УДК 159.9.371.13

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И РЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ

Шама Игорь Владимирович
Частное высшее учебное заведение «Краматорский экономико-гуманитарный институт»
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
В статье освещены теоретические основы формирования готовности будущих практических психологов к предупреждению и разрешению конфликтов. Раскрыты структурные составляющие готовности практического психолога, которые тесно переплетены между собой и только в целостности могут обеспечить успешное предупреждение и разрешение конфликтов.

Ключевые слова: готовность, компетентность, компоненты готовности, рефлексия, составляющие, социальные мотивы


THE THEORETICAL BASES OF FUTURE PRACTICAL PSYCHOLOGISTS' READINESS TO PREVENT AND RESOLVE CONFLICTS

Shаma Igor Vladimirovich
Private Higher Educational Establishment Kramatorsk Institute of Economics and Humanities
The candidate psychological sciences, associate professor of the department of psychology

Abstract
The article highlights the theoretical bases of future practical psychologists' readiness to prevent and resolve conflicts. The article exposes structural components of psychologists' readiness which are closely interconnected to ensure the successful conflict prevention and resolution.

Keywords: availability, competence, components, readiness components, reflection, social motives


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Шама И.В. Теоретические основы формирования готовности будущих практических психологов к предупреждению и решению конфликтов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/03/4650 (дата обращения: 29.10.2023).

Современная ситуация в Украине отмечается ростом напряженности и обострений конфликтогенности во всех слоях населения, что обусловлено недостаточной психологической подготовкой личности к конструктивному взаимодействию в различных сферах общественной жизни. В связи с этим актуализируется значимость психологической помощи личности в конструктивном предупреждении и разрешении конфликтов и, соответственно, готовности психолога к успешному выявлению скрытых внутренних и внешних причин конфликтов клиента; владение искусством управления конфликтным процессом и коррекции своего поведения в конфликте; способности выступать посредником при решении конфликтов клиентов.

Анализ практики предоставления консультативной помощи клиентам свидетельствует о недостаточном уровне готовности практических психологов к предупреждению и разрешению конфликтов, что проявляется, в частности, в неумении управлять своим эмоциональным состоянием, в недостаточном уровне толерантности по отношению к мысли, которая отличается от собственной, в не способности вести диалог в рамках конструктивного спора и т.д. Это, в свою очередь актуализирует проблему определения социально-психологических факторов и условий формирования готовности будущих практических психологов к предупреждению и разрешению конфликтов, как по запросу клиента, так и во время профессионального взаимодействия с ним.

Необходимо отметить, что отдельные аспекты исследуемой проблемы уже были предметом внимания ученых. В частности, исследовано содержание, виды, факторы возникновения конфликтов, вопросы подготовки личности к их предупреждению и конструктивного решения в целом (А. Я. Анцупов, Х. Бессемер, И. В. Ващенко, Н. В. Гришина, М. Дойч, С. М. Емельянов, Г. В. Ложкин, М. И. Пирен, А. И. Шипилов и др.), в семье (Ю. Е. Алешина, С. Г. Кисарчук, В. Сатир и др .), в образовании (А. И. Бондарчук, Т. М. Дзюба, Н.Б. Завиниченко, Л. М. Карамушка, Н. Л. Коломинский, В. Г. Панок) и др.

С другой стороны, исследовались различные аспекты проблемы профессиональной подготовки практических психологов. В частности, были рассмотрены стандарты и требования к личности психолога, проведен анализ его профессионально важных качеств (Г. С. Абрамова, Н. А. Аминов, М. В. Бадалова, А. Ф. Бондаренко, И. В. Дубровина, Н. М. Макаренко, С. Д. Максименко, С. Медведева, К.В. Пилипенко, Н. И. Повьякель,  Н. В. Пророк, Л. В. Скрипко, Н. В. Чепелева и др.); исследовались психологические условия формирования готовности и профессионального развития личности будущих психологов к различным аспектам профессиональной деятельности (Ж. П. Верная, Л. В. Долинская, И. А. Дружинина, Л. Е. Орбан-Лембрик, В. Д. Потапова,  В. П. Санникова, Т. М. Титаренко, Ю. Г. Шапошникова и др.).

Анализ готовности к деятельности как комплекса способностей представлен в работах таких известных классиков-психологов как Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн [1] и других ученых-исследователей, которые включают в структуру способностей разнообразные свойства и качества личности [2, с. 149-154].

О.Г. Ковалев, в свою очередь, рассматривает готовность к деятельности как свойство личности, которая включает в себя сознание личностной и общественной значимости деятельности, положительное отношение к ней и способность к ее выполнению. По мнению ученого, проблема формирования готовности личности к будущей деятельности представлена проблемой формирования отношения к трудовой деятельности как к общественному долгу и личному признанию [3, с.127- 135].

Как считает К. Роджерс, с развитием гуманистической науки проблема психологических состояний человека все чаще оказывалась в поле зрения исследователей [4].

По мнению В. Рыбалко и С. Шандрука состояние готовности является целостным проявлением личности в соответствующих условиях жизни и деятельности, которые имеют различную устойчивость во времени [5], [6]. Под психологическим состоянием готовности понимается внутренний настрой личности. То есть готовность к тому или иному виду деятельности характеризуется, прежде всего, психологическим состоянием личности, который проявляется непосредственно перед началом деятельности, когда необходимо окончательно принять решение о своей готовности к выполнению поставленной задачи. Это сложное личностное состояние зависит от характера будущей деятельности, от личных качеств и свойств человека [6].

Существенным компонентом профессиональной готовности практического психолога является психологическая готовность, которая может выступать как в виде устойчивых установок, мотивов, черт характера, так и в виде психического состояния. Психологическая готовность будущего психолога-консультанта – это существенная предпосылка целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности. Она помогает будущему специалисту успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать свои знания, опыт, личные качества, хранить самоконтроль и перестраивать свою деятельность при появлении непредвиденных препятствий.

М. Дьяченко и Л. Кандыбович квалифицируют психологическую готовность как профессионально важное и сложное личностное образование, которое включает в себя: положительное отношение к профессии, достаточно устойчивые мотивы деятельности; адекватные требования к профессиональной деятельности, черты характера, способности, проявления темперамента; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые профессионально важные особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевых качеств и т.д. [9, с.155].

На психологическую готовность влияют не только устойчивые психические особенности, качества человека, но и те конкретные условия, в которых осуществляется деятельность. К внешним и внутренним условиям, обусловливающих психологическую готовность, следует отнести: содержание задач, новизну, творческий характер; среду деятельности; особенности стимулирования действий и результатов; мотивацию, стремление к достижению того или иного результата; оценку вероятности достижения результата; самооценка собственной подготовленности; состояние здоровья и физическое самочувствие; личный опыт мобилизации сил для решения определенных задач; умение контролировать и регулировать уровень своего состояния готовности; умение настраиваться, создавать оптимальные внутренние условия для будущей деятельности [11, с.126].

Готовность как психическое состояние – это настройка на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых заданий, установка на активные и целенаправленные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент [9, с.221].

Личностная готовность студентов к профессиональной деятельности имеет сложную динамическую структуру и представляет собой совокупность интеллектуальных, рефлексивных и психофизиологических компонентов в их соотношении с проблемами молодежи. Особенности личностной готовности к профессиональной деятельности с клиентами заключаются в формировании у студентов – практических психологов умений и навыков психологического обследования личности клиентов, их групп, мониторинга содержания и условий, проблем личностного развития, установления психологического диагноза, определения причин, затрудняющих развитие, обучение и труд; осуществление психолого-коррекционных мероприятий для устранения возможных отклонений в психическом развитии и поведении, преодоления различных форм девиантного поведения, формирование адекватной социально-полезной позиции (С. Глэддинг [10 с.458] и другие). Формирование личностной готовности будущих практических психологов к различным направлениям психологической работы зависит от психологических показателей и детерминант, которые определяются развитостью интеллекта, коммуникативности, эмпатии, прогнозирования, идентификации, самоопределения (Ю. Алешина, С. Васкивская, П. Горностай, Р. Немов, Н. Пророк, В. Рыбалко, С. Шандрук).

Важную роль в повышении готовности будущего специалиста к творческой профессиональной деятельности играет рефлексия психологов, их способность ориентироваться не только на результат своего труда и пути ее достижения, но и на самого себя как субъекта своей деятельности. Способность к саморефлексии некоторые авторы рассматривают как основное условие развития личности профессионала и как показатель зрелости того или иного научного направления [11 с.64]. Итак, психологическая готовность – это необходимое условие успешной и эффективной деятельности, содержание и структура которой определяется требованиями к деятельности, психическими процессами, состояниями, опытом и качествами личности. Она предусматривает овладение общенаучными знаниями, приобретение знаний, умений, навыков необходимых для выполнения будущих профессиональных функций, умение решать профессиональные задачи, а также комплексом личностных качеств, определяющих профессиональную устойчивость и готовность к работе.

Особую значимость ученые придают личностному аспекту профессиональной подготовки психолога-практика (В. Рыбалко, Н. Чепелева). Решить задачу личностно-профессионального развития специалиста в области практической психологии можно путем групповой психокоррекции с глубинной ориентацией, что будет способствовать преодолению внутренних противоречий психики, развитию профессионально необходимых личностных качеств и профессиональных умений. В практике оказания психологической помощи значительную роль играет понимание жизненной ситуации и психической реальности (К. Роджерс [12 с.432]).

В интересах психологической готовности рационально осуществлять систему профессиональной ориентации молодежи, изучать профессиональную деятельность, определять ее психофизиологические требования к человеку, создавать методику для определения личностных качеств и психофизиологических процессов, адекватных условиям профессиональной деятельности. Наибольший моральный и материальный эффект общество получает тогда, когда каждый трудится по способностям. Но это никоим образом не уменьшает большую значимость формирования и поддержания психологической готовности в ходе учебной и практической деятельности.

Таким образом, готовность специалиста включает в себя профессиональную пригодность личности (совокупность индивидуальных особенностей человека, способностей и характерологических черт, существенных для успешного профессионального общения и деятельности, а также отсутствие показателей, которые делают невозможным участие человека в профессиональной деятельности) и подготовленность к деятельности (знания, умения и навыки, полученные в процессе профессиональной подготовки).

Целесообразно рассматривать готовность психолога именно на личностном уровне, поскольку личность психолога является, фактически, инструментом его профессиональной деятельности. В этом случае готовность к предупреждению и разрешению конфликтов можно трактовать как устойчивую систему профессионально важных качеств личности, ее опыт, знания, навыки, умения, необходимые как для предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов в жизнедеятельности клиентов, так и во взаимодействии психолога с клиентом. Ее положительные черты – соответствие структуры содержания условиям профессиональной деятельности, легкость актуализации и включения при решении конфликтов и т.д. [13, с. 124-130].

Из этого следует, что готовность будущих практических психологов к предупреждению и разрешению конфликтов является существенным условием целенаправленной деятельности практического психолога, которая предполагает осознание и принятие психологом конфликта как непременного атрибута его профессиональной деятельности, настройки психолога на предупреждение и конструктивное решение конфликтов на эмоциональном, коммуникативном, мотивационном, операционном и когнитивном уровнях. Такая готовность достигается при профессионально-психологической подготовке будущего специалиста и является результатом всестороннего развития психолога с учетом всех профессиональных требований к его будущей деятельности.

Соответственно, готовность будущих практических психологов к предупреждению и разрешению конфликтов имеет свою структуру, которая, на наш взгляд, включает в себя мотивационную, когнитивную, операционную, эмоциональную и коммуникативную составляющие.

Мотивационная составляющая представляет собой совокупность мотивов, обеспечивающих устойчивое стремление психолога к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов, как в жизнедеятельности клиента, так и при взаимодействии с ним психолога. Эти мотивы по своему содержанию могут быть связаны через систему отношений практического психолога к конфликтам (отношение к конфликтам в целом, отношение к конфликтам в профессиональной деятельности, отношение к готовности предупреждать и разрешать конфликты). На основе теоретического анализа литературы можно выделить пять основных групп мотивов, которые входят в структуру профессиональной мотивации практических психологов [14]:

- социальные (желание быть альтруистом, помогать людям; обучать, передавать свои знания, опыт другим; выполнять свой профессиональный долг перед обществом; облегчать страдания людей, которые находятся в кризисном состоянии и др.);

- престижные (повысить свой статус в обществе за счет оригинальности выбранной профессии; сделать карьеру, получить ученую степень, заниматься научной работой; получить профессиональное признание в кругу коллег, оставить след, память о себе в виде наработанных профессиональных достижений и др.);

- прагматические (улучшить материальное положение; расширить круг общения; позаботиться о собственном психическом здоровье и здоровье своих близких, использовать статус и связи клиентов для решения собственных проблем и др.);

- собственно профессиональные (помогать клиентам решать их психологические проблемы, осуществлять психодиагностическую работу, ставить психологический диагноз, осуществлять психопрофилактическую и психокоррекционную работы, осуществлять психолого-просветительскую работу среди населения и др.);

- мотивы личностного и профессионального становления и роста (знать и развивать свои личностные качества; самоактуализироваться за счет элементов творчества в профессиональной деятельности и др.).

Следует отметить, что, как правило, профессиональная деятельность является полимотивирована, то есть в ее основе лежат мотивы разных групп, и каждая из них имеет определенное значение для психолога. Важно при этом, чтобы разные группы мотивов взаимодополняли друг друга – интерес психолога к профессиональной деятельности дополнялся желанием усовершенствования себя через помощь другим, осуществление профессионального роста и профессиональной карьеры – ориентацией на установление новых социальных связей и контактов и т.д. Наиболее оптимальной является такая ситуация, когда внутренняя и внешняя мотивации совпадают и дополняют друг друга. «Концентрация» психолога только на одном из видов мотивов (например, социальной значимости деятельности или, наоборот, ее внешней привлекательности) отчасти обедняет как самого психолога, так и его деятельность. Вместе с тем, важно умение психолога определять на каждом жизненном этапе и этапе психологической деятельности приоритетность своих мотивов (мотив сегодня является наиболее значимым) [14 с.77].

При этом следует учесть, что в каждой группе мотивов можно выделить основные мотивы, непосредственно отражающие значимость для психологов мотивационной готовности именно к конструктивному предупреждению и разрешению конфликтов. В частности, в группе престижных мотивов: стать признанным мастером переговоров в сложных жизненных обстоятельствах, ситуациях, конфликтов; среди социальных мотивов: предупреждать применение физического и психологического насилия в ситуации конфликтов людей; в группе прагматических мотивов: использовать психологические знания с целью предупреждения деструктивных конфликтов в собственной жизни; среди собственно профессиональных: выступать посредником в решении конфликтов клиентов; стремление ориентировать клиента на конструктивное решение конфликта; в группе мотивов личностного и профессионального становления и роста: познать и развивать свои личностные качества, способствующие конструктивному разрешению конфликтов и тому подобное.

Согласно конфликтологическогому уровню можно выделить: 1) умение анализировать конфликтные ситуации; 2) умение использовать конструктивные стратегии и тактики разрешения конфликтов; 3) владение технологией переговорного процесса [15].

К собственно психологическому уровню относятся: умение инициативного реагирования на ситуацию обострения конфликтов с целью их конструктивного решения, а также умение сохранять баланс между ориентацией на необходимость решения конфликтов и учетом потребностей и запросов клиента как приоритет работы практического психолога при предупреждении и разрешении конфликтов.

Понятно, что важной составляющей является коммуникативная составляющая готовности будущих практических психологов к предупреждению и разрешению конфликтов, которая обеспечивает коммуникативную толерантность психолога при работе с людьми, а также способность адекватно использовать и распознавать сигналы невербальной речи в общении, соблюдать правила работы с конфликтогенами при контакте с клиентом [15].

Не менее значимой является эмоциональная составляющая готовности будущих практических психологов к предупреждению и разрешению конфликтов. Она отражает его эмоциональное состояние, уровень и характер возбудимости психики, и ее влияние на процесс взаимодействия психолога с клиентом в ситуации разрешения конфликтов. Эмоциональная составляющая готовности будущих практических психологов к предупреждению и разрешению конфликтов, на наш взгляд, обеспечивается эмоциональной зрелостью психолога и отсутствием у него эмоциональных барьеров в общении. Залогом отсутствия эмоциональных барьеров в общении, прежде всего, будет умение психолога управлять своими эмоциями, адекватно проявлять их, сближаясь с людьми на эмоциональной основе, проявлять эмпатию и преимущественно позитивный настрой во взаимодействии с клиентами.

Выводы

Формирование личностной готовности будущих практических психологов к различным направлениям психологической работы зависит от психологических показателей и детерминант, которые определяются развитостью интеллекта, коммуникативности, эмпатии, прогнозирования, идентификации, самоопределения.

Готовность будущих практических психологов к предупреждению и разрешению конфликтов имеет свою структуру, которая включает в себя мотивационную, когнитивную, операционную, эмоциональную и коммуникативную составляющие. Структурные составляющие готовности психолога тесно переплетены между собой и только в целостности могут обеспечить успешное предупреждение и разрешение конфликтов. Представленность только одного из компонентов значительно ограничивает возможности практического психолога предупреждать и конструктивно разрешать конфликты.


Библиографический список
  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – 411 с.
  2. Чаплак Я. Теоретико-методологічні засади готовності майбутніх психологів до практичної діяльності / Актуальні проблеми психології: Збірник наукових праць Інституту психології ім. Г.С.Костюка АПН України / За ред. С.Д. Максименка, Л.М.Карамушки – К.: Міленіум, 2005. – Ч.16. – С. 149–154.
  3. Ковалев Г.А. Механизмы и эффекты процессов активного социального обучения / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии межличностного познания и общения. – Красноград: Куб. гос. ун-т, 2008. – С.127-135.
  4. Роджерс К. Клиентоцентрированная психотерапия: теория, современная практика и применение / К. Роджерс ; пер. с англ. Т. Рожкова, Ю. Овчинникова, Г. Пимочкина. – М. : Психотерапия, 2007. – 560 с.
  5. Рибалка В.В. Методологічні питання наукової психології. – К.: Ніка-Центр. 2003. – 204с.
  6. Шандрук С.К. Специфіка підготовки практичних психологів до професійної діяльності // Проблеми підготовки і підвищення кваліфікації практичних психологів у вищих навчальних закладах . – К.: Ніка-Центр, 2012. – С.32-34.
  7. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология / М. Гулина. – СПб: Речь, — 2008. – 352 с.
  8. Пророк Н.В. Практичний психолог: професійно важливі якості // Психологія. – Донецьк, 2012. – №1. – С.16-17
  9. Дьяченко М., Кандыбович Л. Психологический словарь-справочник / М. Дьяченко, Л. Кандыбович – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. -576 с.
  10. Глэддинг С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – 4-е изд. – СПб: Питер, 2002. – 736с.
  11. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. – СПб: Питер, 2003. – 256с.
  12. Роджерс К. Клиентоцентрированная психотерапия: теория, современная практика и применение / К. Роджерс ; пер. с англ. Т. Рожкова, Ю. Овчинникова, Г. Пимочкина. – М. : Психотерапия, 2007. – 560 с.
  13. Варлакова Є.О. Розв’язання міжособистісного конфлікту як особистісний розвиток у ситуації «кризи безробіття» / Є.О. Варлакова // Актуальні проблеми професійної орієнтації та професійного навчання безробітних : мат-ли Всеукраїнської наук.-практ. конф. ; упор. В.Є. Скульська. – К. : ІПЗУ, 2006. – С. 124–130.
  14. Карамушка Л.М. Психологія управління конфліктами в організації (на матеріалі діяльності освітніх організацій) : монографія / Л.М. Карамушка, Т.М. Дзюба. – К. : Наук. світ, 2009. – 268 с.
  15. Анцупов А.Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М. : ЮНИТИ, 2008. – 551 с.


Все статьи автора «Малеев Денис Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: