УДК 316

ЭКСКЛЮЗИЯ КАК ФЕНОМЕН ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Курмышева Лидия Константиновна
Новосибирский государственный технический университет
старший преподаватель кафедры социологии

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению концептуального анализа эксклюзии. Кроме того в обобщенном виде представлены основные категории эксклюзии, такие как расовая эксклюзия, национальная эксклюзия, эксклюзия по полу, эксклюзия по возрасту, языковая эксклюзия, религиозная эксклюзия, экономическая эксклюзия, политическая эксклюзия, образовательная эксклюзия и эксклюзия по здоровью.

Ключевые слова: понятие эксклюзии, стратификация, эксклюзия


EXCLUSION AS A PHENOMENON OF SOCIAL LIFE

Kurmysheva Lydia Konstantinovna
Novosibirsk State Technical University
Lecturer, Department of Sociology

Abstract
This article is devoted to the conceptual analysis of exclusion. Also summarizes the main categories of exclusion, such as racial exclusion, ethnic exclusion, exclusion by sex, age exclusion, exclusion linguistic, religious exclusion, economic exclusion, political exclusion, educational exclusion and exclusion on health.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Курмышева Л.К. Эксклюзия как феномен жизни общества // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/03/4491 (дата обращения: 27.10.2023).

Понятие «эксклюзии» распространено в большом количестве наук социогуманитарной и педагогической направленности, кроме того является одним из основополагающих понятий связанных с депривацией и маргинализацией. В социологии оно чаще всего встречается в тандеме с понятием «инклюзия». В основе данных понятий лежат принципы разделения/исключения и соединения/включения индивидов или групп в различные социальные общности, группы и т.д.

Разделение членов общества на «своих» и «чужих» является естественным свойством человеческой психики и исходным пунктом для социальной стратификации. Изначальная дифференциация общества предопределена психолого-биологическими, и интеллектуальными особенностями его членов. Помимо этого, большое значение имеет среда ближайшего окружения индивида, а также те ресурсы, которыми он обладает в том числе, экономические и политические. На основе краткого социокультурного и экономического портрета человека мы делаем вывод о том, является он «своим» или «чужим». В основу подобного портретирования может входить анализ следующих характеристик: социально-демографических (пол, возраст, национальность), географических (место жительства), социально-экономических (профессия, должность), образование и т.д.

Живя в обществе и взаимодействуя с его членами, мы непрерывно «сортируем» людей и таким образом формируем группу ближайшего окружения или общения. Хотя следует отметить, что каждый человек одновременно является членом большого количества групп, которые между собой могут быть совсем несвязанны (например, семья, друзья, рабочий коллектив и т.д.). Таким образом, формируется сеть социального взаимодействия каждого отдельного индивида. Ключевым фактором при создании групп входящих в одну социальную страту является наличие базисных или определяющих признаков. В основе данного процесса лежит социальная эксклюзия или исключение. Следует отметить, что чаще всего в категорию социально эксклюзированного населения входят люди, имеющие какие-либо ограничения.

Концептуальную основу эксклюзии следует рассматривать как одну из сторон социальных отношений и определенного вида социальных практик.

Начнем с дефиниции термина эксклюзия. Ф.М. Бородкин в своей работе «Социальные эксклюзии» указывает, что данный термин, по свидетельству Ч. Гора, впервые стал использоваться в 1974 г. во Франции для обозначения социально незащищенных категорий населения. Речь идет об умственно и физиологически зависимых, склонных к суициду, одиноких родителях, пожилых инвалидах, маргиналах, детях-сиротах, делинквентах, асоциальных личностях и других «неудачниках» [1].

Особый интерес к теории «социальной эксклюзии» стал появляться в XX веке. Хотя уже в конце XIX века Э. Дюркгейм разрабатывал теорию социальной эксклюзии, основанной на теории социальной солидарности и разделении труда. Э. Гидденс, отмечает, что «исключение обозначает градацию неравенства, но является механизмом, отделяющих группы людей от главного социального потока» [2, 15].

С. Погам, отдавая приоритет проблемам занятости, определяет социальную эксклюзию как процесс «социальной дисквалификации», который проходит три последовательных стадии: надрыв социальных связей, зависимость от социальной помощи, и, наконец, полное разрушение социальных связей [3, Т2. – с. 150].

М. Кастельс характеризует эксклюзию как динамический трехэтапный процесс, переходящий от полной интеграции через частичную, неполную занятость и надлом отношений к отделению или исключению. Исключение в этом случае воспринимается как накопление различных ущемлений и как последняя стадия в процессе социальной дисквалификации [4, с. 254].

Особо актуальным понятие «социальной эксклюзии», стало в связи с политикой Welfare State после Второй мировой войны в странах Запада. Данный термин появился после изучения бедности и такого явления как маргинализация. С 80-х годов XX века активно используется не только учеными, но и политическими деятелями. Политика Welfare State, т.е. политика всеобщего благоденствия, своей главной целью ставило уравновешивание социальной структуры общества, также помощь нуждающимся слоям населения.

На современном этапе развития общества актуальными становиться вопросы, связанные с гражданскими правами. Так бразильский социолог Э.Рейс в своем докладе «Глобальный мир, многочисленные подходы, единое социологическое сообщество» пишет, о том, что «Эксклюзия предполагает неудачу при включении (incorporation), а также ситуацию, когда человек, ранее пользовавшийся правами, лишается их, теряет доступ к тому, что имел раньше» [5, с. 14].

Данные вопросы становятся актуальными в процессе функционирования и развития глобальной экономической системы и трансформации государств-наций, которая также связана с развитием глобализации во всех сферах жизни общества.

Касаясь вопросов эксклюзии и того что является её источником, следует помнить об объективных причинах эксклюзии, таких как: возраст, физическое или психическое здоровье человека и т.п. Во-вторых, эксклюзия связана с социальными, экономическими, политическими, этническими, гендерными и другими ограничениями созданными обществом.

В итоге следует отметить, что эксклюзия – это объективно существующее явление, которое присутствует всегда, в любой стране и любом обществе. На различных этапах развития общества оно приобретает свои специфические черты, и преодолеть его невозможно. Хотя не исключена возможность значительного уменьшения эксклюзии с помощью методов инклюзии.

Таким образом, феномен эксклюзии характеризуется многоплановым и многофакторным механизмом ограничения. При этом эксклюзия не исчезает никогда и присутствует даже в социально, политически и экономически развитых странах и обществах. Факторы, обусловливающие развитие феномена социальной эксклюзии, могут быть разделены на два основных направления: во-первых, – это социально-экономические и политические факторы или макрофакторы, во-вторых, – это факторы, связанные с психофизическими особенностями самого человека.

Свидетельства эксклюзии присутствуют во всех обществах. Различия состоят в критериях, по которым те или иные категории населения становятся исключенными. Так в современных обществах особо остро стоят вопросы национальной и религиозной эксклюзии. Неизбежной является возрастная инклюзия, а в некоторых странах также эксклюзия по половому признаку.

Представим ниже в обобщенном виде основные категории эксклюзии:

  • расовая эксклюзия;
  • национальная эксклюзия;
  • эксклюзия по полу;
  • эксклюзия по возрасту;
  • языковая эксклюзия;
  • религиозная эксклюзия;
  • экономическая эксклюзия;
  • политическая эксклюзия;
  • образовательная эксклюзия;
  • эксклюзия по здоровью (например, относящиеся к людям имеющие инвалидность, либо ограничения по здоровью).

Каждый из представленных выше видов эксклюзии в обществе может проявляться как ограничение, каких-либо возможностей для людей определенных категорий (например, запрет на получения образования для людей низшего сословия), либо доходить до явной и прямой дискриминации (например, расовая дискриминация чернокожего населения юга США в XIX веке). Обращаясь к примерам развития того или иного государства, мы можем обнаружить, что тенденция к эксклюзии складывалась задолго до формирования современного общества. Так социальная стратификация в Древнеримском государстве была строго иерархична по социальному, юридическому и имущественному статусу человека. Малая часть из жителей Рима имела право называться его гражданами. Для этого их социальный и экономический статус, территориальная принадлежность и благородное происхождение давали право обладать данным статусом и пользоваться всеми правами и привилегиями. Остальные жители Римской империи не относились к гражданам и не имели практически никаких прав. К негражданам относились женщины, рабы, вольноотпущенные и иностранцы.

В средневековой Европе к основным признакам, по которым делилось общество на страты, было: благородность происхождения, принадлежность к феодальной системе землепользования и христианской церкви.

Таким образом, эксклюзия существовала практически всегда и везде, ограничивая доступ к равным благам и способствуя социальной, экономической и политической дифференциации обществ. Корни данных явлений лежат в основе социальной структуры общества и возникли одновременно с образованием первых государств.  Социальная структура общества в этом смысле – система взаимосвязанный социально-классовых отношений.

Исходя из вышеизложенного материала, следует отметить, что в основе  эксклюзии может быть большое количество различных ограничений.  Возникает вопрос, какие категории людей могут входить в группу эксклюзированных/исключённых и всегда ли это люди «ущербные» по каким-либо признакам. Попытаемся ответить на поставленный вопрос, рассмотрев основу социальной стратификации общества.

Социальную стратификацию можно определить как внутреннее иерархическое деление общества на социальные группы, представители которых обладают разными жизненными шансами и разным стилем жизни [6, с.80].

Обобщая классические теории стратификации можно выделить следующие категории, находящиеся в основе разделения людей в обществе:

  1. происхождение (этническая принадлежность, экономическое и социальное положение родственников в обществе);
  2. биологические, психологические, интеллектуальные характеристики индивида;
  3. возраст;
  4. пол;
  5. место проживания;
  6. образование;
  7. престиж;
  8. профессия;
  9. власть;
  10.  доход и богатство;
  11.  владение информацией;
  12.  религиозная принадлежность.

Отметим, что положение индивида в сетке социальной стратификации не всегда является прямо пропорциональным обладанию теми или иными ресурсами. Иначе говоря, если индивид имеет образование то, это еще не значит, что он будет обладать большим доходом или престижем и соответственно иметь высокое положение в обществе.

По месту/положению индивида в сетке социальной стратификации мы можем судить о его включенности/инклюзии в одни социальные страты и исключённости/эксклюзии из других. Перечисляя категории исключённых групп и граждан, мы всегда указываем на людей, которые не имеют равные возможности со всеми остальными. Чаще всего это люди, имеющие объективные трудности (например, инвалиды) для вхождения в тот или иной социальный слой.

Но только ли подобные группы людей являются исключёнными? Элитарный слой общества также весьма далек от общей массы населения. Можем ли мы его назвать исключённым? Рассмотрим социальную иерархию и основу общества более подробно.

Основу общества составляет средний класс, или то большинство  населения, которое имеет примерно равные возможности и делает общество стабильным, сглаживая недовольство малочисленного низшего слой. Чтобы ликвидировать или максимально уменьшить низший слой общества развитые государства принимают меры по экономической помощи нуждающимся. Основы данной экономической политики были заложены после Второй Мировой войны в рамках политики всеобщего благоденствия (Welfare State).

При этом низший класс не исчезает совсем, так же как и средний даже при самых благоприятных условиях. Общество всегда остается структурированным и дифференцированным, именно это позволяет ему нормально функционировать, распределяя ресурсы в зависимости от выполняемых функций.

Высший слой общества, обладая высокими экономическими, политическими и социальными ресурсами  недосягаем для основной массы населения, но это также является нормальной ситуацией при условии, что элита не становиться «оторванной» от общества и действует в его интересах. В противном случае высший слой добровольно исключает себя из общества. В подобной ситуации структура общества существенно искажается и теряет основу для нормального функционирования и управления. Как следствие, возникает потребность включить исключенный слой общества в общую структуру, т.е. инклюзировать его.

Как мы видим из приведённых выше примеров, во всех случаях включения тех или иных категорий граждан в общую структуру общества, действует одна и та же схема. Данная схема состоит в том, что инклюзия стремиться привести к общему знаменателю все слои общества. Так с 70-х годов ХХ века началась разработка и внедрение проектов по инклюзивному образованию за рубежом [7, с. 221]. Мы сейчас не говорим о всеобщем равенстве, так как этот вариант не возможен и нежизнеспособен. Мы говорим, о минимизации различий между разными слоями общества. Именно этот принцип лежит в основе инклюзии.

Минимизация различий может достигаться с помощью двух наиболее известных способов. Это либо субсидирование определённых категорий граждан, либо наоборот ограничение возможностей. Данная схема может способствовать формированию достаточно плотной структуры общества, ликвидируя большие разрывы между, например, средним и высшим, или средним и низшим слоями общества.


Библиографический список
  1. Бородки Ф.М. Социальная эксклюзия – Режим доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/sj3-4-00brod.html
  2. Астоянц М.С. Социальная эксклюзия в современном российском обществе: социокультурный анализ/М.С. Астоянц. – Ростов, 2007. – с.15
  3. Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. – Спб, – 1999. Т2. – с. 150
  4. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество, культура. – М.,2000. – с. 254
  5. Култыгин В.П. Облик современного мира в современной социологической мысли//Социологические исследования, № 2, 2003 – с. 14
  6. Шкаратан О.И. Социальное неравенство: теория и реальность/О.И. Шкаратан, 2012, М. – с. 80
  7. Курмышева Л.К. Инклюзивное образование: зарубежный опыт//Сибирский педагогический журнал, №9, 2012 – с. 221


Все статьи автора «Курмышева Лидия Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: