УДК 347.92

О ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ И ТАЛАНТА

Комарова Татьяна Игоревна
ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет

Аннотация
В данной статье рассматриваются основные представления об одарённости как в отечественной, так и в западной психологии. Сообщаются результаты и особенности проведения лангитюдного исследования детской одарённости. Даны рекомендации педагогам, психологам и родителям по эффективному взаимодействию с одаренными и талантливыми детьми.

Ключевые слова: воля, дети, мотивация, одаренность, психологический статус, семья, Способности, талант


FACTORS INFLUENCING THE EXPRESSION OF CHILDREN'S GIFTEDNESS AND TALENT

Komarova Tatyana Ygorevna
Kuban State University

Abstract
This article describes the basic concepts of giftedness in domestic as well as in Western psychology. Reported results and features of langityudnogo study of children's giftedness. Recommendations teachers, psychologists and parents on effective interaction with gifted and talented children.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Комарова Т.И. О факторах, влияющих на проявление детской одаренности и таланта // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/02/4500 (дата обращения: 11.09.2024).

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

А.Бебель

В последние годы в образовании отмечается повышенный интерес к вопросам детской одаренности и таланта. И меня, как школьного психолога, заинтересовал вопрос о том, какие факторы влияют на проявление у учащихся одаренности и таланта. Изучение данного вопроса я начала в 2011 году. На первом этапе необходимо было разобраться в том, что включает в себя понятие одаренности.

Одаренность – это некое сочетание способностей, способствующее достижению максимальных показателей в той или иной деятельности. Это системное, врожденное, нелинейно развивающееся в течение жизни качество психики, которое дает возможность личности к достижению незаурядных, высоких и продуктивных результатов.

Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.) одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах.

В ходе обширной диагностики способностей учащихся школы я пришла к заключению, что потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности (спорт, творчество, учение) присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует меньшая часть детей. На этом этапе мне стало интересно – почему, имея схожие ресурсы, кто-то из ребят ярко проявляет свои способности, одаренность и талант, а кто-то – так их и не реализует. Для ответа на этот вопрос была проделана кропотливая работа сбора данных от учащихся, педагогов, родителей и, конечно же, диагностика. При этом, в число одаренных и талантливых детей я включила 28 учащихся, чьи результаты диагностики подкреплялись неоднократными победами на краевых, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.

Далее я рассматривала аспекты мотивации, воли, квалификацию и профессионализм педагогов, психологический климат в классе, статус ребенка в детском коллективе и взаимоотношения в семьях выявленных ребят. С целью обнаружить некие общие моменты, которые прямо или косвенно способствуют активизации и проявлению детской одаренности и таланта.

Изучение мотивации показало высокий уровень у всех, без исключения, респондентов. Что, на мой взгляд, только подтверждает правильность выборки одаренных и талантливых учащихся. Так как, имея одаренность или талант в какой-либо сфере, ребенок достигает высоких результатов, затрачивая на это меньшее количество усилий, нежели не имеющий одаренность и талант. А этот факт, зачастую, повышает интерес и мотивацию у детей.

В ходе изучения развития воли респондентов всеми были показаны высокие результаты развития.

Рассмотрение вопроса профессионализма и квалификации педагогов оказалось не информативным, так как учащиеся с актуальной и потенциальной одаренностью и талантом учатся у одних и тех же учителей. А значит, этот фактор не является определяющим в вопросе актуализации проявления исследуемого вопроса.

В аспекте психологического климата в классе и статуса ребенка в детском коллективе не было установлено значительной корреляции. Так как респонденты (учащиеся из группы ребят с актуальной одаренность и талантом) обучались в классах, где «благоприятность» психологического климата была различной, да и о какой-либо однородности статусов в детском коллективе среди респондентов говорить не приходится. Чаще всего это дети с обостренным чувством справедливости, живым воображением, хорошими коммуникативными способностями. При этом не всегда демонстрируют эмоциональный баланс, и, как ни странно, нередко встречается негативное самовосприятие. Сталкиваясь с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками большая часть респондентов, по данным беседы, переключается на общение со взрослыми.

Изучая вопрос семьи также малозначительными стали показатели полной или неполной семьи, наличия отчимов и мачех, либо опекунов. Определяющим стало отношение семьи к успехам детей. По данным моего исследования, семьи учащиеся с актуальной одаренностью и талантом занимают, в подавляющем большинстве случаев, активную позицию. То есть проявляют высокую заинтересованность в успехах детей и всячески их поощряют. По данным анкет учащихся, для них очень важно, чтобы близкие люди гордились их достижениями. Отвечая на вопросы при беседе «Что тебе помогает справиться с неудачами, почему ты не останавливаешься на достигнутом?» ребята дают ответы о том, что их успех важен не только для них, но и для их родителей. Некоторые из ребят говорили, что когда наступает усталость, именно семья их поддерживает и дает силы двигаться дальше. Для них очень важно, что в них кто-то верит. Верит в их уникальность и исключительность.

Здесь же хотелось бы вернуться к моменту продемонстрированного респондентами высокого уровня развития воли, так как на мой взгляд, главные «камни фундамента» воли закладываются также именно в семье и только если этот «фундамент» надежен педагоги и тренеры смогут развивать это качество ребенка.

Казалось бы: любить ребёнка, принимать активное участие и заинтересованность в его деятельности, поощрять его – что может быть проще. Однако, опыт наблюдения за семьями детей с актуальной одаренностью и талантом показал, что не все так просто. Оказалось, что наличие у ребёнка одаренности или таланта оказывается для семьи большим испытанием. На первых этапах успешности ребенка семья оказывает ему максимальную поддержку, а затем наступает спад заинтересованности. В одних случаях это обусловлено физической и эмоциональной усталостью родителей, в других – банальной нехваткой времени из-за профессиональной деятельности родителей, в третьих – родители перестают воспринимать успехи как нечто интересное, и рассматривают как само собой разумеющийся факт. Общим становится то, что у ребят снижается заинтересованность в достижении высоких результатов, самооценка, а некоторые и вовсе перестают заниматься – «закапывают» свой талант.

Также место случаи, когда характерная для одаренных и талантливых детей увлеченность без контроля и помощи семьи приводит к тому, что они берутся за то, что пока не по силам. А когда терпят неудачу, без поддержки близких также имели место случаи потери интереса к тому роду деятельности где проявлялся талант или одаренность.

На этом этапе оказалась очень важной поддержка семьи из вне. И школьный коллектив подходит для этого как нельзя лучше. За три года работы в этом направлении я разработала определенную систему мероприятий, направленных на поддержание одаренных и талантливых учащихся, который, надеюсь, будет полезен моим коллегам из других школ.

Во-первых, необходимо провести комплексную диагностику всех учащихся на предмет выявления вида и выраженности одаренности и таланта, а также своевременного создания условий для проявления. Эта работа проводится одновременно с анкетированием учителей и классных руководителей на предмет их наблюдений за учащимися по данному вопросу. Провести анкетирование родителей или лиц их заменяющих, которые демонстрируют потенциальную или актуальную одаренность и талант для получения сведений о психологической атмосфере в семье. Во-вторых, составить индивидуальную программу работы с одаренным или талантливым ребенком и его семьей в случае необходимости. Разработать индивидуальные рекомендации по работе с такими учащимися для педагогов. Одной из главнейших задач психолога и классных руководителей вижу создание благоприятной обстановки в детском коллективе и своевременное разрешение конфликтных ситуаций. В-третьих, вести мониторинг развития способностей или одаренности выявленных учащихся и их взаимоотношений в семье для оказания своевременной помощи и поддержки. Педагогам важно помнить, что одаренные и талантливые дети ориентируются не на общее мнение, а на добытый ими лично опыт и знания. Это далеко не всегда удобно для окружающих. И этот факт также довольно часто приводит к конфликтам. Важно отметить, что гиперопека также может привести к печальным последствиям. Когда наступает «звездная болезнь» и, как следствие. Отказ от дальнейшего самосовершенствования.

Безусловно, все эти мероприятия требуют от психолога большого количества времени и весьма энергозатратны. Но, как говорил классик Лев Озеров «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».


Библиографический список
  1. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты [Текст]/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008. – 368с.
  2. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с.
  3. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
  4. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
  5. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
  6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
  7. Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
  8. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .


Все статьи автора «Комарова Татьяна Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: