На современном этапе социально – экономических преобразований в России, происходящих в условиях экономического кризиса от государственных служащих зависит эффективность и результативность всего государственного управления, направленного на улучшение жизни населения. Особое внимание при различных экономических и политических преобразованиях уделяется вопросам кадрового обеспечения, в частности - вопросам подбора квалифицированных специалистов, основанного на современных технологиях оценки деятельности государственных гражданских служащих.
В настоящее время в период массового использования современных управленческих методик в органах исполнительной власти, государственных органов сфера оценки профессиональной деятельности, достижений государственных служащих с использованием информационных технологий на основе получения сведений от населения остаётся неизученной.
Поэтому актуальным становится рассмотрение основных информационно-коммуникационных систем, направленных на получение информации от населения о результатах профессиональной деятельности государственных гражданских служащих Белгородской области.
Информационная система представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений [1]. Основными классификационными признаками информационных систем являются:
- Уровень в системе государственного управления.
- Область функционирования экономического объекта.
- Виды процессов управления.
- Степень автоматизации информационных процессов.
В соответствии с признаком классификации по уровню государственного управления информационные системы делятся на федеральные, региональные и муниципальные информационные системы, которые являются информационными системами высокого уровня иерархии в управлении. По видам процессов управления ИС делятся на:
- информационные системы управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические процессы, энергетика и т. д.).
- информационные системы управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями.
В системе государственного управления в настоящее время информационные системы занимают огромную роль, выполняя функции планирования и контроля деятельности государственных органов, органов исполнительной власти. При этом информационные системы возможно использовать как технологию получения информации о результатах деятельности государственных служащих при организации специальных систем, порталов для обеспечения обратной связи с населением.
Поэтому необходимо внедрение данных систем для всестороннего изучения результатов профессиональной деятельности государственных служащих, а также для определения размеров стимулирования труда служащих, так как существующая система оценки не отражает полного анализа достижений поставленных в организации целей с достигнутыми результатами.
В Белгородской области функционирует две информационно-аналитические системы, направленные на получение достоверной информации о действиях или бездействиях работников различных уровней власти, об организациях и предприятиях, нарушающих требования предоставления той или иной услуги. Системы «Чёрный список» БелРУ и портал «Оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований области, предприятий и учреждений, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований области» представляют собой элемент социальной сети для анализа получаемой информации от населения.
«Чёрный список» является одной из основных информационных систем в Белгородской области, предполагающей организацию обратной связи между населением и представителями государственных и коммерческих структур. Основная цель портала – получение информации от населения по действиям или бездействиям ответственных лиц, а также нарушениям предоставления определенных видов услуг [3].
На портале «Чёрный спискок» жители Белгородской области оставляют свои мнения, замечания, обращения, жалобы по вопросам, касающимся социальных, финансовых и экономических вопросов. В течение 30 дней со дня регистрации обращения на сайте «БелРУ» организации, которые обращении о нарушении прав потребителей, отвечают, направляя соответствующую информацию по затрагиваемым вопросам. Необходимо отметить, что создание «Чёрного списка» было направлено на выявление недобросовестных представителей, оказывающих различные услуги населению, а не на оценку результатов их деятельности [3].
Оценить деятельность различных государственных и муниципальных структур, организаций и предприятий области, а также деятельность государственных и муниципальных служащих населением позволяет портал, размещённый на официальном сайте Правительства Белгородской области «Оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований области, предприятий и учреждений, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований области».
Портал представляет собой информационно-аналитическую сеть, направленную на формирование объективной картины об уровне удовлетворенности населения деятельностью органов МСУ, предприятий и учреждений, осуществляющих оказание услуг населению региона на основе системы электронного учёта мнений граждан [2]. Пользователями Портала могут быть: население региона, органы исполнительной власти, государственные органы, органы МСУ, предприятия и учреждения, осуществляющие оказание услуг населению региона.
Портал в основе своего функционирования имеет систему голосования и анализа рейтинга полученного в результате оценки населением. Однако на Портале имеется возможность просмотра только общих результатов оценки, а не отдельно взятых показателей, что является негативным фактором для оценки населением деятельности государственных служащих [2]. Те сведения, которые представляются по итогам голосования, не показывают рейтинг каждого отдельного показателя среди выбранного критерия, а также не предоставляют возможность повторного голосования по выбранному критерию.
Положительной стороной данной системы является блокирование голосования одним и тем же пользователем заполненного критерия. Портал направлен на получение информации о результатах работы целой группы гражданских служащих (всего департамента, управления или отдела), поэтому немаловажным в нем является размещение критериев отдельных сотрудников государственных органов, органов исполнительной власти, местного самоуправления.
Однако необходимо отметить, что на «Чёрном списке» и Портале отсутствуют конкретные критерии, отражающие степень достижения показателей результативности деятельности государственных служащих в соответствии с конкретными целями государственных органов.
В соответствии с тем, что на сегодняшний день «Чёрный список» и Портал является единственным примером функционирования в Белгородской области информационно-аналитических систем, на основе которого население региона оценивает деятельность чиновников различных уровней власти можно сделать вывод о том, что на государственной службе Белгородской области необходимо:
- Наиболее широкое распространение информационно – коммуникационных на основе нормативно-правовой базы, определяющей порядок оплаты труда в зависимости от мнения населения.
- Определение критериев на основе показателей достижения целей всей организации.
- Опубликование в средствах массовой информации, результатов полученных при анализе информационно-коммуникационных систем.
Библиографический список
- Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Г. А. Титоренко. -2-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439.
- Оценка населением эффективности деятельности руководителей [Электронный ресурс] : офиц. сайт. Губернатор и Правительство Белгородской области URL: http://ocenka.belregion.ru (дата обращения: 05.02.2015).
- Официальный сайт Информационного агентства «Черный список Бел.Ру» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129336/ (дата обращения: 21.01.2015).