:
- принцип учета возможностей развивающейся личности спортсмена в технико-тактической подготовке, начиная с упражнений на манекене (кукле), доходя до работы с партнером, спортсмен формирует достаточный, профессионально востребованный уровень специальной выносливости;
- принцип включения упражнений на развитие гибкости и силы в структуре учебно-тренировочных занятий;
- принцип использования акробатических упражнений (кувырки, колесо, фляк, рондат, сальто назад и вперед, арабское сальто, стойка и хождение на руках, подъём со спины прогибом) в учебно-тренировочном процессе по вольной борьбе;
- принцип включения упражнений на развитие техники падений и самостраховки;
- принцип развития дыхательной системы и общей выносливости с использованием таких приемов и ресурсов развития, как применение бега на длинные дистанции, подвижные игры (в тренировочном процессе популярен баскетбол по правилам регби) и пр.;
- принцип акцентирования внимания на формировании силы, которую развивают на снарядах (перекладина, брусья), работой с отягощениями (приседания, становая тяга, жимы штанги лёжа/стоя, упражнения из пауэрлифтинга, бодибилдинга, тяжёлой атлетики и прочих силовых видов спорта), без отягощения (отжимание от пола), работа со жгутом, включение упражнений отработки подворотов: бедро и пр.
- принцип оптимизации выбора количества тренировочных занятий, времени проведения учебно-тренировочных занятий, тренировочных нагрузок, упражнений и методов ОФП и СФП как условий оптимального развития спортсмена, занимающегося вольной борьбой.
4. Принцип своевременного формирования аксиолого-акмеологических основ социальных отношений и приоритетов развития личности:
- принцип своевременного формирования потребности в самоидентификации, самореализации, саморазвития, самосовершенствования, самореализации и взаимодействия в социуме;
- принцип ситуативного формирования и развития культуры самостоятельной работы как вектора развития и формирования, становления и социализации личности;
- принцип гуманизма, толерантности, нравственности, нормативно-правовых отношений в социуме;
- принцип формирования потребности в оптимально высоких результатах ведущей деятельности;
- принцип формирования потребности в общении и внутренней мотивации деятельности;
- принцип формирования необходимого уровня притязаний и адекватной, позитивной самооценки личности;
- принцип единства целей и ценностей, духовного и материального в становлении личности;
- принцип единства сознания и деятельности в постановке и решении внутриличностных противоречий спортсмена;
- принцип ответственности и целеустремленности, дисциплинированности и гибкости в построении полисубъектных и межгрупповых отношений;
- принцип гуманно-личностной универсальности в определении и распределении благ и ценностей, продуктов и ресурсов микро-, мезо-, макрогрупповых отношений.
5. Принцип своевременной, объективной, ситуативной, полисистемной самоидентификации и самоутверждения спортсмена в ресурсах муниципальных, региональных, государственных и международных объединений спортсменов, занимающихся вольной борьбой.
6. Принцип продолжения основ занятий вольной борьбой в иерархии и связи трех поколений – обучающиеся, мастера, тренеры:
- принцип единства подготовки спортсменов и роста мастерства выступлений на соревнованиях;
- принцип приоритетности формирования мастерства педагогической подготовки тренеров в решении задач и оптимизации условий становления личности в вольной борьбе;
- принцип доверия и трудолюбия, этики и эстетики в выборке вольной борьбы видом профессионального или любительского спорта, формой, механизмом, ресурсом и средством самоидентификации, самореализации, самоутверждения личности.
7. Принцип доступного и своевременного включения спортсмена, занимающегося вольной борьбой, в систему непрерывного профессионального образования современного воспитательно-образовательного и культурно-исторического пространства:
- принцип связи и дополнения различными возможностями учебно-образовательного процесса учреждений современного непрерывного образования (ДЮСШ – детско-юношеские спортивные школы, СДЮСШОР – специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, УОР – училище олимпийского резерва, техникумы физической культуры и спорта (ТФКиС), вузы, аспирантура, докторантура, система переподготовки и повышения квалификации и пр.);
- принцип социально-профессиональной страховки личности, детерминируемой, верифицируемой и реализуемой в модели получения образование в условиях конкуренции и многообразия образовательных структур и институтов просвещения, образования, культуры и спорта;
- принцип свободы и ответственности педагога и обучающегося за качество и возможности образовательной деятельности, за непосредственно связанные процессы и процедуры социальных отношений и общения.
В такой постановке иерархии формируемых ценностей нам необходимо уточнить понятия «социализация», «самореализация», непосредственно связанные с подготовкой спортсменов, занимающихся вольной борьбой.
Социализация – процесс унифицированного поиска обществом и развивающейся личности модели сотрудничества и поддержки в системе постановки и решения задач и условий развития общества, общественных отношений, норм этики, морали и права, регламентирующих качество решения противоречий в цепочке «хочу – могу – надо – есть», опосредованных традиционными ресурсами и средствами научно-технического прогресса (телефоны, компьютеры, системы наблюдения и пр.), определяющими приоритетность и состоятельность межличностных и межгрупповых отношений в микро-, мезо-, макрогрупповых формах и моделях визуализации качества и возможностей гуманизма и нравственности как ресурсов и условий сохранения общества и личности.
Социализация – процесс и результат объективного контроля за качеством включения личности в микро-, мезо-, макро- и мегагрупповые отношения, располагающие механизмом верификации истинности соблюдения идей гуманизма и продуктивного самовыражения личности в структуре ведущей деятельности и хобби.
Самореализация – процесс самостоятельного определения направлений, вершины и возможностей достижений неустанно развивающейся личности, реализация которых обусловлена внутренними и внешними механизмами развития и личности, и общества.
Под социализацией спортсменов, занимающихся вольной борьбой, будем понимать продукт социальных отношений, определяемый нами через процесс, результат и формируемые приоритеты оценки микро-, мезо-, макрогрупповых отношений уровня и качества достижений, распространяемых на социальные и профессиональные круги в определенном конгломерате ценностей и моделей деятельностно-акмеологической природы, фасилитирующих постановку и решение задач и противоречий внутриличностного и субъектно-средового генеза, определяющих возможность и перспективы социального одобрения всех действий и достижений личности, занимающейся вольной борьбой, определяющей для себя перспективность социальных новообразований и продуктов как условий стабилизации отношений и форм становления и развития личности в ведущей деятельности и общении.
Самореализация спортсменов, занимающихся вольной борьбой, – процесс самостоятельного поиска условий и возможностей достижения определенно высоких результатов занятий вольной борьбой в системе предпочтений и норм, возможностей и практики детерминируемой и реализуемой культуры и науки, искусства и спорта, системно обеспечивающих личность различными путями и ресурсами, условиями и приоритетами, технологиями и формами продуктивного самовыражения и самоутверждения личности в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях.
Самореализация тренера по вольной борьбе – процесс объективного роста профессионально-педагогического мастерства, формируемых профессионально важных качеств в модели ведущей деятельности и общения, обеспечивающих формирование и развитие профессионально значимых основ сотрудничества новыми формами и ресурсами продуцирования благ, создания продуктов самоопределения, социализации, самоутверждения и взаимодействия в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и приоритетах сотрудничества и взаимодействия, непосредственно связанных с системой занятий вольной борьбой.
Практика верификации истинности построенных моделей будет осуществляться на протяжении всего периода научно-педагогического исследования. В будущем планируется разработка анкеты обучающегося, занимающегося вольной борьбой, модели портфолио обучения, позволяющей исследовать качество и возможности социализации и самореализации в вольной борьбе.
Библиографический список
- Батраков А.Л., Федорова В.В., Дьячков В.А. Некоторые аспекты детерминации основ здоровьесберегающей педагогики // Наука, технологии и инновации в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции. Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С. 15-17.
- Горбунова А. С., Недзельская О. А., Козырева О. А. Возможности детерминации социализации и самореализации личности в спорте // Мир на пороге новой эры. Как это будет?: матер. II Междун. науч.-практ. конф. (Саратов, 20 сент. 2014 г.). Саратов: изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014. С. 49-50.
- Горева Л.Д., Недзельская О.А., Седова К.С. Детерминация системы принципов педагогического взаимодействия в ресурсах становления будущего тренера по вольной борьбе // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд сб. матер. Междун. науч.-практ. конф. Уфа : Аэтерна, 2014. С.12-14.
- Дьячков В.А. Особенности организации учебной и научно-исследовательской работы студентов-педагогов по физической культуре // Science Time. 2014. № 2 (2). С. 15-34.
- Захаров И.В., Козырева О.А., Дьячков В.А. Многоаспектность и полисистемность педагогических процессов в реализации идеи гуманизации современного образования // Наука XXI века: проблемы и перспективы: сб. матер. Междун. науч.-практ. конф. Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С. 38-40.
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации студентов-педагогов и педагогов-психологов // Наука и образование. Научно-образовательный и прикладной журнал. – Ростов н/Дону : Известия Южного отделения Российской Академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. 2006. №3. С. 16-21.
- Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С.54-73.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: монография. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с. ISBN 978–5–85117–411–7.
- Козырева О. А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2007. №4(58), июль-август. С.184-187.
- Козырева О. А. Особенности формирования культуры самостоятельной работы при изучении курса “Общие основы педагогики” // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №7. С.188-193.
- Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9. С.79-83.
- Козырева О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+прил. на CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №.2 (73). С.109-117.
- Козырева О. А., Недзельская О. А. Особенности и условия социализации подростков как модель гуманизации современного образования // Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction: materials of the V international scientific conference on May 15–16, 2014. Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». P. 73-75.
- Козырева О.А. Методология в подходах и задачах: учеб. пособ. для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 73 с. [+прил. на CD]. ISBN 978-5-85117-360-8.
- Козырева О.А. Моделирование как социально-педагогический феномен: курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. 627 с. [+прил. на CD].
- Косолапов А.В., Дьячков В.А., Седова К.С. Некоторые аспекты детерминации и визуализации качества самореализации личности спортсмена в структуре профессионального становления // Актуальные проблемы современной науки: сб. статей Международной научно-практической конференции. Уфа : Аэтерна, 2014. С. 201-203.
- Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. Вып.3(129). С.128-132.
- Недзельская О.А., Горева Л.Д., Седова К.С. Некоторые особенности уточнения понятийного аппарата в структуре подготовки будущих педагогов по ФК //Инновационный вектор развития науки: сб. матер. Междун. науч.-практ. конф. Уфа: Аэтерна, 2014. С.178-179.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 49-62.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 58-65.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Щебрюк Н. В., Недзельская О. А., Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и практика моделирования дефиниций категорий социальной педагогики // Актуальные проблемы современного образования: теория и практика: матер. Междун. заоч. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2013. С. 53-56.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%EB%FC%ED%E0%FF_%E1%EE%F0%FC%E1%E0