УДК 316.77

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Попова Юлия Александровна
Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова

Аннотация
Данная статья посвящена анализу влияния информационных технологий на систему формирования общественного мнения.

Ключевые слова: Интернет, информационные технологии, информация, общественное мнение


INFORMATION TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF FORMATION OF PUBLIC OPINION

Popova Yulia Aleksandrovna
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

Abstract
The article deals with analysis the impact of information technology on the system of public opinion formation.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Попова Ю.А. Информационные технологии в системе формирования общественного мнения // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/07/5560 (дата обращения: 27.10.2023).

Информационные технологии являются важным инструментом формирования потребностей, взглядов, интересов, ценностных установок, наконец, инструментом воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения. Если рассматривать информационные технологии с точки зрения инструмента формирования общественного мнения, то их можно определить, как совокупность методических, методологических, программно-аппаратных средств и организационных установок, которые поддерживают и детерминируют информационное взаимодействие людей, вовлеченных в процессы различной деятельности.

Существует три вида информационных технологий, которые могут иметь влияние на процесс формирования общественного мнения. Среди них выделяют:

  1. Интернет
  2. Сотовая связь
  3. Информационные технологии, связанные с преобразованием и обработкой информации, среди которых можно выделить различного рода редакторы информации в визуальном, аудиальном или графическом виде.

Сотовая связь сформировалась в России в начале 90-х годах коммуникационный взрыв, который способствовал изменению социальных отношений между людьми в различных сферах жизни. Данный взрыв привел к уменьшению роли личных встреч, так как вся необходимая информация получалась на расстоянии. Изучая сотовую связь в системе общественного мнения можно сказать, что данная форма информационных технологий имеет опосредованное влияние на систему. Сотовая связь выступает лишь посредником в передаче мнения выработанного с помощью других механизмов влияния на формирование общественного мнения, в частности, личностная и массовая коммуникация.  Это объясняется тем, что отсутствует общая коммуникационная среда для определенного круга лиц, где непосредственно будут происходить определенные процессы формирования мнения.

Информационные технологии, связанные с преобразованием и обработкой информации – это творческие компьютерные редакторы. Выделяют три вида редакторов:

  1. Графические – необходимы для изменения графической информации. Известные бренды графических редакторов – Adobe Photoshop, Lightroom и CorelDraw.
  2. Визуальные редакторы – нужны для обработки, озвучивания и монтажа видеофрагментов.
  3. Аудио-редакторы – для обработки и озвучивания аудио фрагментов.

Данные виды в системе формирования общественного мнения имеют свойства манипуляционных процессов, посредством возможности изменения имеющийся информации и получение совершенно новой для какой-либо цели. Примерами могут служить различные смонтированные видеоролики и фотографии, выложенные в сети.

Основным примером такого явления может служить событие, которое произошло при выступлении в 2010 году В.И. Мутко, министра спорта, туризма и молодежной политики РФ. Министр на презентации России на выборах страны-хозяйки чемпионата мира 2018 года. Министр представлял российскую заявку и выступал на английском языке. Выступление получило популярность в интернете благодаря своеобразному произношению Мутко, над которым иронизировали многие русскоязычные блогеры. Видеоролик под названием «Виталий Мутко фром хиз харт» набрал более 1,6 миллиона просмотров. Позднее появился в блогах отсканированный документ на котором изображено, что текст министра написан в транскрипции на русском языке на бланке Российского Футбольного Союза. Документ настроил общественное мнение в виде отрицательного отношения к полному незнанию английского языка. В итоге данный документ назвали фальсификацией, но при этом его влияние осталось в сознании людей и отразилось на имидже Мутко В.И. Данный пример показывает связь механизмов влияния каждой формы информационной технологии, но при этом интернет выступает в качестве основной коммуникационной среды.

Интернет является наивысшими воплощением прогресса информационных технологий. На современном этапе не одна важная общественно-политическая тема не остается без внимания интернет-общественности. Обсуждение тем в Интернете формирует отношение к ним большинства сообществ. К сожалению, научных работ по изучению роли информационных технологий на общественное мнение было найдено очень мало [1, 2, 3, 5, 8, 9].

При влиянии средств массовой информации существует две модели формирование общественного мнения. Первая, идеальная модель предполагает отсутствие влияния внешних факторов на формирование. Вторая, реальная модель, есть процесс, на который воздействуют внешние факторы. Реальная модель часто сопровождается манипулированием массового сознания [8]. Мнение, в этой модели, выступает не мнением большинства, а мнением новой массы, чаще всего политических сил. Действует данная модель в связи с тем, что многие федеральные и региональные средства массовой информации общественно-политического характера взаимодействуют с властными структурами, представляя, в первую очередь, их интересы [8].

Сфера же информационных технологий, в частности сети Интернет, является более независимой и свободной в отличии от традиционных средств массовой информации. Таким образом, информационные технологии имеют другое влияние на процесс формирования общественного мнения. Различные информационные технологии стараются обеспечивать свободность в конкуренции знаний и информации, участники которой это множество отправителей и получателей имеющейся информации. Интернет, в данном случаи, основополагающая информационная технология, которая обеспечивает автономность в получении и передачи информации, а также влияет на ее получателя. Все, кто имеет доступ к сети, могут выступать отправителем и получателем информации, которая может оказать воздействие сразу на большую аудиторию пользователей. Интернет – это информационная площадка, которая открыта, быстро доступна и обеспечивает удовлетворение потребности человека в любой информации и способствует самосовершенствованию и саморазвитию личности.

Рассматривая роль информационных технологий, необходимо соотнести этапы формирования общественного мнения с использованием данных технологий. Выделяют всего три этапа формирования общественного мнения: зарождение, формирование, функционирование [4].

На этапе зарождения общественного мнения возникает интерес к явлению, факту или процессу. Появляется информация в интернете, люди начинают реагировать на нее, принимать во внимание. В дальнейшем происходит индивидуально-групповая оценка объекта, который вызвал интерес у субъекта, и он начинает стремится к источнику информации.

Следующим этапом является непосредственное формирование общественного мнения. На этом этапе происходит обмен индивидуальных или групповых мнений. Данный обмен происходит, чаще всего, в создании темы для обсуждений в виртуальных сообществах, где участники высказывают собственное мнение на данное явление и указывают дополнительные источники информации, производят анализ. В последствии субъектами усваивается информация в том или ином виде, кто-то принимает одно или несколько из прочитанных мнений, и выводится на обозрение в новых источниках. Так происходит обостренная реакция на событие и формирования общего мнения на него. Скорость формирования общественного мнения происходит намного быстрее чем в реальном мире, так как мнение свободно публично выражается и быстро распространяется.

Последний этап, это функционирование общественного мнения или исчезновение его. Функционирование в данном случае проявляется в увеличении охвата заинтересованных субъектов, формировании движений по данной теме и реализации его в реальном мире. Это возникновение новой темы для общения, обсуждения и действия по данной теме. К данному этапу мы можем отнести возникновение новых движений, как ответная реакция на какие-либо события публикуемых в интернете.
Рассмотрим этапы формирования общественного мнения на примере возникновения движения Догкхантеры. СМИ в интернете, в газетах и по телевизору стали часто озвучивать события о вреде нанесенным собаками человеку. Государство выносило данные вопросы на повестку, предполагали принять меры по отлавливанию бездомных собак и определению их в приюты. К сожалению, действия со стороны правительства были не особо эффективными, атаки собак на людей продолжались. События приобрели массовый дискуссионный характер, где каждый высказывал мнение по поводу того, что необходимо сделать. Произошло формирование общественного мнения по данному событию. Многие высказывались об отстреле собак и уничтожении. На основе этого была создана площадка на крупнейшем форуме, посвященном оружию, для групп людей отстреливающих бездомных собак. К данной площадке стали призывать людей, описывать методы уничтожения собак, определялись места встречи в реальном мире, происходило распределение территорий действия. Так, с виртуального мира сформировалась группа людей, которая начала действовать в реальном мире, при этом вызвав ряд новых мнений по отношению к данному движению. Как мы видим, общественное мнение стало функционировать. Интернет являлся быстрым источником распространения движения среди населения и основным источником координации действий. На основном форуме движения «Вредителям.Нет» зарегистрировано, на ноябрь 2013 года, около 3000 человек, и в основном это жители Украины и России. Разбрасывая яд на улицах городов, общественность стала реагировать на то, что не только бездомные собаки, но и домашние питомцы стали жертвами данного движения. Деятельность догхантеров (разбрасывание яда, поджег приютов для бездомных собак и выкладывание фото и видео в интернете по издевательству над животными) вызвала критические оценки со стороны ряда защитников животных и публичных лиц, что создало движение против догхантеров. Стали проводится социологические опросы Фондом Общественного мнения по отношению общественности к данному явлению[6]. Общественность выступала против движения, которое носит аморальный характер и нарушает права граждан. Произошло зарождение нового общественного мнения, которое постепенно дошло до этапа функционирования и действия в реальном мире. В январе 2014 года Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил иск городской прокуратуры в защиту интересов «неопределенного круга лиц», потребовавших закрытия сайта «Вредителям. Нет». Сайт был закрыт, но планирование действий перешло на другие форумы. Общественное мнение к догхантером изменялось, но с определенной интенсивностью и интервалом времени, именно это фиксирует его в роли общественного феномена.
Общественное мнение складывается при условии открытости информации к общественности, а интернет является той площадкой, которая не имеет ограничений в публикации информации и тотального контроля. Формирование общественного мнения может происходить на основе как реальной информации, так и той, которая искажает реальность. Поэтому, при использовании информационных технологий, в частности интернета, встает вопрос об информационной безопасности общества. Информационная безопасность – это состояние защищенности информационной среды общества, которое обеспечивает формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. Обеспечение информационной безопасности личности дает право на получение объективной информации и включает в себя получение человеком информации, которая не препятствует формированию и развитию его личности.

В качестве воздействия на личность и формирование мнения выделяют ряд воздействий информацией [3, 8, 9]:

1.  Распространение искаженной, недостоверной или неполной информации.

2. Использование информационных технологий как целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, взглядов и морально-психологического состояния людей. Мерцание экрана, часто повторяющаяся информация, рекламные баннеры на различных сайтах, виртуальные игры все это воздействует на психику человека, изменяет ее.

3. Использование искаженного восприятия людьми достоверной информации.

Сущность влияния информации заключается в способности задавать и контролировать процессы в обществе. Поэтому управление в формировании общественного мнения может происходить от любого отправителя и приобретать массовый характер в кратчайшие сроки. Главное – это правильное использование внушаемой идеи при подаче информации.

Таким образом, мы видим, что информационные технологии выступают в виде самостоятельного феномена, который подвластен определенным закономерностям и обусловлен потребностями общества, при этом оказывает детерминирующие воздействие на социум.

Роль информационных технологий в системе формирования общественного мнения имеет два противоположных аспекта. С одной стороны, информационные технологии открывают границы, с помощью которых предоставляются людям широкие возможности для того, чтобы формировать и выражать свое мнение. К примеру, Интернет как источник связи между людьми на расстоянии является большим информационным обменом, на базе которого может происходить формирование различных глобальных клубов по разным вопросам. Участники клубов обмениваются мнениями, решают какие-либо общественные вопросы, публикуют события. Информация для формирования и развития общественного мнения имеет открытый характер и большой обхват. Развитие средств массовой информации в интернете делает акцент на определенные события, которые и формируют общественное мнение по всему миру. Общество, получая данную информацию преобразовывает ее в мнения, а затем в действия. На фоне увеличения возможностей информационного обмена происходит усиление роли общественного мнения во всех сферах жизнедеятельности общества. С другой стороны, с помощью информационных технологий осуществляется переход от информационной сферы в другие области с опорой на массовое сознание. Массовое сознание, в данном случае, является неким «универсальным переводчиком» [3]. Информационное пространство воспринимается массовым сознанием, на современном этапе, как аналог реального мира. Примером могут служить явления, переходящие из одного пространства в другое, когда событие, которое происходит в реальности, публикуется в интернете и приобретает характер массовости за счет просмотров, обсуждений, критики, и т.д. Так же и наоборот, когда событие происходящее на уровне интернет сообществ реализуется или анализируется в реальности. Таким образом, можно сделать вывод, что современные информационные и коммуникационные технологии не просто определяют направления движения современного общества, но и формируют его структуру, задавая статусы и роли разным институтам.


Библиографический список
  1. Гусев Д., Матвейчев О., Хазеев Р., Чернаков С. Уши машут ослом. Современное социальное программирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/DPEOPLE/matweichew.txt, (дата обращения: 2.02.2015).
  2. Земнухова  Л.В. Взаимодействие человека и компьютера через призму формальной социологии // Социология власти. – 2013. – №1-2. – С. 111-121.
  3. Кара-Мурза, С. Г. «Манипуляция сознанием». – М.: Эксмо, 2004 г. – 864 с.
  4. Липпман У. «Общественное мнение». – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 176 с.
  5. Михеев А., Интернет и Демократия: как новые информационные технологии влияют на политический процесс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/miheev_internidemokr/ , (дата обращения: 02.02.2015).
  6. Фонд общественного мнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.human-values.ru/  . Дата обращения: 15.05.2015.
  7. Юрков Д.В. Информационно-коммуникационные технологии управления: Учебное пособие. – Архангельск, 2010. – 312 с.
  8. Ющенко М. А., «Средства массовой коммуникации как механизм формирования властью общественного сознания граждан» // Вестник Томского университета. – 2007. – №305. – С. 67-70.
  9. Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. – 147 с.


Все статьи автора «Юлия Попова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: