Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.
Нарушение зрения – это психофизическое нарушение, проявляющееся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные – обусловлены повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития или являются следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения; приобретенные – последствие заболеваний органов зрения, заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга. Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем больше выражены вторичные отклонения.
Детей с нарушением зрения можно разделить на две категории: слепые и слабовидящие.
Слепые дети - это дети с полным отсутствием зрения. У них возможно сохранение светоощущения или остаточного зрения (до 0,04) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Важнейшим фактором ориентировки этих детей в окружающей действительности является усиленная ориентировочная реакция на звуки.
Слабовидящие - дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу (с использованием очковой коррекции) 0,05-0,2 или выше, при значительном нарушении других зрительных функций (цвето- и светоощущений, периферического и бинокулярного зрения). Характерным для данной патологии является недостаточность зрительного восприятия, фрагментарность, замедленность, вследствие чего наблюдается обедненный чувственный опыт; нарушение цветоощущения, затруднения в пространственной ориентировке.
Психическое развитие детей, страдающих нарушениями зрения, характеризуется различными особенностями. Одной из них является сокращение и ослабление зрительного восприятия.
По мнению Литвака А.Г. [2], восприятие – что психический процесс отражения предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта.
Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении светоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих по степени полноты, точности и скорости отображения.
Скорость и правильность зрительного восприятия у детей с нарушением зрения зависят в первую очередь от остроты зрения. У слабовидящих острота зрения также существенно влияет на скорость восприятия: снижение остроты зрения влечет за собой снижение скорости восприятия. Скорость зрительного восприятия не является величиной постоянной, она изменяется под воздействием разнообразных факторов: величины и сложности объектов, уровня освещенности, утомления и т.д.
Нарушения зрения влияют не только на скорость, но и на качество восприятия – его точность, полноту, дифференцированность и другие свойства.
Снижение тонкости зрительных дифференцировок отчетливо проявляется у слабовидящих детей в процессе зрительного узнавания объектов. Данные дети плохо узнают знакомые им предметы. Низкий уровень дифференцированности визуального восприятия при серьезных нарушениях зрения проявляется в том, что слабовидящие в той или иной мере (в зависимости от остроты зрения) недостаточно точно различают или не различают вовсе не только сходные, но и существенно различающиеся между собой объекты.
Л.И. Плаксина [3], как и ряд других исследователей, отмечает у детей с нарушением зрения выраженные затруднения при необходимости осуществить специфическое узнавание. Это проявляется в том, что при узнавании им легче отнести воспринятый предмет категории рода, чем к категории вида. В силу этой особенности детям, например, легче увидеть в вошедшем во двор человеке просто дядю, а не соседа, почтальона или садовника, а к квадратам отнести и треугольники, и прямоугольники, и ромбы, так как это фигуры с углами. Данный факт свидетельствует о том, что характерной для данного контингента особенностью является неспецифичность узнавания, обусловленная невозможностью тонкой зрительной дифференцировки.
Борисова Е.А. [1] обращает внимание на такую особенность зрительного восприятия детей с нарушением зрения, как его инактивность. Глядя на какой-нибудь предмет, ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах, а довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета.
Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение детей всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого. Рассматривая сюжетную картину, они часто неправильно ее толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением. Способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации у детей вырабатывается с трудом.
Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности.
Перечисленные выше особенности зрительного восприятия обусловливают необходимость организации и проведения коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения. Эта работа включает в себя упражнения по развитию восприятия цвета, формы и величины объектов, зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации.
Упражнения для развития восприятия цвета предмета должны проводиться по следующей схеме. Сначала тифлопедагог показывает основные и оттеночные цвета, сопровождая наглядный материал словесной инструкцией, затем ребенок должен самостоятельно назвать основные и оттеночные цвета по предъявлению взрослого, и в завершении соотнести предметы по цвету, сопровождая свои действия речевыми высказываниями и пояснениями (“Посмотри, на эти цветы и покажи красный (синий, красный, оранжевый). К цветам прилетели бабочки, какого они цвета? А теперь давай посадим бабочек на цветы так, чтобы они были одинакового цвета”).
Развитие восприятия формы предметов можно осуществлять, придерживаясь следующей схемы. В начале занятия тифлопедагог показывает и называет основные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), после этого он предлагает ребенку назвать эти фигуры самостоятельно и для закрепления изученного материала предлагается соотнести геометрические фигуры с предметами окружающей обстановки, сопровождая свои действия речевыми высказываниями и пояснениями (“Посмотри на картинки (или “Посмотри вокруг…”), покажи и назови предметы, которые похожи на круг, квадрат и т.д.”).
Для развития восприятия величины предметов, зрительно- пространственной и зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения можно порекомендовать следующие упражнения. Сначала ребенку предлагается 5-6 предметов разной величины, при этом показ сопровождается словесной инструкцией (“Покажи самый большой / толстый / высокий / широкий…”). Затем следует предложить ему разложить комплект из 5-6 предметов в возрастающей или убывающей последовательности с обязательным речевым сопровождением (например: “Эта елочка низкая, эта повыше, эта еще выше и т.д.”). Кроме того, можно предложить задания, направленные на ориентировку на плоскости листа или в пространстве с использованием в речи пространственных предлогов и наречий (в, на, под, за, возле, справа, впереди и т.д.).
Необходимо отметить, что для предупреждения зрительного утомления упражнения необходимо чередовать с физминутками, динамическими паузами, адаптированными для детей с нарушением зрения, когда общие движения сопровождаются движениями глаз, прослеживанием, всматриванием, зажмуриванием и т.д.
Развивая зрительное восприятие у дошкольников с нарушением зрения, мы предупреждаем трудности в освоении буквенной символики, что в дальнейшем будет иметь не маловажное значение в процессе обучения навыкам письма и чтения. Также развитие данного вида восприятия необходимо для полноценного осуществления психической деятельности в целом. Ведь зрение является одной из важнейших анализаторных систем и нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную. Следует отметить, что в связи с недостаточным развитием сохранных анализаторов, бедностью социальных связей и отношений, при тяжелых нарушениях зрения недостаток зрительных стимулов сочетается с сокращением стимуляции других модальностей. Все это влечет за собой заметные и весьма разнообразные сдвиги в повелении, соматическом состоянии, может привести к нервно-психическим нарушениям, что существенно осложняет процесс социальной адаптации детей с нарушением зрения.
Библиографический список
- Борисова Е.А. Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения/Е.А. Борисова//Культура психолого-педагогического сопровождения детей как норма профессиональной деятельности педагога: сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции, Биробиджан, 20 октября 2014 г./под науч. ред. И.А. Емельяновой; Приамур. гос. ун-т. им. Шолом-Алейхема.- Биробиджан : ИЦ ФГБОУ ВПО “ПГУ им. Шолом-Алейхема”, 2014.-154 с.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ, 1998.
- Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999.