Абрахам Маслоу разработал модель иерархии потребностей ещё в 1940-50-х гг., однако и сейчас теория потребностей А. Маслоу остается одной из авторитетных и эвристичных концепций в понимании человеческой мотивации, подготовки управленческих кадров и развития личности.
Впервые представления об иерархической модели человеческих потребностей были подробно изложены А. Маслоу в 1954 году в книге «Мотивация и личность» [1] и развиты в более поздней работе – «Психология бытия» [2]. Модель А. Маслоу включала 5 потребностей, образующих иерархию: физиологические, в безопасности, в принадлежности и любви, в уважении и самоактуализации. А. Маслоу утверждал, что человек «живет одним лишь хлебом», но только тогда, когда у него нет хлеба. Однако, когда у человека вдоволь хлеба, когда он сыт и его желудок не требует пищи, у него тут же обнаруживаются другие потребности – потребности более высокого уровня, которые овладевают его сознанием, занимая место физического голода. При этом стоит человеку удовлетворить эти потребности, их место занимают потребности еще более высокого уровня и т.д.
Позднее А. Маслоу ввел в психологию представление о двух типах человеческой мотивации – дефицитарной (поддерживающей гомеостаз организма) и бытийной (мотивации роста, саморазвития, самоактуализации) [3]. Представления о Д- и Б- мотивах были сформулированы А. Маслоу в дополнение к иерархической концепции мотивации. А. Маслоу писал, что Д-потребности связаны с необходимостью удовлетворения субъектом, так называемых, депривационных состояний – голода, холода, опасности и др. По мнению ученого, дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. В отличие от Д-потребностей, Б-потребности (мотивы) имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать индивидуальный человеческий потенциал. Их функция – обогатить и расширить жизненный опыт человека. Б-мотивация или мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных состояний (то есть уменьшение напряжения – гомеостаз), сколько расширение кругозора (то есть увеличение напряжения – гетеростаз).
А. Маслоу умер в 1970 году, однако после его смерти стали появляться «расширенные модели» мотивации, опирающиеся на работы создателя классической «пирамиды потребностей». Так, наряду с пятиуровневой моделью, увидели свет семи- и даже восьмиуровневая иерархические модели мотивации [4]. Впрочем, существуют модели и с большей размерностью. Ниже представлена восьмиуровневая модель, которая будет рассматриваться нами в данной работе в качестве основной.
Восьмиуровневая модель потребностей (по А. Маслоу)
- Биологические и физиологические потребности (Базовые жизненные нужды – воздух, еда, питье, жилье, тепло, секс, сон и др.)
- Потребности в безопасности (охрана, безопасность, порядок, закон, стабильность и др.).
- Потребности в любви и сопричастности (семья, любовь, отношения, рабочий коллектив и др.).
- Потребности в уважении (достижения, статус, ответственность, репутация).
- Познавательные потребности (знания, понимание, самопознание).
- Эстетические потребности (красота, гармония, баланс, форма и др.).
- Самоактуализация (личностный рост, самореализация).
- Трансценденция (помощь другим в стремлении к самоактуализации).
Описание методики MQT – Maslow’s quick test (A. Chapman)
Исследователей всегда привлекала идея эмпирической верификации модели мотивации А. Маслоу. Одним из инструментов для этого является методика экспресс-диагностики потребностно-мотивационной сферы личности МQТ – Maslow quick test (А. Chapman) [6]. Тест построен в соответствии с описанной выше восьмиуровневой моделью мотивации, появившейся в 1990-х годах на основе работ А. Маслоу. Оригинальная версия теста содержит 8 утверждений – по одному для каждой потребности, представленной в модели.
Адаптации методики на российской выборке
В процессе адаптации опросника MQT на выборке российских студентов Д.В. Каширским [7] к тесту было добавлено еще 8 пунктов так, что к каждой потребности теперь стало относиться по 2 утверждения, что существенно повысило надежность результатов исследования. Таким образом, вопросник стал содержать 16 утверждений. Выборку стандартизации составили студенты (n=240) Алтайской академии экономики и права (38,07%) и Алтайской государственной педагогической академии (62,92%). Возраст участников исследования: 18-23 гг. (19 лет – 21,67%, 20 лет – 33,75%, 21 год – 20,83% и др.). Распределение выборки по полу: мужчины – 17,9%, женщины – 82,1%. Распределение выборки по годам обучения: 1 курс – 11,25%, 2 курс – 21,25%, 2-5 курс – 62,5% и др. (магистры и аспиранты). Распределение выборки по профилям обучения студентов: психолого-педагогический – 65,42%, экономический – 16,25%, юридический – 18,33%. Описательная статистика по тесту представлена в табл. 1 и 2.
Таблица 1 – Показатели по шкалам опросника (опросник из 16 пунктов)
№ |
Потребности |
M |
SD |
1 |
Физиологические |
5,044 |
1,395 |
2 |
В безопасности |
4,828 |
1,183 |
3 |
В любви и принадлежности |
5,673 |
1,270 |
4 |
В уважении |
4,977 |
1,178 |
5 |
Познавательные |
4,835 |
1,219 |
6 |
Эстетические |
4,617 |
1,233 |
7 |
В самоактуализации |
4,908 |
1,190 |
8 |
В трансценденции |
4,025 |
1,421 |
Потребности 1-4 лежат в основе мотивации дефицита (Д-потребности) и вообще удовлетворяются по мере того, как предыдущая потребность полностью или частично удовлетворена. Потребности 5-8 лежат в основе мотивации роста (Б-потребности).
Таблица 2 – Показатели проявления Д- и Б-потребностей у российских студентов (опросник из 16 пунктов)
M |
SD |
||
1 | Д-потребности |
5,129 |
1,005 |
2 | Б-потребности |
4,590 |
1,015 |
Учитывая полученные результаты, были установлены примерные уровни удовлетворенности дефицитарных и бытийных потребностей для российской выборки.
Таблица 3 – Примерные уровни удовлетворенности потребностей (опросник из 16 пунктов)
Уровень |
Д-потребности |
Б-потребности |
Высокий |
6,14 – 7,00 |
5,61 – 7,00 |
Средний |
4,13 – 6,13 |
3,60 – 5,60 |
Низкий |
1,00 – 4,12 |
1,00 – 3,59 |
Апробация методике на московской выборке была осуществлена исследовательской группой под руководством О.И. Моткова. Результаты отражены в табл. 4.
Таблица 4 – Описательная статистика по тесту (опросник из 16 пунктов)*
№ |
Виды потребностей |
В целом по выборке (n=32) |
муж. (n=18) |
жен. (n=14) |
1 | Биологические и физиологические потребности |
5,64 |
5,6 |
6,0 |
2 | Потребности в безопасности |
4,52 |
4,3 |
4,9 |
3 | Потребности в любви и сопричастности |
5,92 |
6,0 |
5,9 |
4 | Потребности в уважении |
4,70 |
4,9 |
4,6 |
5 | Познавательные потребности |
4,70 |
4,65 |
4,8 |
6 | Эстетические потребности |
4,53 |
4,5 |
4,5 |
7 | Самоактуализация |
5,11 |
4,8 |
5,4 |
8 | Трансценденция |
3,73 |
3,9 |
3,3 |
Дефицитарные потребности |
5,20 |
5,2 |
5,35 |
|
Бытийные потребности |
4,52 |
4,46 |
4,5 |
* приведена описательная статистика по тесту (16 пунктов), выборка – взрослые, 32 чел., проживающие в Москве, возраст – 19-30 лет, образование – неполное высшее и высшее); данные О.И. Моткова, М. Быковой и др.
Дальнейшая практическая работа с тестом показала, что у испытуемых возникают вопросы по поводу представленных формулировок. О.И. Мотков [8], [9] провел детальный анализ тестовых суждений и показал, что часть высказываний, представленных в тесте, относится к значимости той или иной потребности, в то время как другие – скорее, к осуществлению потребности, ее реализации в жизни. Поэтому О.И. Мотковым была проведена дальнейшая модификация теста с целью повышения его конструктной валидности и надежности. Было добавлено еще 16 пунктов так, что к каждому виду потребности стало относиться по 4 утверждения: 2 для определения величины значимости потребности, и 2 для определения величины ее реализации. Также были упрощены некоторые начальные формулировки утверждений без изменения их первоначального смысла. В итоге тест стал содержать 32 утверждения. Первоначальная 7-балльная оценочная шкала была сохранена. Описательная статистика по данной версии теста представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Описательная статистика по тесту (32 пункта)*
№ |
Виды потребностей |
Значимость |
Реализация |
1 | Биологические и физиологические потребности |
6,1 |
5,73 |
2 | Потребности в безопасности |
5,23 |
5,25 |
3 | Потребности в любви и сопричастности |
6,1 |
5,88 |
4 | Потребности в уважении |
5,88 |
4,73 |
5 | Познавательные потребности |
6,03 |
5,65 |
6 | Эстетические потребности |
5,95 |
5,55 |
7 | Самоактуализация |
5,9 |
5,48 |
8 | Трансценденция |
4,23 |
5,6 |
Дефицитарные потребности |
5,83 |
5,39 |
|
Бытийные потребности |
5,53 |
5,57 |
* приведена описательная статистика по тесту (32 пункта), выборка – взрослые, 20 чел., проживающие в Москве, возраст – 19-30 лет, образование – неполное высшее и высшее); данные О.И. Моткова.
Надежность опросника
Оценка внутренней консистентности теста, содержащего 32 пункта, показала высокие значения α-Кронбаха = 0,85 и высокие показатели тест-ретест надежности (исследование на выборке алтайских студентов, n=35, интервал между тестированиями – 2 недели).
Заключение
Разработанный мотивационный опросник (ММТ-32 – Maslow’s Motivation Test) обладает достаточно высокой надежностью, однако требует дальнейшей психометрической проверки на российской выборке. В первую очередь это касается оценки валидности данного теста, работа над которой в данной момент продолжается. Результаты предварительного использования теста показали его высокий диагностический потенциал. Тест может использоваться как в батарее других методов, так и в качестве основного диагностического средства. Опросник обладает широким спектром применения и может быть использован для практической и исследовательской деятельности. Допускается индивидуальная и групповая (фронтальная) формы его проведения.
Приложение
Мотивационный опросник А. Маслоу (ММТ-32) в модификации Д.В. Каширского и О.И. Моткова
Инструкция: «Следующие утверждения касаются Ваших жизненных целей и их осуществления. Пожалуйста, прочитайте каждое утверждение и определите, в какой степени оно к Вам относится. Используйте 7 – балльную шкалу»:
1- абсолютно не согласен
2- не согласен
3- скорее нет, чем да
4- затрудняюсь ответить
5- скорее да, чем нет
6- согласен
7- полностью согласен
Текст опросника
1. Я чувствую себя частью своей семьи и любимым ею.
2. Мне очень важно точнее определить свои главные стремления и способности.
3. Я высоко ценю бескорыстную помощь людям в реализации их потенциала, даже если она оказывается иногда в ущерб себе.
4. Если не брать во внимание диету и собственный выбор, я никогда не страдал от голода и недостатка денег на еду.
5. Я обычно чувствую себя в безопасности – дома, на работе и т.д. – защищенным от причинения мне вреда и ущерба.
6. Я успешен в жизни и в работе и получил уважение и признание среди сверстников.
7. Я нахожу красоту, изящество формы и гармонию в том, что меня окружает.
8. Очень важная цель для меня – реализация моего внутреннего потенциала.
9. Исключая случаи переезда и путешествий, я никогда не переживал по поводу отсутствия крыши над головой.
10. Меня устраивают мой статус на работе (или в учебной группе), моя репутация и уровень моей самооценки.
11. У меня хорошие взаимоотношения с друзьями и коллегами – они принимают меня таким, каков я есть.
12. Помощь другим людям и создание условий для их самореализации зачастую оказывается для меня более важным, чем собственный личностный рост.
13. Для меня очень важно получение знаний и понимание вещей, которые связаны не только с моей работой.
14. Мой интерес к прекрасному, культуре и искусству является очень важным для меня.
15. Моя жизнь в целом достаточно упорядочена – длинные периоды потери самоконтроля и хаоса для меня крайне редки или не существуют вообще.
16. Я ищу и приветствую моменты преодоления, переживания открытий, самореализации.
17. Для меня очень важно, что на свете есть живое существо, которое я люблю.
18. Со временем я стал глубже понимать суть вещей, устройство Мира.
19. Я доброжелательно отношусь к большинству людей.
20. Для меня очень значимы хороший сон и отдых.
21. Чувствовать себя в безопасности на природе и в городе важно для меня.
22. Мне очень важно знать, что меня ценят дома и на работе (в учебной группе).
23. Я высоко ценю красивые вещи, архитектуру и искусство.
24. Для меня имеют большое значение занятия, в которых человек творчески выражает себя.
25. Хорошее удовлетворение физиологических потребностей важно для меня.
26. Мне важно поддерживать чувство собственного достоинства, самоуважения.
27. Я ценю людей, которые любят меня таким, какой я есть, не стараясь переделывать меня.
28. Я очень бережно отношусь к природе, стараюсь не причинять ей вреда.
29. Я стал лучше разбираться в вопросах, которые меня больше всего интересуют.
30. Нахожу время для созерцания красоты природы и предметов искусства.
31. В поездке, на природе мне очень важно чувствовать себя в безопасности.
32. У меня есть творческие занятия, в которых я свободно выражаю себя и создаю что-то новое.
СПАСИБО ЗА ИСКРЕННИЕ ОТВЕТЫ!
Обработка результатов
Подсчитываются средние значения по каждому виду потребностей. Сначала - по значимости каждой потребности, затем по их реализации. Затем они сравниваются с нормативными данными российских и американских студентов (см. таблицу 4).
- Далее рекомендуется подсчитать в изучаемой группе (или у отдельного респондента) среднюю значимость и среднюю реализацию Д-потребностей (дефицита) и Б-потребностей (бытийных). Д-потребности: №№ I – IV, Б-потребности: №№ V – VIII.
Среднее значение значимости Д-потребностей I – IV подсчитывается путём суммирования результатов соответствующих видов потребностей (в колонке «Значимость потребности») и деления суммы на 4. Аналогично подсчитывается среднее значение реализации Д-потребностей (в колонке «Реализация потребности»).
Такого же рода расчеты делаем по значимости и реализации Б-потребностей.
Их соотношение выявляет один из важных аспектов структуры потребностей личности, имеющейся в данный период жизни.
Таблица 6 – Ключ к мотивационному опроснику
№ |
ВИД ПОТРЕБНОСТИ |
Значимость потребности |
Реализация потребности |
I |
Биологические и физиологические |
20, 25 |
4, 9 |
II |
В безопасности |
21, 31 |
5, 15 |
III |
Любовь |
17, 27 |
1, 11 |
IV |
Признание и самоуважение |
22, 26 |
6, 10 |
V |
Познавательные |
2, 13 |
18, 29 |
VI |
Эстетические |
14, 23 |
7, 30 |
VII |
В самоактуализации |
8, 24 |
16, 32 |
VIII |
Нравственные (трансцендентные) |
3, 12 |
19, 28 |
Дефицитарные потребности |
I,II, III, IV |
I,II, III, IV |
|
Бытийные потребности |
V, VI, VII, VIII |
V, VI, VII, VIII |
Ориентировочная оценка соотношения реализации Д- и Б-потребностей: разность между реализацией Д- и Б-потребностей больше 1,0 балла (в любую сторону) указывает на значительную дисгармонию в осуществлении системы потребностей личности. Разность между ними больше 2,0 балла – на очень большую дисгармонию в ее реализации. Разность меньше 1,0 балла указывает на в целом гармоничное соотношение реализации Д- и Б-потребностей. Аналогичные критерии оценки применимы и в отношении величин значимости Д- и Б-потребностей.
Библиографический список
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Евразия, 1997. – 430 c.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 2001. – 478 с.
- Маслоу А. Психология бытия. М. Рефл-бук, Ваклер, 1997. – 304 с.
- McLeod, S.A. Maslow’s Hierarchy of Needs – Simply Psychology. 2007. Retrieved from http://www.simplypsychology.org/maslow.html#self2
- Nemati B. Improving Maslow’s Hierarchy of Needs: New Approach to Needs Hierarchy // Applied mathematics in Engineering, Management and Technology. 2013. Vol. 1 (1). Pp. 1-16.
- Chapman A. Quick Self-test Based on the Adapted 8-stage ‘Hierarchy of Needs’. 2003. URL:http://www.businessballs.com/maslowtest.pdf
- Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодёжной культуры / Материалы XII Международных чтений памяти Л.С. Выготского «Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры». М.: ИП РГГУ, 2011. – С. 219-225.
- Мотков О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности // Магистр. – 1995.- № 6. – С. 84-95.
- Мотков О.И. Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста // Материалы XI Международных чтений памяти Л.С. Выготского «Зона ближайшего развития» в теоретической и практической психологии» (15-18 ноября 2010 г). – М.: ИП РГГУ, 2010. – С. 133-140.