УДК 316.772.5

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПРОСА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Насретдинова Маргарита Марсовна
Башкирский государственный университет
магистрант 1 года обучения

Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности организации онлайн опроса с помощью онлайн панели. Также рассматриваются отличия от организации классического социологического опроса.

Ключевые слова: Интернет, опрос


FEATURES OF THE ORGANIZATION SURVEY ON THE INTERNET

Nasretdinova Margarita Marsovna
Bashkir State University
undergraduate, 1 year

Abstract
This article discusses the features of the organization online survey using an online panel. It also discusses the differences from the classical sociological survey organization.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Насретдинова М.М. Особенности организации опроса в сети интернет // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/05/4998 (дата обращения: 10.09.2024).

На современном этапе развития технологий, исследователи все чаще стали приходить к помощи онлайн опросов. Это действительно удобный и экономичный способ сбора первичной информации. Организация онлайн опроса не сильно отличается от организации классического социологического исследования. В данной статье будет рассматриваться организация онлайн опроса с использованием онлайн панели.

Первый этап – создание программы исследования[1] или подготовительный. Определение проблемы, объекта и  предмета исследования, простановка целей и задач – вся эта работа выполняется точно так же, как и в классическом социологическом исследовании. Также первый этап включает в себя разработку выборки, инструментария.

Выборка для онлайн исследования рассчитывается исходя из численности и характеристик панели. Крупные компании имеют многочисленные панели  и знают определенные социально-демографические характеристики. По рекомендациям ESOMAR[2] в этот список входят:

  • Пол
  • Уровень образования
  • Размер семьи
  • Регион
  • Местоположение (почтовый индекс + номер дома)
  • Возраст (дата рождения)
  • Наличие детей в семье
  • Занятость
  • Объем использования Интернета (часов в неделю)
  • Тип доступа к Интернету

Далее, анкета для онлайн исследования имеет такую же структуру, как и для классического, но есть определенные критерии, которых стоит придерживаться:

  • Формулировка вопросов должна быть понятна каждому, то есть вопрос должен быть составлен как можно проще, ведь, в отличие от опросов в оффлайне, когда опрашивает интервьюер, в сети некому объяснить смысл вопроса;
  • Ограничено количество вопросов – чем их больше, тем больше вероятность того, что респондент просто бросит отвечать на полпути;
  • Желательно обойтись без табличных вопросов – опять же это для того, чтобы респондент не запутался;
  • Интернет предоставляет возможность включения в опрос мультимедийных элементов – фото, видео, звук – это большой плюс, который стоит использовать для удержания внимания респондента.

В классическом социологическом исследовании завершающим пунктом в подготовительном этапе идет набор интервьюеров и их инструктаж. В опросах в сети интернет еще необходимо проработать программное обеспечение, которое как раз заменит всех интервьюеров. Этим занимается специалист по программному обеспечению, чаще всего несколько человек. Они составляют опросник и способ обработки данных.

Второй этап – оперативно-процедурный или полевой. Здесь начинается собственно сбор информации. Для начала идет рассылка по электронным ящикам с приглашением на участие в опросе и ссылка на него. Рассылка идет только по тем адресам, которые соответствуют квоте и выборке. Европейское общество по изучению общественного мнения и маркетингу (ESOMAR) составило следующие принципы опроса в сети интернет[2]:

  • Добровольное сотрудничество. Нельзя заставлять респондента участвовать в опросе, также нельзя привлекать его к участию в опросе обманными способами и тд.
  • Сообщение информации об организаторах опроса и контктного телефона или электронной почты.
  • Обеспечение анонимности респондентов. Организаторы должны гарантировать, что личные данные респондентов будут использованы только в целях исследования и без согласия самого респондента не будут разглашаться.
  • Безопасность данных. Организаторы исследования должны принять меры для защиты личных данных респондентов.
  • Несанкционированная рассылка. Организаторам исследований запрещается делать несанкционированные рассылки респондентам, указавшим, что они не желают получать сообщения об исследовательском  проекте или любых связанных с ним проектах.

Полученные в ходе опроса данные сохраняются в программе и их потом можно экспортировать в, например, SPSS. Также иногда можно получать промежуточные результаты еще до окончания опроса и конечные сводные данные. Чаще всего только одномерные, реже двумерные таблицы. И здесь мы переходим к третьему этапу – результирующему. Для более подробного изучения результатов исследования необходимо просто экспортировать данные в подходящую для их обработки программу. Это необходимо для детального анализа, выявления зависимостей и тд. Этап анализа данных и написания отчета по онлайн исследованию ничем не отличается от аналогичного этапа в классических социологических опросах.

Итак, особенностями в организации онлайн опросов с помощью панели являются, во-первых, составление опросника, анкета должна быть наиболее простой и понятной. Во-вторых, создание программного обеспечения для сбора данных. И в-третьих, соблюдение принципов опроса в сети интернет, предложенных обществом ESOMAR.


Библиографический список
  1. Энциклопедия Экономистаhttp://www.grandars.ru/college/sociologiya/etapy-sociologicheskogo-issledovaniya.html, дата обращения 6.05.2015
  2. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ И МАРКЕТИНГУ (ESOMAR) О ПРОВЕДЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Проведение маркетинговых исследований и опросов общественного мнения с использованием сети Интернет, http://www.voxru.net/images/ESOMARIR.pdf, дата обращения 6.05.2015


Все статьи автора «Насретдинова Маргарита Марсовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: