Сегодня внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество детей с этим видом аномалий год от года увеличивается. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей младшего школьного возраста, так как именно мышление является высшей формой отражательной деятельности, позволяющей понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерности развития, что очень важно при обучении в школе.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что многие исследователи, занимавшиеся проблемой умственной отсталости такие как: Выготский Лев Семёнович, Забрамная София Давыдовна, Исаева Тамара Николаевна, Макарова Александра Константиновна, Замский Хананий Самсонович, Степонович Елена Самойловна и многие другие, отмечают, что необходимо заниматься изучением наглядно-образного и словесно-логического мышления и их коррекцией у младших школьников с умственной отсталостью, в процессе их развития. Не смотря на достаточный объём существующих теоретических и практических данных, остаётся не до конца решенной проблема коррекции и развития наглядно-образного и словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Поэтому нужно использовать имеющиеся знания об особенностях мышления детей данного возраста с умственной отсталостью в коррекционном процессе, посредствам взаимодействия на такие операции мышления как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, абстрагирование, конкретизация.
Проанализировав психолого-педагогическую и специальную литературу по изучаемой проблеме, можно отметить, что наглядно-образное и словесно-логическое мышление оказываются нарушенным, что отрицательно влияет на развитие более сложных форм мышления и всей познавательной сферы, вследствие чего у ребенка возникают трудности в обучении.
Мышлению умственно отсталых детей с легкой степенью присущ наглядно-демонстративный характер, так как обобщение и связывание различных характерных особенностей объектов, не доступно. Смысл текстов, прочитанных на занятиях, воспринимается очень слабо, за счет ограниченных объемов краткосрочной памяти и особенностей ее функционирования. Пересказ и сравнения вызывают затруднения, иногда наблюдается невозможность данных процессов. У детей с легкой степенью умственной отсталости отмечаются следующие нарушения мышления: его тугоподвижность, неспособность к отвлечению.
Таким образом, необходимо на ранних этапах обучения выявлять недостаточную сформированности наглядно-образного и словесно-логического мышления и своевременно проводить коррекционно-развивающую работу.
Библиографический список
- Андреева К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью / К. А. Андреева // Молодой ученый. 2014. №2. с. 715-718.
- Алябьева Е.А.Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика.-М.:ТЦ «Сфера» , 2010.
- Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 2008.
- Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития /СПб.: Питер,2008, 384 с.