Современное общество сталкивается с такой проблемой: человек сутками сидит в Интернете, и это касается не только больших городов, но и маленьких поселков нашей России. Согласно Федеральному закону № 436[3], в настоящее время особенно остро встает проблема использования информации, наносящей вред жизни и здоровью нашего растущего поколения, а также формирования умений работать с социально-значимой информацией. Надо показывать подросткам, что сеть – это очень мощный инструмент воздействия, что в нем можно работать не только одному, но и группами.
Согласно образовательным стандартам второго поколения, главной целью современного образования является обеспечение развития и саморазвития личности каждого ученика в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих. Она может быть реализована через формирование у учащихся, прежде всего, универсальных учебных действий, направленных на личностное и познавательное развитие учащихся, а именно личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Рассмотрим коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умения учащихся общаться с другими людьми, проводить опросы, ориентироваться на позиции других людей и отстаивать свою, продуктивно работать как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. Умения получать всю информацию, осмысливать и критически оценивать ее, преобразовывать полученные сведения, совместно работать с информацией и практически применять в жизни: это те умения, без которых нам на сегодняшний день не обойтись.
Рассмотрим также следующее определение. Образовательная деятельность – складывающаяся совокупность действий людей, направленная на культурное оформление и социализацию собственных склонностей, способностей и интересов за пределами урочных занятий. То есть деятельность обучающихся должна быть направлена на реализацию индивидуальных способностей и навыков.
Сейчас огромное количество школьников часами “сидит” в интернете и преподавателю необходимо направить эту деятельность в полезное русло. Например, обозначить возможности “облачных” сервисов, заинтересовать детей сетевыми проектами, в основе которых лежит совместная и созидательная деятельность в сети. Тогда дети смогут оценивать, обсуждать и создавать свои идеи.
Какие сервисы могут стать интересны для ребенка? Это сервисы Web 2.0 (веб 2.0). Это второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать, а также размещать в сети текстовую и мультимедийную информацию. Главной особенностью веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. Чем больше людей пользуются этими сервисами, тем лучше они становятся.
Таким образом, можно сделать вывод, что термин Web 2.0 обозначает проекты и сервисы, которые активно развиваются самими пользователями. Это могут быть социальные сети и службы, интернет-словари и свободные энциклопедии,общественные сервисы и так далее.
Социальная сеть – это онлайн сервис или же веб-сайт, предназначенный для создания, организации всестороннего общения между реальными людьми в интернете. Примеры: Вконтакте, Класснет, Твиди (детская социальная сеть от РБК (чат, игры, онлайн игры)).
Наиболее яркие представители «облачных» сервисов: Google Drive от поисковой системы Google; Office Web Apps от корпорации Microsoft; iCloud от корпорации Apple; Dropbox от одноименной компании; Amazon Cloud Drive от компании Amazon; Pixlr от компании Autodesk.
Существуют сервисы Web2.0, которые помогут учителю заинтересовать детей. Например: презентации от Google (бесплатные возможности создавать, редактировать в совместном доступе и делиться презентациями); Calaméo ( предоставляет возможность искать, обмениваться и публиковать в Интернете документы); Slideboom.com (хранилище презентаций. Можно загружать, просматривать, встраивать код и скачивать презентации); Prezi.com ( веб-сервис по созданию интерактивных мультимедийных презентаций с нелинейной структурой); Zooburst (сервис, который поможет создать виртуальную (3D) книгу); Dipiti (сервис, который позволяет создавать временную ленту-историю развития события); Сервис Банк тестов (предназначен для создания различных тестов и прохождения тестирования); Сетевой сервис MindMeister (то удобный инструмент для отображения процесса мышления и построения схемы, но бесплатно создать можно только 3 схемы). Таких сервисов очень много и они разнообразны по своим возможностям и применению. [2] Например, использование сервиса Google Docs (Формы) предоставляет учителю возможность организовать тест с разными типами вопросов с применением специальных форм в документе, организовать викторину, создать опрос (анкетирование) родителей и учащихся.
Планирование учебного процесса средствами сервиса Google Calendar позволяет создавать расписание теоретических и практических занятий, консультаций, напоминать о контрольных и самостоятельных работах, сроках сдачи рефератов, проектов, информировать учащихся о домашнем задании, о переносе занятий.
Обмен информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, учащихся друг с другом и с преподавателями: консультирование по проектам и рефератам, проверка домашней работы. Такую возможность предоставляет использование электронной почты, чата и форума. Все вышеизложенное обобщаем в виде таблицы.
Таблица 1. Применение облачных сервисов на различных этапах урока или занятия[1]
Этап урока (занятия) |
Используемый сервис |
Проверка домашнего задания |
Google Документ, Google Презентация, Google Форма (тест) |
Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме |
Google Рисунок (инфографика, схемы, графы) |
Первичная проверка понимания |
Google Рисунок, Google Документ |
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации в ее применении по образцу |
Google Рисунок, Google Документ, Google Таблица |
Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений |
Google Презентация, Google Документ |
Домашнее задание к следующему уроку |
Google Таблица, Google Форма |
Таким образом, в настоящее время существует множество облачных сервисов, которые можно использовать для образования, создания и проведения образовательных проектов, формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения, а также для приобретения учащимися социального опыта и формирования навыков поведения в социуме.
Библиографический список
- Маслова Т.В. Методические приемы и примеры использования облачных технологий в деятельности учителя-предметника. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saratov.ito.edu.ru/2014/section/233/94313/(Дата обращения:20.06.2015)
- «Академик», портал словарей [Электронный ресурс] – сайт. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1334827 (дата обращения 17.06.2015)
- Пономарева Е.А. “Сервисы Web 2.0 для учителя” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.google.com/url?q=http%3A%2F%2Fwww.openclass.ru%2Fnode%2F304449&sa=D&sntz=1&usg=AFQjCNG2Pnsf03LROH0KsNnj6VAlgCaIzg (Дата обращения:20.06.2015)
- Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” (29 декабря 2010 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148988/(дата обращения:15.06.2015)