В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А.Бебель
В последние годы в образовании отмечается повышенный интерес к вопросам детской одаренности и таланта. И меня, как школьного психолога, заинтересовал вопрос о том, какие факторы влияют на проявление у учащихся одаренности и таланта. Изучение данного вопроса я начала в 2011 году. На первом этапе необходимо было разобраться в том, что включает в себя понятие одаренности.
Одаренность – это некое сочетание способностей, способствующее достижению максимальных показателей в той или иной деятельности. Это системное, врожденное, нелинейно развивающееся в течение жизни качество психики, которое дает возможность личности к достижению незаурядных, высоких и продуктивных результатов.
Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.) одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах.
В ходе обширной диагностики способностей учащихся школы я пришла к заключению, что потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности (спорт, творчество, учение) присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует меньшая часть детей. На этом этапе мне стало интересно – почему, имея схожие ресурсы, кто-то из ребят ярко проявляет свои способности, одаренность и талант, а кто-то – так их и не реализует. Для ответа на этот вопрос была проделана кропотливая работа сбора данных от учащихся, педагогов, родителей и, конечно же, диагностика. При этом, в число одаренных и талантливых детей я включила 28 учащихся, чьи результаты диагностики подкреплялись неоднократными победами на краевых, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.
Далее я рассматривала аспекты мотивации, воли, квалификацию и профессионализм педагогов, психологический климат в классе, статус ребенка в детском коллективе и взаимоотношения в семьях выявленных ребят. С целью обнаружить некие общие моменты, которые прямо или косвенно способствуют активизации и проявлению детской одаренности и таланта.
Изучение мотивации показало высокий уровень у всех, без исключения, респондентов. Что, на мой взгляд, только подтверждает правильность выборки одаренных и талантливых учащихся. Так как, имея одаренность или талант в какой-либо сфере, ребенок достигает высоких результатов, затрачивая на это меньшее количество усилий, нежели не имеющий одаренность и талант. А этот факт, зачастую, повышает интерес и мотивацию у детей.
В ходе изучения развития воли респондентов всеми были показаны высокие результаты развития.
Рассмотрение вопроса профессионализма и квалификации педагогов оказалось не информативным, так как учащиеся с актуальной и потенциальной одаренностью и талантом учатся у одних и тех же учителей. А значит, этот фактор не является определяющим в вопросе актуализации проявления исследуемого вопроса.
В аспекте психологического климата в классе и статуса ребенка в детском коллективе не было установлено значительной корреляции. Так как респонденты (учащиеся из группы ребят с актуальной одаренность и талантом) обучались в классах, где «благоприятность» психологического климата была различной, да и о какой-либо однородности статусов в детском коллективе среди респондентов говорить не приходится. Чаще всего это дети с обостренным чувством справедливости, живым воображением, хорошими коммуникативными способностями. При этом не всегда демонстрируют эмоциональный баланс, и, как ни странно, нередко встречается негативное самовосприятие. Сталкиваясь с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками большая часть респондентов, по данным беседы, переключается на общение со взрослыми.
Изучая вопрос семьи также малозначительными стали показатели полной или неполной семьи, наличия отчимов и мачех, либо опекунов. Определяющим стало отношение семьи к успехам детей. По данным моего исследования, семьи учащиеся с актуальной одаренностью и талантом занимают, в подавляющем большинстве случаев, активную позицию. То есть проявляют высокую заинтересованность в успехах детей и всячески их поощряют. По данным анкет учащихся, для них очень важно, чтобы близкие люди гордились их достижениями. Отвечая на вопросы при беседе «Что тебе помогает справиться с неудачами, почему ты не останавливаешься на достигнутом?» ребята дают ответы о том, что их успех важен не только для них, но и для их родителей. Некоторые из ребят говорили, что когда наступает усталость, именно семья их поддерживает и дает силы двигаться дальше. Для них очень важно, что в них кто-то верит. Верит в их уникальность и исключительность.
Здесь же хотелось бы вернуться к моменту продемонстрированного респондентами высокого уровня развития воли, так как на мой взгляд, главные «камни фундамента» воли закладываются также именно в семье и только если этот «фундамент» надежен педагоги и тренеры смогут развивать это качество ребенка.
Казалось бы: любить ребёнка, принимать активное участие и заинтересованность в его деятельности, поощрять его – что может быть проще. Однако, опыт наблюдения за семьями детей с актуальной одаренностью и талантом показал, что не все так просто. Оказалось, что наличие у ребёнка одаренности или таланта оказывается для семьи большим испытанием. На первых этапах успешности ребенка семья оказывает ему максимальную поддержку, а затем наступает спад заинтересованности. В одних случаях это обусловлено физической и эмоциональной усталостью родителей, в других – банальной нехваткой времени из-за профессиональной деятельности родителей, в третьих – родители перестают воспринимать успехи как нечто интересное, и рассматривают как само собой разумеющийся факт. Общим становится то, что у ребят снижается заинтересованность в достижении высоких результатов, самооценка, а некоторые и вовсе перестают заниматься – «закапывают» свой талант.
Также место случаи, когда характерная для одаренных и талантливых детей увлеченность без контроля и помощи семьи приводит к тому, что они берутся за то, что пока не по силам. А когда терпят неудачу, без поддержки близких также имели место случаи потери интереса к тому роду деятельности где проявлялся талант или одаренность.
На этом этапе оказалась очень важной поддержка семьи из вне. И школьный коллектив подходит для этого как нельзя лучше. За три года работы в этом направлении я разработала определенную систему мероприятий, направленных на поддержание одаренных и талантливых учащихся, который, надеюсь, будет полезен моим коллегам из других школ.
Во-первых, необходимо провести комплексную диагностику всех учащихся на предмет выявления вида и выраженности одаренности и таланта, а также своевременного создания условий для проявления. Эта работа проводится одновременно с анкетированием учителей и классных руководителей на предмет их наблюдений за учащимися по данному вопросу. Провести анкетирование родителей или лиц их заменяющих, которые демонстрируют потенциальную или актуальную одаренность и талант для получения сведений о психологической атмосфере в семье. Во-вторых, составить индивидуальную программу работы с одаренным или талантливым ребенком и его семьей в случае необходимости. Разработать индивидуальные рекомендации по работе с такими учащимися для педагогов. Одной из главнейших задач психолога и классных руководителей вижу создание благоприятной обстановки в детском коллективе и своевременное разрешение конфликтных ситуаций. В-третьих, вести мониторинг развития способностей или одаренности выявленных учащихся и их взаимоотношений в семье для оказания своевременной помощи и поддержки. Педагогам важно помнить, что одаренные и талантливые дети ориентируются не на общее мнение, а на добытый ими лично опыт и знания. Это далеко не всегда удобно для окружающих. И этот факт также довольно часто приводит к конфликтам. Важно отметить, что гиперопека также может привести к печальным последствиям. Когда наступает «звездная болезнь» и, как следствие. Отказ от дальнейшего самосовершенствования.
Безусловно, все эти мероприятия требуют от психолога большого количества времени и весьма энергозатратны. Но, как говорил классик Лев Озеров «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
Библиографический список
- Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты [Текст]/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008. – 368с.
- Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с.
- Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
- Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
- Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .