УДК 37

ОСНОВЫ РУКОВОДСТВА ТВОРЧЕСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Миняйло Алеся Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №38 в г. Сургут
учитель истории и МХК

Аннотация
В статье рассмотрены основы руководства творческой и проектной деятельностью средствами исторического моделирования.

Ключевые слова: историческое моделирование, проектная деятельность, творческая деятельность


FUNDAMENTALS OF MANAGEMENT AND CREATIVE DESIGN ACTIVITY MEANS OF HISTORICAL SIMULATION

Minyaylo Alesya Vladimirovna
School №38 in Surgut
teacher of history and MCC

Abstract
This article is about fundamentals of management and creative design activity means of historical simulation.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Миняйло А.В. Основы руководства творческой и проектной деятельностью средствами исторического моделирования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/06/5500 (дата обращения: 05.11.2023).

Согласно ФГОС нового поколения, главной целью и результатом образовательной деятельности должно быть развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира.

Одними из наиболее важных универсальных учебных действий являются личностные УДД, под которыми понимается система действий, которые дополняют друг друга и дают ученику возможность для поиска путей достижения собственных успехов в обучении, а так же в семейной и общественной сферах. Поэтому формирование личностных результатов является важнейшей задачей современной школы. При этом, как показывает педагогическая практика, наиболее успешных результатов в этой области удается добиться при помощи использования активных методов обучения, предполагающих творческий поиск, исследовательскую деятельность учеников.  Данные методы находят свое применение в т.ч. и в преподавании истории.

Одним из наиболее важных вопросов в данной области остается умение грамотно осуществить руководство творческой и проектной деятельностью.

Рассмотрим деятельность учителя по руководству творческой и проектной деятельностью школьников как педагогическую проблему. Для этого нам необходимо рассмотреть само понятие руководства. В психолого-педагогической литературе понятие руководства, как целостного процесса управления теоретической и практической деятельностью учащихся раскрыто не в полной мере. В различных энциклопедических изданиях рассматриваемое понятие не представлено.

Тем не менее, в известном справочном издании В. Даля, имеется определение данному понятию, в котором раскрывается основное понимание данной дефиниции: посредством глагола «руководить» в более полном значении – это указывать, наставлять, советовать, наблюдать. Данная дефиниция рассматривается в значении осуществления деятельности по управлению кем-либо или чем-либо, указании управлении; подсказывании верного направления, ориентировании в нужном русле в какой-либо области деятельности, а также распоряжении владельца какого- либо предприятия, возможности быть, заведующим в каком-либо структурном подразделении, чувствовать себя хозяином, учредителем, распоряжающимся, ведающим делами или производством[1].

Такое значение термина, поясняющего процесс руководства, может содержать различные толкования:

  • во-первых, это может быть, процесс направления или наставничества какой-нибудь деятельностью, а также приоритетности в собственной деятельности, связанной с возложенной ответственностью за порученное дело, во главе которого стоит руководитель;
  • во-вторых, это может быть заведование каким-либо предприятием или структурой в учреждении[2].

При этом рассматривается характерная черта данной деятельности, которая раскрывается как работа по ориентированию и направлению всего хода действий подчиненных, по руководству действиями того или иного контингента подчиненных. В результате чего можно придти к выводу о том, что процесс руководства следует в целом рассматривать как некий синоним управления коллективом или отдельными его представителями, но не в полном их соответствии[3].

Руководство проектной или творческой деятельностью учеников в процессе исторического моделирования осуществляется в несколько этапов:

  1. Подготовительный – введение рабочих понятий, определение сути моделирующей деятельности, определение ее общей структуры и т.д.
  2. Ориентационный -  постановка нравственной проблемы, определение возможных направлений проектирования.
  3. Поисковый – руководство взаимодействием учеников, оказание помощи в определении шагов поиска.
  4. Аналитический – анализ, оценивание и корректирование учителем творческой деятельности учеников[4].

Организация занятия с использованием метода моделирования на уроке истории, в соответствии с этим, должна строиться с учетом следующих этапов:

  1. Сообщение учащимся темы.
  2. Постановка перед учащимися задачи.
  3. Разработка совместно с учащимися модели.
  4. Проведение исторического эксперимента.
  5. Проведение с учащимися анализа результатов моделирования.

В процессе исторического моделирования предусматривается работа с учениками по развитию их технического мышления, изучению исторической составляющей модели-копии, что предлагает дополнительную работу с историческими материалами, архивными фотографиями. Это способствует формированию таких личностных УУД, как действие смыслообразования, эмоциональное отношение и интерес  к себе и окружающему миру, стремление выполнять учебную деятельность.

Так, например, выполняя творческие проекты по изготовлению декоративных элементов с помощью различных технологий, школьники проводят сравнительный анализ по древним технологиям, этапам развития техники и современному производству. Это способствует формированию таких личностных УУД, как действие смыслообразования, стремление выполнять учебную деятельность, использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий, действие нравственно-этического оценивания.  Но самостоятельно учащиеся не смогут достигнуть успехов абсолютно на всех этапах работы, поэтому так важно, что бы учитель осознавал всю важность действа и умел грамотно корректировать работу детей в классном коллективе.


Библиографический список
  1. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. – 2-е изд., испр. М.: Издательство Ун-та РАО, 2007. – 309 с.
  2. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. – 2-е изд., испр. М.: Издательство Ун-та РАО, 2007. – 309 с.
  3. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. – 2-е изд., испр. М.: Издательство Ун-та РАО, 2007. – 309 с.
  4. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе / М.Б. Романовская. – М.: Педагогический поиск, 2006. – 160 с. : ил.


Все статьи автора «Миняйло Алеся Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: