УДК 159.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Шандрук Сергей Константинович
Тернопольский национальный экономический университет
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и социальной работы

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы относительно эффективного использования организационно-деяиельностных игр для развития творческих способностей будущих практических психологов. Доведено, что элементы данного вида игр положительно влияют на развитие у студентов-психологов креативного потенциала, творчества и других творческих возможностей.

Ключевые слова: креативность, личность, организационно-деятельностная игра, практический психолог, профессиональная деятельность, творческий потенциал


ORGANIZATIONAL AND ACTIVITY GAMES IMPLEMENTATION IN THE DEVELOPENT OF FUTURE PRACTICAL PSYCHOLOGISTS’ CREATIVE PROFESSIONAL SKILLS

Shandruk Sergey Konstantinovich
Ternopil National Economic University
candidate of psychological sciences, senior lecturer, Professor of psychology and social work

Abstract
This article discusses the issues regarding the effective usage of organizational activity games in the development of future practical psychologists’ creative abilities. It was proved that elements of this type of games have a positive effect on the development of psychology students’ creative potential, creativity, and other creative features.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Шандрук С.К. Использование организационно-деятельностных игр для развития профессиональных творческих способностей будущих практических психологов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/07/5610 (дата обращения: 31.10.2023).

Одним из актуальных направлений развития системы высшего психологического образования является создание условий для инновационной подготовки высокопрофессиональных психологов, способных решать сложнейшие производственные задачи профессиональной деятельности, используя при этом не только знания, умения и навыки, но и свой творческий потенциал. Поэтому важно исследовать, что же такое профессиональные творческие способности, креативность и творчество. При этом надо учитывать тот факт, что успешный психолог-профессионал должен владеть творческими возможностями и особенностями. Таким образом, современная система высшего образования должна создать определенные условия для развития творческого потенциала будущего специалиста вообще, и психолога в частности.

С целью развития творческих профессиональных способностей будущих практических психологов использованы элементы организационно-деятельностых игр (ОДИ). Последние теоретически обоснованы как ОДИ в высшей школе [1].

Игра – это не только один из трех (наряду с трудом и обучением) важнейших для выживания человечества видов деятельности, освоение которым в детские и юношеские годы оптимизирует становления индивида как субъекта жизненной активности и личности социальных взаимодействий и межперсональных отношений, но и самобытный способ формирование человека в социуме, и универсальный путь-модус очеловеченного самосозданого бытия. Поэтому игра – форма личной причастности сформированного в обществе индивида к миру и его экзистенциальное присутствие в этом мире, и в то же время онтофеноменальный витакультурный формат его психодуховного самосозидания и самореализации. Отсюда происходит главная идея этого философско-методологического исследования, которое разносторонне аргументируется в предлагаемой статье: познание сущности игры в ее онтической исчерпаемости и канонического совершенства возможно только в условиях логично взаимно задействованных по крайней мере четырех посылок философствования – теории поступка В.А. Роменца, СМД-методологии Г.П. Щедровицкого, ВК-методологии с ее концепцией профессионального методологизирования и теоретической моделью развития науки как глобальной исследовательской программы А.В. Фурмана.

Игра, прежде всего такая ее сложная витакультурная организованность, как ОДИ – это не просто форма организации деятельности, а основа всей человеческой культуры, основа жизни, которые закреплены институционально в определенных правилах появления и жизнедеяния игрового способа бытия людей. Начиная играть, каждый игрок вольно или невольно вызывает в себе ту внутреннюю сущность, которая охватывает его индивидуальное Я и подчиняет своим законам его определенный фрагмент самореализации. Этот психодуховный материал, правила и сценарий игры создают самобытную окружающую среду или временное пространство для всего игорного, игривого – от физической реальности к мыслительному осуществлению.

На сегодня «в практике высшей школы распространен наряду с традиционными формами и методами обучения получили так называемые нетрадиционные “активные” методы обучения: методы программного, проблемного и интерактивного (коммуникативного) обучения; методика педагогической студии; тьюторские занятия, включающие дискуссию, анализ педагогических ситуаций, решение проблемных задач, ролевую игру; деловые игры, анализ конкретных ситуаций, активное программного обучения, тренинги, игровое проектирование и т.д.» [2].

Методологи игрового моделирования определяют несколько его форм: деловые игры, организационно-коммуникативные игры, организационно-мыслительные игры и организационно-деятельностной игры. Все эти формы учебно-профессиональной игры обеспечивают моделирование реальной профессиональной деятельности психолога, однако отличаются вектором рефлексии (на профессиональных ролях – в деловых играх, на коммуникацию в процессе игры – в организационно-коммуникативных играх). Именно ОДИ объединяют все вышеупомянутые направления рефлексивной деятельности и обеспечивают развитие методологического мышления в процессе внутренне- и внешнегрупповой кооперации, направленной на решение задач профессиональной психологической деятельности.

Г.П. Щедровицкий определяет ОДИ «как новую форму и метод активного обучения и воспитания в высших учебных заведениях» [3]. Исходя из такого понимания современной ситуации и поставленных в ней социокультурных задач, в Московском методологическом кружке под руководством Г.П. Щедровицкого разработали и с 1979 стали широко применять новую форму организации и метод перестройки коллективной умственной деятельности – так называемую ОДИ, и провели 50 «больших» игр, направленных на решение сложных народно-хозяйственных проблем и на переподготовку персонала различных учреждений [3; 4].

Такой вид игр можно применить и в целях формирования профессионального мастерства будущих специалистов-психологов. Результаты ОДИ всегда многоплановые. В нашем случае – это и решение психологической проблемы, по поводу которой проводилась игра, и начало изменений, инноваций в системе психологической практики, и мотивация будущих психологов-практиков к субъект-субъектному взаимодействию, их творческий рост, развитие креативного потенциала, саморазвитие как субъектов собственной учебной и профессиональной деятельности, мыследеятельности, а также формирование новых качеств и свойств личности студента-психолога, а именно: оригинальности, нестандартности, креативности, гибкости мышления, способности к творческой деятельности и др., что и определяет ОДИ как эффективное перспективное направление в формировании профессионального мастерства и творческих способностей будущих практических психологов в условиях современного высшего учебного заведения.

В основе освещения предпосылок развития творческих способностей будущих практических психологов, игра исследуется как витакультурный феномен современной цивилизации, который подлежит трансляции от поколения к поколению в лоне подготовки специалистов с высоким уровнем формирования профессиональной мыследеятельности как центр деловой компетентности и профессионального мастерства.

Методологическая модель развития творческих способностей будущих практических психологов, которая определяет организованную бицикличность развития профессиональных творческих способностей будущих психологов как оптимальный способ организации проблемно-игрового обучения, а именно логико-структурную преемственность: 1) компонентов творческого процесса личности; 2) психологической готовности студента к творческой активности, его творческие способности, осуществления им творческой деятельности и способность реализовать критическую и творческую рефлексии собственных действий и достижений.

Таким образом, содержание профессиональной подготовки психологов психодидактически центрируется на вопросах самопознания, саморазвития, самоутверждения и самореализации каждого студента, выработка им индивидуального стиля присвоение и совершенствования научно-образовательных знаний, умений, норм и ценностей, которые являются материалом исследовательско-поисковой и творческой активности, актуализируется во время проблематизации,


Библиографический список
  1. Фурман А.В., Шандрук С.К. Організаційно-діяльнісні ігри у вищій школі. Тернопіль: ТНЕУ, 2014. 272 с.
  2. Щербань П.М. Навчально-педагогічні ігри у вищих навчальних закладах. К.: Вища школа, 2004. 207 с.
  3. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма и метод активного обучения и воспитания в вузах и ИПК [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/55.
  4. Щедровицький Г. Організаційно-діяльнісна гра як нова форма організації та метод розвитку колективної миследіяльності // Психологія і суспільство. 2006. №3. С.58-69.


Все статьи автора «Shandruk»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: