После окончания школы перед выпускниками встает выбор, куда пойти и чем заниматься? В современном мире информации настолько много, что выпускнику сделать правильный выбор становится очень сложно. Очень часто, учащиеся выбирают ВУЗ не по желанию, а там где конкурс меньше, друзья учатся или рекомендуют родители[1].
Нами было проведено исследование среди выпускников сельских школ. В опросе участвовало 52 выпускника сельских школ.
Результаты исследования таковы: Первый блок нашего исследования включал в себя вопросы для изучения материальных ценностей выпускников.
И выяснилось, что выпускники сельских школ ставят на первое место материальные ценности, так 56% опрошенных отметили что, при выборе профессии высокая заработная плата является главным аргументом. 30% -ответили что, этот пункт не как не повлияет на их выбор. Остальная часть выпускников не дала ответа на этот вопрос. Можно отметить, что 45% выпускников считают что, наличие льгот является весомым аргументом при выборе профессии.
Исследуя мотивация выбора будущей профессии, следует отметить, что выпускники намного более ориентированы на престиж своей профессии и на возможность получать высокий заработок. «Престижность» отмечают 23 % ,высокий заработок привлекает 56% выпускников. Такие мотивы как – «общественная значимость», «семейная традиция», «легкость устройства на работу» отметили 11%. А вот выбирают свою будущую профессию по той причине, что легко получить образование по этой специальности 10%.
Можно отметить что, 44% выпускников сельских школ уверены, что они не выберут ту профессию где нет продвижения вверх по «карьерной лестнице».
Второй блок оценивал возможности и степень подготовленности учеников к выбору профессии.
И так, 53% выпускников отметили, что хорошо представляют свои сильные стороны, которые помогут им стать успешнее и знают свои интересы и способности. 27% знают свои сильные стороны, но не знают как ими воспользоваться. 20% не знают своих сильных сторон и хотели бы получит помощь в определении с профессией у специалистов.
При выборе будущей профессии, 68% выпускников готова самостоятельно сделать выбор.24%-прислушиваются к мнению родителей и 8% к мнению друзей, учителей.
81% учащихся определился с будущей профессией и 18% не готовы сделать выбор.
На вопрос о том: «что Вам мешает учиться лучше?» 56% признались что лень 21% – отсутствие интереса к учебе ,18% – отметили сложность основных предметов и перегрузка учебными занятиями и 5% – трата времени на общение с друзьями.
Уровень обучения в школе большинство выпускников считают удовлетворительным(42%) , 35% высоким, 14% считают уровень обученья очень низки и хотели бы изменений. И для 9% опрошенных этот вопрос сталь затруднительным.
Основной причиной, по которой выпускники стараются учиться лучше, это что бы в последствии получать много денег 38%, 32% -чтобы больше знал и умел, 17% – меня хвалили 12% – чтоб не наказывали.
В ходе исследования было выяснено, что в школе мало уделяется внимания профессиональной ориентации выпускников.
Таким образом, работа по профессиональной ориентации должна носить системный комплексный характер – вестись совместно учителями общеобразовательных школ, психологами, медицинскими работниками; на управленческом уровне – социологами, представителями региональной службы занятости, министерства труда и социального развития и министерства образования.
Библиографический список
- Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям // С.Я. Батышев. – М.: Ассоциация “Профессиональное образование”, 2009 г.