Понятие «предметно-педагогические презентации» было выделено и уточнено в ряде работ [1-4], рассматривающих общие и специфические особенности практики создания предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре, получающими образование как в структуре вузовской подготовки, так и в структуре среднего профессионального образования (училище, колледж, техникум).
Профессиональное развитие и становление будущего педагога по физической культуре – длительный, непрерывный процесс поиска оптимальных условий подготовки личности педагога к самостоятельному выполнению профессионально-педагогических задач и трудовых функций, определяющих перспективность и состоятельность педагогической деятельности педагога по физической культуре в структуре того или иного образовательного учреждения и направления трудовой подготовки (имеется в виду учет индивидуальных особенностей личности обучающегося и принятие специфики нормального распределения способностей – базовой идеей построения педагогического взаимодействия в образовательном учреждении, в том числе и специальных образовательных учреждениях (ОУ), имеется в виду типология специальных образовательных учреждений, содержащая 8 типов ОУ).
В структуре подготовки будущего педагога по физической культуре в ресурсах изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» студенты моделируют самопрезентацию или предметно-педагогическую презентацию «Я – профессионал» [6].
Все студенты справляются успешно с заданием создания презентации «Я – профессионал», по итогам созданных работ проводится заочная студенческая конференция, определяющая победителей в разных номинациях моделирования предметно-педагогических презентаций.
Презентация «Я – профессионал» является базой в построении и разработке структуры профессионально-педагогических кейсов, разрабатываемых будущими педагогами и дополняемых ими на протяжении всего периода обучения в вузе.
Структура профессионально-педагогического кейса (ППК) состоит из трех разделов. Первый раздел «Спорт» – это достижения будущего педагога по физической культуре в области спорта. В данный раздел студенты вносят все свои достижения в спорте в различных визуальных формах (фотографии, сканы грамот, сертификатов и прочих свидетельств о наличии побед в выделенном виде отчетности), данный раздел совпадает с моделируемой на первом курсе предметно-педагогической презентацией «Я – профессионал». Второй раздел «Учебная и научно-педагогическая деятельность» состоит из достижений студента в выделенной области оценки. В презентации приводятся будущим педагогом по физической культуре наименования работ, их уровень достижений в оценке специалистов различного уровня оценивания, – сертификаты, дипломы, благодарственные письма и прочие свидетельства наличия высокого уровня подготовки в выделенном направлении ППК. Третье направление моделируемого профессионально-педагогического кейса – это направление «Педагогическая деятельность», здесь имеется в виду педагогическая практика и сформированность педагогического мастерства у студента, визуализируемая им самим в различных выполняемых им заданий по педагогической практике, в самостоятельном включении в процесс постановки и верификации сформированности уровня готовности к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности, отображении приоритетов и возможностей педагога по физической культуре в структуре формирования профессионального мастерства, завершается пожеланиями студентам в структуре подготовки и прохождения педагогической практики.
В структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» [7-11] предлагаются различные задания по созданию предметно-педагогических презентаций или задания, позволяющие вывить качество создания предметно-педагогических презентаций, или задания, фасилитирующие моделирование предметно-педагогических презентаций (портфолио обучающегося и пр.).
В структуре изучения курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» студентам предлагается создать продукт, непосредственно связанный с качественным изучением общей структуры исследования по педагогике (реферат, а затем презентация доклада для защиты реферата или научно-исследовательской публикации). К сожалению, такого рода практика имеет единичные результаты, т.к., с одной стороны, студентам сложно усвоить общую структуру исследования по педагогике, с другой стороны, за 11 лет школьной практики у них нет сформированной потребности не брать чьих бы то ни было чужих работ, выдавая их за свои. Да и качество изложения собственных мыслей студентов оставляет желать лучшего. Например, когда педагог вуза не разрешает пользоваться телефонами при тестировании, студент А. говорит такую фразу «[вааще, *****, да на ЕГЭ было легче списать]». Это не единичный случай такого рода практики. В таком понимании необходимо создавать условия для коррекции отношения к собственному, авторскому труду и цитированию работ. Данная подготовка должна быть систематической, – изо дня в день доступные задания должен предлагать педагог, чтобы вкус собственного труда был превыше любой другой подачки в списывании и вынужденном плагиате (неумение самостоятельно мыслить и излагать свои мысли в письменной форме). Качество подготовки выпускников – наибольнейшая проблема современного воспитательно-образовательного пространства.
Продуктивная самостоятельность – явление сложное, формирование которого начинается не на первом курсе вуза, а значительно раньше. Мультисреда как многомерное явление порождает свои приоритеты и направления развития и формирования личности. Изменение отношения к качеству труда и возможностям профессионально становления в структуре повышения и верификации приоритетов развития компетентности будущих педагогов по физической культуре визуализируется использованием предметно-педагогических презентаций. Всё, что находится во внутреннем мире личности отражается в его визуальной форме, а качество объектов самовыражения и самореализации предопределяет и качество подготовки в различных других направлениях становления личности.
В структуре изучения курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» студентам предлагается составить «Паспорт школы» (организационно-педагогическую структуру образовательного учреждения) в форме предметно-педагогической презентации, описывающей следующие компоненты: 1) историю школы, вплоть до настоящего времени, 2) достижения учителей, 3) достижения обучающихся, 4) перспективность дальнейших педагогических разработок и инноваций, обеспечивающих решение определенного класса профессионально-педагогических задач. С данным заданием все студенты хорошо справляются, – единственное, что теряется в моделировании предметно-педагогической презентации – это то, что вся информация о родной школе берется с сайта ОУ. Незначительный процент студентов рассказывают о своей школе, опираясь на данные различных источников, от своего лица, своим логически выстроенным ходом мыслей и наработанной практикой педагогических отношений.
Курс «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образование» изучается в соответствии с выделенным перечнем заданий, опубликованных в работе [8], в структуре разработанных дидактических заданий нет предметно-педагогических презентаций, т.к. сложности репродуктивного обучения дидактического материала не могут быть нивелированы или скорректированы продуктивными заданиями, используемыми в ресурсах предметно-педагогических презентаций.
Курс «Теоретическая педагогика. Теория обучения» содержит задание моделирования разноуровневой технологии изучения определенной темы из раздела «Теория обучения», в простейшем случае – это тема «Методы обучения», обеспечивающая студенту качественную постановку и решение педагогических задач в структуре верификации выбора методов обучения в различных группах (высокие достижения, уроки ФК и занятия адаптивной ФК). Предметно-педагогическая презентация может быть выделена в структуре технологии, а может быть сужена до построения опорного конспекта из педагогической технологии, которую моделирует студент.
Курс «Теоретическая педагогика. Теория воспитания. Социальная педагогика» содержит несколько заданий, которые могут быть выполнены с использованием предметно-педагогического сопровождения – разработка классного часа, моделирование системы принципов педагогического взаимодействия, а также определение любой темы из области социально-педагогических отношений, структуру которой студент может рассмотреть с позиции качественного выделения и решения субъектно-средовых противоречий.
Качество моделирования отношений, ценностей, компетенций и предметно-педагогических презентаций зависит от внутренних ресурсов субъекта моделирования и от внешних резервов и ресурсов антропосреды в микро-, мезо-, макромасштабах. Уточним понятие «качество моделирования предметно-педагогических презентаций» в структуре соблюдения идей гуманизма и продуктивного самовыражения и самореализации будущего педагога по ФК.
Под качеством моделирования предметно-педагогических презентаций будем понимать определенный уровень готовности продукта, удовлетворяющей в выделенной степени потребности социального и социально-профессионального пространства возможностями и спецификой решения задач визуализации и презентации тех или иных граней иллюстрируемого явления или события.
Качество моделирования предметно-педагогических презентаций определяется возможностями программно-педагогического обеспечения, информационными продуктами создания презентаций и сформированности мотивов и потребностей, целей и смыслов субъекта, создающего продукт интеллектуально-деятельностной природы.
Все закономерности и принципы гносеолого-герменевтической основы построения и разработки продуктов деятельности должные быть соблюдены в построении и проверке качества разработанной предметно-педагогической презентации.
Выделим педагогические условия оптимизации возможностей самореализации и саморазвития будущих педагогов по физической культуре в структуре моделирования предметно-педагогических презентаций:
1. Принятие норм социального и профессионально-педагогического пространства в определении качества и возможностей развития личности и становления в структуре ведущей деятельности базовыми идеями, определяемыми через изучение и соблюдение нормативно-правовых, законодательных актов и отношений, морально-этических аспектов мультисредовых включений личности в решение задач и противоречий развития личности и общества в целом. Данное направление опирается и продолжает идеи гуманизма и продуктивного становления личности в структуре постановки и решении задач развития и саморазвития личности. Принятие норм социального и профессионально-педагогического пространства осуществляется на различных уровнях, условно мы их определим традиционной классификаций – «микро-», «мезо-», «макро-» и «мегамасштабы», определяющие возможность личности в распространении созданных продуктов жизнедеятельности и принятии отношения данных социальных групп в оценке качества продукта ведущей деятельности.
2. Принятие идей саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности идеями профессионального становления будущего педагога. Данное направление отражает потребность в распространении идеи развития потребностей, предпочтений, возможностей и целеполагания личности в системе полисубъектных и межгрупповых отношений. Именно педагог (возможно, что родители в большей степени создают предпосылки для такого рода практики развития) определяет своим отношением к труду и возможностью решения задач продуктивного становления личности уровень и качество всестороннего развития обучающегося, включенного в систему верификации и модификации решений противоречий «хочу – могу – надо – есть».
3. Формирование культуры самостоятельной работы личности в постановке и решении задач перехода от репродуктивного обучения к продуктивному, от контроля к самоконтролю. Сформированная культура самостоятельной работы позволяет личности самостоятельно выделить проблему и решить ее оптимальными ресурсами внутриличностного и социально-профессионального генеза.
4. Формирование потребности в здоровом образе жизни и акместановлении личности в выбранных направлениях формирования и развития, где специфика нормального распределения способностей определяет приоритеты и нормы получения результатов труда.
5. Включение личности в условия непрерывного образования как гаранта стабильного развития личности и общества в мультикультуре, антропосреде, ноосфере.
6. Формирование потребности в повышении уровня притязаний в единстве с развиваемыми и формируемыми способностями и возможностями продуктивного становления личности обучающегося и педагога. Процесс продуктивного становления личности проходит несколько фаз, в структуре которого справедливы законы диалектики, т.е. новое количество определяет новое качество, единство репродуктивных и продуктивных методов определяют оптимальные, варьируемые условия для взаимодействия и создания благ и продуктов жизнедеятельности и пр.
7. Формирование потребности в стимулировании активности субъектов общества в решении и верификации задач социального и профессионального генеза, где оптимизация и модификация условий и возможностей личности, научно-технический прогресс и соблюдение норм этики и права играют базовую роль в реконструкции модели взаимодействия, социализации личности, саморазвития и самосовершенствования, самореализации и самоутверждения. Активность личности обучающегося стимулируется гуманными методами формирования потребностей и поощрения социально и профессионально значимых направлений развития личности.
8. Создание условий поощрения личности педагога администрацией и работодателем в моделировании, апробации, верификации и внедрения новых педагогических средств, фасилитирующих решение тех или иных задач с использованием предметно-педагогических презентаций.
Выделенные условия позволят повысить качество моделирования и использования предметно-педагогических презентаций в деятельности педагога современного образовательного пространства, неустанно определяющего приоритеты развития и личности, и общества в ресурсах идей продуктивного становления личности и сопричастности идей гуманизма к различным граням формирования профессионально-педагогической культуры и мастерства.
Использование технологии формирования культуры самостоятельной работы в спектре предлагаемых вариантов решения проблем ее формирования (технология формирования культуры самостоятельной работы обучающихся, RP-технология педагогического взаимодействия [13-15], технологии системно-педагогического моделирования [16-20] и пр.) обеспечивает будущему педагогу по ФК возможность качественной подготовки к будущей профессионально-педагогической деятельности [21-24], достаточный уровень востребованности продуктов деятельности педагога в решении задач и противоречий профессионально-педагогического развития, возможности повышения уровня образования личности, а также верифицированную конкурентоспособность и креативность, гибкость и состоятельность профессиональной практики педагога по физической культуре.
Библиографический список
- Гребенщиков К.Т., Аронова Ю.Ю., Козырева О.А. Педагогические условия моделирования профессионально-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре // Культура и образование. 2014. № 5 (Май). [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/05/1772.
- Климова О.Н., Козырева О.А., Горбунова И.А. Профессионально-педагогические презентации как ресурс и продукт реализации идей гуманизма в условиях непрерывного профессионального образования // Культура и образование. 2014. №5. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/05/1779.
- Козырева О. А., Филиппова Ю. О., Чурин Н. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как ресурс и результат формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК // Вестник КузГПА. 2014. 1(30). URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/260/
- Чурин Н. А., Филиппова Ю. О., Козырева О. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре //Концепт.2014. №4. http://e-koncept.ru/2014/14081.htm.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 49-62.
- Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность»: учеб.-метод. пособ. для студ. н.п. «050100- Пед. образование», профиля «Физ. культура».Новокузнецк:КузГПА,2013. 55с.
- Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ. напр. подг. «050100 – Пед. образование», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 53 с.
- Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования»: учеб.-метод.пособ. для студ. напр. подг. «050100-Пед. образ.». М.: МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики»: учеб.-метод. пособ. для студ. напр. подгот. «050100 – Пед. образование». М.: МИФИ, 2014. 48 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения»: учеб.-метод. пособ. для студ. напр. подгот. «050100 – Пед. образование». М.: МИФИ, 2014. 44 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами»: учеб.-метод. пособ. для студ. напр. подгот. «050100- Пед. образ.». М.: МИФИ, 2014. 56 с.
- Зубанов В. П., Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогических дисциплин будущими педагогами (бакалаврами) // Инновации в науке, производстве и образовании : сборник трудов Международной научно-практической конференции, 14–16 октября 2013 г., г. Рязань / отв. ред. К. Н. Гаврилов, В. А. Степанов. – Рязань : изд-во Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2013. С. 341-345.
- Зубанов В. П., Меркушева Э. А., Козырева О. А. Некоторые аспекты продуктивной самореализации будущих педагогов по ФК // Society, culture, personality. Current problems of socio-humanitarian knowledge : of the IV international scientific conference on February 16–17, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». P. 118-119.
- Мелконян Г. М., Зубанов В. П., Козырева О. А. Специфика управления и эффективность профессионально-педагогического взаимодействия в структуре получения и апробации современного педагогического знания // Professionalizing of a personality at educational institutes and practical activities: theoretical and practical problems of sociology, labor psychology and professional education : materials of the international scientific conference on February 10–11, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». P. 118-119.
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Специфика и результативность моделирования педагогических средств в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Педагогическое мастерство: материалы IV Международной научной конференции (г. Москва, февраль 2014 г.). – М. : Буки-Веди, 2014. С. 6-8.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 58-65.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Кириенко С.А., Слепышев А.В., Козырева О.А. Специфика и ресурсы гуманизации общества в структуре изучения педагогического знания будущими педагогами по ФК // Международный академический вестник. 2014. №3. С. 22-24.
- Зубанов В. П., Козырева О. А., Гайко М. Е. Особенности планирования и организации продуктивной деятельности студентов-педагогов по физической культуре в вузе и спузе // Непрерывное профессиональное образование: проблемы, перспективы, опыт международного сотрудничества: материалы межвузовской научно-методической конференции с международным участием. – Благовещенск: изд-во БГПУ, 2012. С.39-42.
- Стройкина Л. В., Козырева О. А., Доркин Д. С. Некоторые особенности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогического менеджмента // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 754-757.