УДК 159.9.343.95

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ

Сергачова Виктория Эдуардовна
Частное высшее учебное заведение «Краматорский экономико-гуманитарный институт»
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
В статье рассматривается влияние эмоциональных процессов на формирование психологической культуры будущих специалистов инженерного профиля. Эмоциональная сфера отражает внутренний мир человека, систему сигналов, с помощью которых субъект демонстрирует отношение к окружающим. Особенность эмоциональных процессов заключается в том, что они непосредственно отражают связь между мотивами деятельности и ее реализацией.

Ключевые слова: мотив деятельности, система сигналов, эмоциональная сфера, эмоциональные процессы


ТHE INFLUENCE OF EMOTIONAL PROCESSES ON THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF THE FUTURE SPECIALISTS IN THE ENGINEERING-PEDAGOGICAL FIELD

Serhachova Victoria Еduardovna
Private Higher Educational Establishment "Kramatorsk Institute of Economics and Humanities"
The candidate psychological sciences, associate professor of the department of psychology

Abstract
The article examines the influence of emotional processes on the formation of psychological culture of the future specialists in the engineering-pedagogical field. Emotional sphere reflects the inner world, the system of signals with the help of which the subject demonstrates an attitude to the environment. The peculiarities of emotional processes is that they directly reflect the relationship between the motives of the activity and its implementation.

Keywords: emotional processes, emotional sphere, the system signals motive activity


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Сергачова В.Э. Влияние эмоционального процесса на формирование психологической культуры будущих специалистов инженерного профиля // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/03/4649 (дата обращения: 12.09.2024).

В профессиональной деятельности будущего специалиста инженерного профиля эмоциональные процессы являются важнейшим фактором регуляции процессов познания, обмена информацией, установления коммуникации. Эмоциональные реакции могут обусловливать различные изменения психики специалиста, создавать критические ситуации, конфликты, угрозу его деятельности, приводить к изменениям общественного статуса. Проблема заключается в том, что необходимо научить будущих специалистов умению управлять своими эмоциями, сохранять высокую профессиональную работоспособность, осуществлять деятельность без напряжения в сложных эмоциональных условиях.

Р. Декарт отмечал, что при возникновении эмоции удивленная ​​душа внимательно рассматривает «воображаемые им предметы, как редкие и необычные». Также Р. Декарт показал, что эмоции выполняют функцию памяти: «Сколько бы раз неизвестный нам предмет не появлялся в поле нашего зрения, мы совершенно не храним его в нашей памяти, если только представление о нем не укрепилось в нашем мозге любой страстью». Таким образом, эмоциональные процессы в поведении человека способствуют закреплению в памяти того, на что внимание ранее не обращалось [2].

Эмоции «сопровождают» различные проявления жизнедеятельности человека, проникают в каждый психический процесс личности. Более отчетливо это проявляется там, где исследуется роль эмоций и умственной деятельности. При этом, отмечал С. Л. Рубинштейн, «речь для нас … идет не только о том, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с интеллектом или мышления с эмоциями, а о том, что само мышление как реальный психический процесс уже сам по себе единство эмоционального и интеллектуального»[5]. Таким образом, сопоставление эмоций и рационального познания можно проводить условно и только тогда, когда мы выделяем в нем исключительно его словесно-логический механизм, который сопоставляет, в основном, одни образы объективной действительности и понятия о ней.

Как отмечала Т.А. Кадыкова, на активнодействующий характер эмоционального процесса указывает и происхождение самого термина «эмоции» (от лат.Еmoveo – «нарушаю, волную»). При всем разнообразии подходов к изучению эмоциональной сферы деятельности человека определение самого понятия «эмоции» большинство авторов дают, учитывая психическую форму отражения действительности. Каждый из них особое внимание обращает на такие функции эмоций: активирующее или угнетающее, в зависимости от состояния связи между мотивами, потребностями и возможностью их реализации; оценочную; психическую регуляцию деятельности; компенсационную (пополнение недостающей информации для деятельности) [3].

Эмоции и чувства – личностныеобразования. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас замечает: «Эмоциональное событие может вызвать формирование нового эмоционального отношения к различным обстоятельствам …» [1].

Д.А. Леонтьев отмечал, что ощущения выполняют в жизни и деятельности специалиста, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми. Ощущения совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам [4].

Как считает А.В.Тимченко, эмоциональные процессы выступают как внутренний язык, система сигналов, с помощью которых субъект узнает о значимости происходящего. Особенность эмоциональных процессов заключается в том, что они непосредственно отражают связь между мотивами и реализацией этих мотивов деятельности [7].

Одним из ведущих компонентов психологической культуры ряд авторов называют эмоциональные проявления специалиста, которые должны эффективно контролироваться индивидом. Главная функция эмоциональных процессов заключается в том, что люди могут понимать друг друга, осуждать проявления другого, лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Эмоционально-выразительные движения студента и преподавателя – мимика, жесты, пантомима, звуки выражают отношение к тому, что происходит. Экспрессивная, коммуникативная, оценочная и компенсационная функция эмоций оказывают влияние на профессиональную деятельность инженера-педагога [6].

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождающиеся видимыми изменениями в поведении студента, который их испытывает. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой их субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, насколько в результате осуществления данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулирующую его потребность.

Одним из самых распространенных видов аффектов является стресс. Это ощущение чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система испытывает эмоциональные перегрузки. Стресс дезорганизует деятельность студента, нарушает ее нормальный ход. У студента распространенным стресс-фактором является эмоциональный раздражитель. Студенты со стойкой эмоциональной сферой в состоянии преодолеть фазу тревоги и активно включиться в борьбу со стрессовыми факторами. Эмоционально неустойчивых студентов сразу охватывает тревога, которая затем переходит в страх. По фазе тревоги у таких студентов наступает истощение, проявляющееся в форме обреченности и отчаяния. Студент может находиться в стрессовом состоянии или периодически к нему возвращаться, пока информация о стрессовом (психотравмирующем) событии перерабатывается.

Еще один вид эмоциональных состояний – страсть. Она является сплавом эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточении их на единой цели» [5].

Итак, все эти основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, которые выполняют различную роль в регуляции деятельности и общения студента с окружающими, содержат подвиды и оцениваются по различным параметрам.

В нашем исследовании для определения уровней сформированности эмоционально-волевых компонентов мы применяли такие методики В. В. Бойко: «Методика определения уровня эмпатических способностей»; «Методика оценки эмоционально-волевых качеств».

Эмпатия (как сопереживание) уже по самому своему определению предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей. На основе эмпатии студент быстрее познает себя и становится способным сочувствовать подобным себе, понимая и предвидя их поведение. Развитые эмпатические способности свидетельствуют об адекватном жизненном опыте и возможности самоконтроля.

Методика состоит из 36-ти вопросов, которые распределены по шести шкалам: рациональный канал эмпатии; эмоциональный; интуитивный; установки, которые способствуют эмпатии; проникающая способность к эмпатии; идентификация в эмпатии. Оценивание по каждой шкале происходит от 0 до 6 баллов, что указывает на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. Суммарный показатель меняется от 0 до 36 баллов (30 баллов и выше – оченьвысокий уровень эмпатии, 29 – 22 – средний, 21 – 15 – заниженный и менее 14 баллов – оченьнизкий). По методике диагностики «Определение уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко были получены следующие результаты (табл. 1; рис. 1).

Таблица1.

Результатыопределенияуровня эмпатическихспособностей по методике

В.В. Бойка (%)

Курс

Уровень развитияэмпатических способностей

Рациональный канал эмпатии

Эмоциональный канал эмпатии

Интуитивный канал эмпатии

Установки, которыеспособствуютэмпатии

Проникающаяспособностькэмпатии

Идентификация

в эмпатии

Суммарный уровень

эмпатии

1 курс

н

17,3

26,1

8,1

31,1

34,3

32,4

42,1

с

32,6

28,4

28,6

31,4

31,7

21,8

31,4

в

51,8

46,2

64,7

38,1

35,5

47,8

27,8

3 курс

н

12,2

21,8

21,4

26,3

37,2

34,1

21,6

с

44,8

37,6

30,8

32,3

22,1

37,4

41,4

в

44,5

42,7

49,4

42,8

41,8

29,2

38,2

5 курс

н

28,3

19,2

27,7

22,6

39,4

39,5

18,9

с

33,1

43,3

36,2

33,2

22,1

37,4

46,2

в

39,9

38,4

37,5

45,2

39,2

24,1

36,1

Примечание: Различия между группами достоверны на уровне статистической

значимостир≤0,05

Рис. 1. Результатыопределения суммарного уровня эмпатическихспособностей по методике В.В. Бойко (в %)

У большинства испытуемых наблюдается низкий (41,3% среди студентов первого курса) и средний уровень развития эмпатии (41,4% среди студентов третьего курса и 46,3% среди студентов пятого курса). Высокий уровень эмпатии демонстрируют 37,8% студентов третьего курса, 36,1% студентов пятого курса и 27,1% студентов первого курса.

Наибольшее количество низких показателей среди испытуемых имеют студенты первого курса (8,4%) по шкале «Интуитивный канал эмпатии», таких студентов можно охарактеризовать как лиц, имеющих низкий уровень способности предсказывать поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании; студенты третьего курса (11,5%): по шкале «Рациональный канал эмпатии» они имеют спонтанный интерес к другому и привлекают внимание партнеров по интересу; студенты пятого курса (19,1%): по шкале «Эмоциональный канал эмпатии», такие студенты показывают недостаточную эмоциональную отзывчивость, неспособность понять внутренний мир других и прогнозировать их поведение.

Эмоционально-волевая регуляция включается в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования по намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Для того чтобы понять, насколько развиты эти качества у студентов, мы использовали методику «Оценка эмоционально-волевых качеств» В. В. Бойко.

Показатели динамики оценок эмоционально-волевых качеств студентов 1-х, 3-х, 5-х курсов по методике «Оценка эмоционально-волевых качеств» В. В. Бойко представлены в табл. 2. и на рис. 2.

Таблица2

Обобщенные результатыисследования студентов по методике

Испытуемые (количество студентов)

Оценка эмоционально-волевых качеств %

(количество студентов)

Удовлетворительно развита

Хорошо

развита

Отлично

развита

1 курс (46)

33,7 (16)

27,3 (12)

39,0 (18)

3 курс (46 )

29,4 (14)

28,4 (13)

42,2 (19)

5 курс (44)

24,1 (10)

30,8 (14)

45,1 (20)

Примечание: Различия между группами достоверны на уровне статистической значимостир≤0,05

«Оцениваниеэмоционально-волевых качеств»

Рис. 2. Обобщенные результатыисследования студентов по методике «Оценивания эмоционально-волевых качеств»

В ходе исследования выяснилось, что студенты 1-го курса не умеют сдерживать некоторые довольно сильные свои желания (прогуливания занятий, разговоры во время лекций и т.п.), сознательно подчинять их другим (самостоятельные занятия, подготовка к экзамену) более значимым целям. Определенное количество студентов не может устоять перед желаниями, возникающими из-за слабой силы воли и отсутствием этических ценностей, то есть им не хватает выдержки, самообладания (студенты первого курса – 33,7%, третьего курса – 29,4%, пятого курса – 24 , 1%).

Низкий показатель волевых качеств у студентов 3-го курса можно объяснить нечастыми проявлениями настойчивости и упорства в достижении цели; присутствием негативных эмоций; необходимостью зарабатывать себе на карманные расходы, в результате чего у студентов на неопределенное время исчезает интерес к учебному процессу и совершенствованию своих профессиональных знаний.

У студентов 5-го курса можно наблюдать наличие таких качеств, как целеустремленность, принципиальность, решительность и др. Они более настойчивы в достижении поставленной цели (получение диплома), чувствуют себя увереннее, умеют сдерживать свои негативные эмоции.

Выводы

Проведенное исследование эмоционально-волевых компонентов показало, что они активизируют деятельность будущего специалиста в профессиональном становлении и являются ведущими компонентами психологической культуры. В ходе развития психологической культуры специалиста необходимо воспитывать у него любовь к профессии, акцентировать внимание на ее привлекательности, вызывать положительные эмоции, шире привлекать студентов к реализации личностных интересов и профессиональных намерений.

Проблема изучения влияния эмоциональных процессов на формирование психологической культуры специалистов инженерно-педагогического профиля пока носит описательный характер и недостаточно изучена.

Эмоционально-волевой компонент регулирует практическую реализацию феноменов психологической культуры личности профессионала.


Библиографический список
  1. Вилюнаса В.К. Психология эмоций. Тексты / В. К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с.
  2. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский – М. : Совершенство, 1998. – 608 с.
  3. Кадыкова Т. А. Особенности динамики ценностных ориентаций студентов-психологов: дис. … канд. психол. наук: спец. 19.00.01 / Кадыкова Татьяна Александрова. – Донецк, 2002. – 207 с.
  4. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев – М. : Смысл, 1999. – 488 с.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. – Т. 1. / С. Л. Рубинштейн – М. : АПН СССР. – 1989. – 528 с.
  6. Ситников В. Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) / В. Л. Ситников – СПб., 2001. – 176 с.
  7. Тимченко О.В. Проблема психологической готовности военного специалиста к экстренному действию в состоянии эмоционального стресса: дис… канд.. психол. наук. / Тимченко ОлександрВолодимирович. – ХУВД МВД Украины., 1995. – 141 с.


Все статьи автора «Малеев Денис Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: