УДК 7.05

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДНЫХ АНСАМБЛЕЙ «ИРАНДЕК» И «ТАУСЕНЬ» В БАШКИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)

Дуброва Альбина Наиколаевна
Башкирский Государственный Университет
Магистр 1 года обучения, Институт права, г. Уфа

Аннотация
Данная статья посвящена анализу формирования студенческой творческой активности в самодеятельном коллективе на примере народных самодеятельных коллективов Башкирского Государственного Университета. Профессиональная подготовка будущего специалиста предусматривает актуализацию и развитие художественно-творческой активности студентов в учебное и внеучебное время, формируя тем самым у студентов накопление творческого потенциала и развитию творческих способностей.

Ключевые слова: самодеятельный коллектив, социокультурный феномен, студенческая творческая активность


THE AMATEUR TEAM AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON OF FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS (FOR EXAMPLE, FOLK ENSEMBLES "IRANDEK" AND "TAUSEN" AT THE BASHKIR STATE UNIVERSITY)

Albina Dubrova Nikolaevna
Bashkir State University
Undergraduate, 1 academic year, Law Institute, Ufa

Abstract
This article analyzes the formation of students' creative activity in amateur groups on the example of folk amateur collectives of the Bashkir State University. Professional training of future specialists involves updating and development of artistic and creative activity of students during school and after school hours, thereby forming the students' creative potential of the accumulation and development of creative abilities.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Дуброва А.Н. Самодеятельный коллектив как социокультурный феномен формирования студенческой творческой активности (на примере народных ансамблей «Ирандек» и «Таусень» в Башкирском Государственном Университете) // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/05/5250 (дата обращения: 30.10.2023).

Творчество, творческая активность и процесс ее формирования у студентов в самодеятельном коллективе художественного творчества в научных трудах – явление довольно не новое, но не в полной мере изученное. Различные теоретические подходы философии, психологии, педагогики, социологии и междисциплинарных исследований в области творчества, творческой активности индивидов, привели нас к выводу о том, что в социологической науке еще недостаточно накоплено материала, необходимого для решения проблемы формирования и развития творческой активности в студенческом самодеятельном коллективе художественного творчества. Эта проблема не выступала предметом специального исследования.

Использование основных точек зрений воспитания творческой личности в студенческом, самодеятельном коллективе художественного творчества, является важным аспектом в объединении студенческой молодежи, что  способствует появлению, созданию и развитию их творческих способностей. Наследуя культуру человечества, ценности, заложенные в самодеятельном коллективе, студент выступает не только ее носителем, но и продолжателем, проводником, творцом, в результате формируется художественно эстетически воспитанная личность. Следовательно, профессиональная подготовка будущего специалиста предусматривает актуализацию и развитие художественно-творческой активности студентов в учебное и внеучебное время, развивая тем самым у них накопление творческого потенциала, формирование творческого мышления и способностей. Поэтому поддержание деятельности таких самодеятельных коллективов художественного творчества очень важно в современном обществе и сложившейся в нем системе образования.

В целях выявления условий формирования творческой активности и развития творческой личности студентов в самодеятельных коллективах (на примере народных ансамблей «Ирандек» и «Таусень» Башкирского Государственного Университета), было проведено социологическое исследование на тему «Народные самодеятельные коллективы БашГУ как основа развития творческой активности студентов», используя методом анкетирования.

В анкетировании принимали участие студенты 1-5 курсов, выборка составила 36 респондентов, которые занимаются в основных составах народных ансамблей «Ирандек» и «Таусень» в БашГУ.

Инструментарий исследования – анкета, состоящая из 22 вопросов. Метод анализа – построение одномерных и двумерных распределений и их графическое отображение с помощью программного продукта SPSS.

В ходе проведенного анкетирования опрошено 36 респондентов из них 9 мужчин и 27 женщин. Обучающихся на 1 курсе –4 человек, что составляет 11,1% всех опрошенных, на 2 – 15 человек – 41, 6%, на 3 – 4 человека – 11,1%, на 4 – 4человека – 11,1%, 5 – 6 человек – 16,6%.Стоит отметить, что 3 человека в возрасте от 40 до 53 лет не являются студентами, но еще со студенческих лет и по сей день активно занимаются творческой деятельностью в ансамбле «Таусень», это составляет 8,3% из всех опрошенных.

В ходе исследования мы придерживались определения понятия «самодеятельность». Самодеятельность – это деятельность, которая выражает внутренние потребности личности, движимая, прежде всего, ее интересами. Также самодеятельность рассматриваем как свободную деятельность, осуществляемую не как «социальная обязанность», а как «естественная необходимость».

В процессе исследования установлено что, интерес к народному творчеству у студентов проявляется на разных курсах и ребята, приходящие в народные самодеятельные коллективы имеют разные творческие способности, находятся на разных уровнях музыкального и танцевального образования. Так 83,3% до поступления в университет уже занимались творческой деятельностью, в то время как 16,6% не имели навыков в народном творчестве.

На вопрос, с какого ансамбля они начинали свою творческую деятельность, результаты получились следующие: наибольшее количество 57% опрошенных занимались в самодеятельных коллективах, ансамблях, 20% занимались в Народных ансамблях (звание Народного ансамбля), также 20% занимались академическим пением и 3% пришли из хореографического училища.

Мы также попросили оценить респондентов уровень своей профессиональной подготовки на период знакомства с народным творчеством. 13,8% ответивших оценивают свой уровень как новичок в этой деятельности, 44,4% как любитель, к среднему уровню подготовки себя отнесли 27,7%, 8,33% – это профессионалы и талантами в этом направлении себя оценили 5,55% респондентов. Полученные данные, которые отражены в диаграмме 2.2.2. указывают на то, что самодеятельные коллективы формируются на основе общих интересов студентов и уже в процессе творческой деятельности в ансамбле развиваются творческие способности, мастерство, профессиональные качества.

Проанализировав уровень значимости для респондентов следующих видов деятельности: учеба, работа, личная жизнь, деятельность в творческом коллективе (творчество), здоровье, получили следующие результаты: 25% ответивших, творческую деятельность выделяют как основную, при этом недостаточно уделяют внимание учебному процессу: при частых репетициях и концертах у студентов нет возможности посещать аудиторные занятия. 47,2% респондентов не уделяют должного внимания здоровью. Занятия всегда сопровождаются физическими нагрузками, от участников коллектива требуют высокий уровень стойкости и ответственности за свой коллектив, самодисциплины и большой самоотдачи. Легкость, эмоциональность, техничность в исполнении танца или песни на сцене вытачивается на многочисленных репетициях. Конечно, столь сильные физические нагрузки чреваты и ушибами и растяжениями, срывами голоса, общей усталостью. Чувство долга, единства с коллективом и ответственности за свои поступки – эти качества только усиливаются в творческом коллективе, что побуждает участников работать с полной самоотдачей. Позициям «личная жизнь» (8,3%) и «работа» (19,4%) также отдается меньше приоритета, чем другим позициям.

На вопрос «Почему среди различных современных стилей и направлений в культурно-творческой деятельности Вы выбрали именно народное направление?» ответы респондентов были объединены в 3 группы:

1)      Те, кто получает удовольствие от народного творчества, считает, что именно оно возрождает подлинную культуру народа и воспитывает любовь к нему – 18 человек;

2)      Те, кто занимается народным творчеством с детства – 7человек;

3)      Те, кто реализовывает себя в новом жанре, направлении – 5 человек.

Участниками опроса были даны также оригинальные ответы: «Нужно возрождать культуру: все в народном творчестве красиво, необычно, все для души»; «Мне, как будущему филологу, очень интересно петь в народной манере. Мы изучаем говоры Башкортостана, произношение, даже написание – это очень полезно»; «Я ощущала свою нужность в ансамбле»; «Симпатия к руководителю, красота народных песен, интересные участники коллектива»; «Потому, что с народными танцами я познакомилась еще в раннем детстве, и до сегодняшнего дня считаю, что именно народное творчество прививает культуру, моральные ценности и является душевной составляющей человека, а также народная хореография, на мой взгляд, является самой сложной и восхищает публику разных возрастов»; «Любой хороший народник станцует эстрадные и современные танцы, плюс самоудовлетворение, необходимый объем физических нагрузок для нормального образа жизни».

Респондентам был задан вопрос: «Как отражается Ваша творческая деятельность в ансамбле на учебный процесс, возникают ли проблемы с преподавателями в период сессии?». Было выявлено, что у творчески активных студентов все-таки возникают трудности с преподавателями. Основная причина конфликтов – пропуски аудиторных занятий из-за репетиций и частых концертов. С такими сложностями столкнулись 13 человек, что составляет 36,1%. В большинстве случаев преподаватели поддерживают студентов в учебной деятельности – 16 человек – 44,4%. Кроме того, были выделены преподаватели, которые проявляют интерес к творческой деятельности студентов, с этим согласились 4 человека – 6,3%. И 3 респондента 8,3% ответили, что творческая деятельность не влияет на учебный процесс.

Все-таки в ВУЗе основной вид деятельности – это учебный процесс, а занятия в самодеятельных коллективах являются дополнительной нагрузкой. Именно поэтому не все преподаватели приветствуют творческую активность студентов, поскольку это нарушает учебную дисциплину.

Поскольку, в коллективах личность развита разносторонне, студенты реализуют свои личностные качества не только в самодеятельных коллективах, но и в трудовой деятельности. Проявляются такие качества как уверенность в себе, целеустремлённость, мобильность, ответственность, организаторские способности, коммуникабельность, актерское мастерство и другие. Установлено, что важным фактором творческого развития является «атмосфера», сложившаяся в творческом коллективе.

Таким образом, мы установили, что теоретические основы понимания творчества, особенности творческой личности, формирование самодеятельного коллектива были подтверждены на практике. При этом были установлены, следующие социокультурные аспекты, непосредственно влияющие на формирование творческой активности студентов:

  • включение личности в самодеятельный коллектив художественного творчества, знакомство с его традициями, ценностями и правилами;
  • адаптация личности к новой культурной «среде»;
  • обучение музыкальному, танцевальному видам деятельности;
  • воспитание интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса, нравственных качеств, мировоззрений и ценностных ориентаций  личности;
  • развитие творческих способностей личности, освоение профессиональных навыков;
  • участие студентов в социально-значимых для общества мероприятиях (например, «День города», а также правительственные концерты);
  • проявление инициативы в организации концертно – исполнительской деятельности;

Отношения между педагогом и участниками самодеятельного коллектива строятся на выражении собственного «Я» учащегося в процессе сотворчества. Следствием прохождения этого является участие ребят в отчетных, концертах, фестивалях, демонстрация своих умений и навыков, самостоятельная постановка номеров, получение профессионального дополнительного образования.

Результаты проведенного эмпирического исследования позволили сделать вывод о том, что формирование творческой активности у студентов осуществляется путем «включения» участника коллектива в самодеятельное народное творчество.

На основе сделанных выводов мы можем предложить следующие рекомендации:

  • улучшить помещения, где проходят занятия;
  • обеспечить финансирование на пошив новых костюмов, обуви, постановку новых номеров;
  • дать возможность ребятам участвовать в конкурсах и фестивалях Международного, Всероссийского уровня, выезжать за пределы Республики Башкортостан и Российской Федерации, так как соперничество поднимает дух ансамбля и стимулирует к более продуктивной творческой деятельности;
  • необходима заинтересованность руководства и преподавателей в творческой активности студентов в самодеятельных коллективах, всячески способствовать этому, потому что творческие личности разносторонне и добиваются больших результатов в жизни;
  • преподавателям и руководителям самодеятельных коллективов оказывать поддержку в процессе становления и развития студента как творческой личности, мотивировать его для развития профессиональных качеств и в нравственном воспитании.

Стремление к самовыражению, к более полному осуществлению своих возможностей, является движущим мотивом в различных отраслях человеческой жизни, в том числе и в сфере свободного времени. Вследствие этого главным условием гармонического воспитания творческой личности студента является организация культурно – досуговой деятельности, а в частности организация самодеятельного художественного творчества, что способствует социализации личности в обществе.

Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что формирование творческой активности студентов БашГУ осуществляется путем «включения» участника коллектива в самодеятельное народное творчество. Мы провели эмпирическое исследование на основе народных ансамблей «Ирандек» и «Таусень».

Занятие в народных самодеятельных коллективах развивает, а также формирует творческие способности и навыки. Изучая новые танцы, музыкальные композиции, возрождая подлинную культуру разных народов, студент приобщается к ней и воспитывает в себе любовь и уважение к этой культуре.

«Лучшие школы – это школы, которые накопили традиции» [1, с. 190] – говорил А.С. Макаренко, так и сила народных ансамблей БашГУ «Ирандек» и «Таусень» в его традициях, которые поддерживаются как самими участниками, так и их руководителями, прививая молодому поколению любовь к народному искусству, желание творчески развиваться, уважение и почитание старших и самое главное любовь к Родине. «За время своего существования, а это более 40 лет, ансамбли стали подлинной школой воспитания любви к культуре, народной хореографии, музыке и вырастили немало профессиональных артистов».

Таким образом, область влияние творческих коллективов на становление личности в ВУЗе еще не до конца не исследована и требует дальнейших разработок. В данной работе проанализировано влияние народных ансамблей «Ирандек» и «Таусень». В Башкирском Государственном Университете есть и другие ансамбли, которые также активно задействуют студентов в самодеятельном творчестве.


Библиографический список
  1. Зубкова Т.И., Левченко Л.Ю., Чекасина А.В. «Воспитательные традиции А.С. Макаренко в деятельности современных студенческих отрядов». // Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед ун-та. 2004. С.190.


Все статьи автора «Дуброва Альбина Наиколаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: