УДК 159.9

ДВИЖЕНИЕ К ПСИХИЧЕСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ В СТРУКТУРЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА

Матюхин Игорь Викторович
Московский Педагогический Государственный Университет
магистр кафедры "Общая, педагогическая и возрастная психология" специальности "Инструментальная психодиагностика: специальные психофизиологические исследования"

Аннотация
Поведенческий акт довольно широкое понятие, в структуре которого в зависимости от прикладного аспекта можно абстрактно выделить несколько составляющих блоков автоматического течения, сознательной готовности, воздействия стимулов, комплексной обработки стимулов и поведенческой развертки. В содержании каждого блока выделяются относительно устойчивые причинные константы, являющимися доминантными детерминантами побудительных действий. В статье представлен интеллигибельно - рефлексивный анализ структуры поведенческого акта, выделяющий психическую апперцепцию как психическую интегрирующую, узловую характеристику, являющуюся конечным фоном обработки поступающих стимулов в микроуровневой структуре поведенческого акта.

Ключевые слова: апперцепция, биологическое, блок, комплексная обработка., поведенческая развертка, поведенческий акт, психологическое, социальное, стимул, узловая характеристика


THE MOVEMENT TOWARD MENTAL APPERCEPTION IN THE STRUCTURE OF THE BEHAVIORAL ACT

Matyukhin Igor Viktorovich
Moscow State Pedagogical University
master, Department of General, educational and developmental psychology" specialty "Instrumental psychodiagnostics: a special psychophysiological research"

Abstract
Behavioral act is quite broad concept, the structure of which depends on the applied aspect can be abstractly distinguish several blocks constituting the automatic flow of conscious readiness, the impact of incentives, and the complex processing of stimuli and behavioral scan. The contents of each block are allocated relatively stable causal constants, which are the dominant determinants of incentive actions. The article presents hand - reflexive analysis of the structure of the behavioral act that emit psychic apperception as integrating mental, nodular characteristic, which is the end background processing of incoming stimuli in the micro-structure of the behavioral act.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Матюхин И.В. Движение к психической апперцепции в структуре поведенческого акта // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/08/5639 (дата обращения: 31.10.2023).

Постановка проблемы:

Поведенческий акт – сложная, многогранная структура, имеющая неповторимую динамику, протекающую в характеристически – мотивационном направлении, в некоторой степени отражающем личностный путь, стратегию жизни, особенность восприятия мироздания. Чем примечателен поведенческий акт? Дело в том, что он рассматривается как объективная характеристика взаимодействия человека со средой [1].

В поведении важны многие аспекты, но учет наличия у человека волевых характеристик направляет наш интерес на личноть в ситуации поведенческого акта, делая ее “дирижером” всех событий. Что является ведущими характеристиками в структуре личности, влияющими на качество поведения? Безусловно, очевидно, что параметров влияния очень много, но каждый из них активизируется лишь с определенной вероятностью, некоторые с большей, а некоторые структуры с меньшей.

Принято считать, что существуют относительно устойчивые параметры, так называемы поведенческие константы, запускающие стратегию жизненного акта [2].

Ввиду этого представляется целесообразным провести умозрительный анализ по феномену поведенческого акта.

Цель работы:

Провести поиск поведенческих констант, зарождающихся в недрах сознания и являющихся доминантными первопричинами объективного движения.

Задачи:

1. Что считать поведенческим актом

2. Наметить наиболее вероятностные абстрактные причинно – поведенческие константы в структуре поведенческого акта.

3. Выделить узловую причинно – поведенческую характеристику принятия стратегии поведения.

Гипотеза исследования:

Предполагается наличие в структуре личности человека психической апперцепции как узловой причинно – поведенческой константы поведенческого акта.

Форма исследования:

интеллигибельно – рефлексивная

Содержание работы:

Когда мы наблюдаем движение нейронов в коре головнрго мозга и только их, то мы видим их жизнь, их поведение, когда мы наблюдаем деление клетки, то видим жизнь как уровень биологического формирования. Это все движение, но не комплексное, а одностороннее, причинно обусловленное, живущее в одной пространственно – измерительной среде. Но когда мы обращаемся к человеку, то здесь стоит учитывать полиморфность пространственно – измерительных сред. Наличие человека в пространстве и времени – это поведенческий акт в бытийном смысле, который можно при необходимости дифференцировать на простейшие единицы, являющихся элементным составом ограниченного интервала. Поведение не сводится только к физическому движению и психомоторным проявлениям организма. Поведение человека – это бытие человека в пространство – времени, дифференцированое по признаку практической относительности. Поведение человека обычно оценивается не полномасштабно, интегрируя весь его наличный жизненный путь, а калиберно, ситуативно, фрагментарно в зависимости от тематической, мысленной обработки участка реальности. Именно поэтому вводится поправка на практическую ориентировку, так как поведение человека интересует нас не как бытие вообще, а как ситуативное бытие, помещенное в форму практическо – тематической обработки, отвечающей на интеллектуальный запрос человеческой мысли по обработки значимости определенных аспектов реальности.

В современной психологии и других общественых смежных науках принято рассматривать человека как биопсихосоциальное существо, то есть можно считать, что существует три уровня или три реальности, обладающие собственной спецификой. Выделим основные видовые характеристики каждого из этих пространств, актуальные для учета их в поведенческом акте.

Биологические аспекты:

  • · нейродинамика коры головного мозга;
  • · нейробиологические механизмы когнитивных процессов;
  • · физиология высшей нервной деятельности;

Психологические аспекты:

  • · отражение внутреней и внешней действительности по отношению к субъекту;
  • · комплексная обработка биопсихосоциальных стимулов;
  • · наличие сознания и самосознания;
  • · подсознательные фиксации неактуализированных в сознании потребностей и мотивов;
  • · формирование ценностно – ориентировочной базы;
  • · бессознательные психические ресурсы отраженной действительности;
  • · пластичность центрирования.

Социальные аспекты:

  • · объективация деятельности;
  • · объективация и актуальность коммуникации;
  • · воздействие внешне – средовых стимулов;
  • · общественная роль;
  • · культурное взаимодействие и взаимозаменяемость;
  • · общественные игры и ритуализированое поведение;
  • · учет стороннего наблюдения и участника взаимодействия;
  • · самоактуализация через социальное пространство;
  • · система Я и система Я – Другой;
  • · взгляд на разные характеристики проявлений в в идовом сходстве.

  Из вышеперечисленных аспектов мы можем наблюдать то, что психическая сторона является средоточием двух других. Например, биологическая составляющая человека является базисом образования психической жизни как свойства высокоорганизованной, живой материи.

Без биологического фундамента не юудет ни психики, ни социальной жизни, поэтому функционирование психики в значительной степени зависит от функционирования головного мозга и нервной системы вцелом[3].

В сравнении с биологическим социальный аспект человека выглядит как внешняя характеристика, которая может различаться как по интенсивности воздействия, масштабу, так и целям, задачам воздействия. то есть мы можем констатировать, что психическое в человеке является ареной средоточия биологического и социального, то есть психическое отражает бытие биологическое и бытие социальное, преломляет их в себе и формирует относительно устоцчивые связи. Психическое – это узел отражения биосоциальной реальности, в то же время зависящий как от биологического, так и от социального. Возвращаясь к поведенческому акту мы, следовательно, отмечаем его как биопсихосоциальную производную человеческого существования. Попробуем смоделировать поведенческий акт и выявить поле причинных констант, предшествующих акту принятия решения в выборе стратегии поведения. Стоит отметить, что данное поле может лежать как в сфере сознания, так и за его пределами, но несмотря на это нам необходимо наметить материалы, на которых будет строиться сознательная или бессознатешльная аппликация.

Представим себе следующий поведенческий акт. Человек, мужчина, 50 лет, педагог, идет по длинному коридору университета, подходит к необходимой аудитории, где ему через пять минут предстоит читать лекцию. Педагог открывает дверь в лекционую комнату и, делая первые два шага в направлении стола, осматривает сложившийся в его восприятии фрагмент реальности вцелом и, возможно, по отдельности, который представляет собой содержание ” жизни ” внутри аудитории. Интересно, какими будут следующие действия педагога:

  • · возможно педагог поздоровается и остановится, осматривая некоторые заинтересовавшие его детали, допустим увидил очень грустное лицо студента и задался вопросом : что случилось;
  • · возможно просто пройдет к своему рабочему месту, поздоровавшись в процессе;
  • · пройдет к столу, не поздоровавшись;
  • · задась вопрос студентам и так далее.

 Мы видим, что вариантов поведения педагога здесь может быть очень много, но целесообразно разделить выше представленный поведенческий акт по принципу, предтавленному на рисунке 1.

 Рис.1 Структура поведенческого акта,

Где «АТ»—автоматическое течение, «СГ»—сознательная готовность, «ВС»—воздействие стимулов, «КОС»—комплексная обработка стимулов, «ПР»—поведенческая развертка.

 Итак, на схеме мы выделили 5 основных блоков поведенческого акта. Разложим наш пример с педагогом по данному пятиблочному клише.

1 – ый блок. Автоматическое течение.

Предполагает самобытийную относительно повторяющуюся череду адекватных психических состояний и действий, являющихся повседневной наработкой, выполняющейся автоматически и фиксируясь как преамбула сознательной готовности.

В нашем примере в содержание автоматического течения входят следующие элементы:

  • · педагог идет по коридору;
  • · подходит к необходимой аудитории.

Конечно, в движении педагога присутствует жизнь не только психическая, но и физическая, биологическая, химическая и т.д. Все это является фоновой характеристикой, предшествующей волевой сознательной деятельности.

2 – ой блок. Сознательная готовность.

Это сознательная волевая деятельность в психической сфере, конструирующая прообраз предстоящей ситуации. Даная готовность может быть как формирующего (позитивного), так и деструктивного (негативного) характера. В зависимости от характера готовноси будет конструироваться одна из динамических ” молекул ” блока комплексной обработки стимулов. В нашем примере сознательная готовность содержит следующие элементы:

  • · предположительно интервал психической активности от движения по коридору до момента открытия двери в аудиторию.

Мы видим, что сознательная готовность вероятностно и порционно встроена, вплетена в первый блок – автоматическое течение, а не следует после его завершения. Даным подчеркивается взаимозависимая, полигранная, живая связь между блоками структуры поведенческого акта.

3 – ий блок. Воздействие стимулов.

Это воздействие стимулов человека на всех трех уровнях: внутренем – биологическом, текущем – психологическом, внешнем – социальном уровне. Следует отметить, что психологический уровень включает в себя в качестве стимула доминантные характеристики первых двух блоков, то есть ведущие импульсы автоматического течения и сознательной готовности являются априорным психологическим стимулом, работающим по принципу пусковой, дозированной готовности. Тем самым мы снова наблюдаем связь между блоками посредством пластичного комбинированного ” вплетения ” одной характеристики в ” ткань ” другой.

В нашем примере в структуру третьего блока входят:

  • · доминантные импульсы от первых двух блоков в качестве интегрированного, динамического, стимульного параметра;
  • · воздействие внешних стимулов при открытии двери, непосредственно само прикосновение к двери, созерцание текущего фрагмента окружающей действительности, движение социальной материи, энергетические стимулы, направленые от студентов и т.д.

4 – ый блок. Комплексная обработка стимулов.

Это узловая причинно – поведенческая константа макроуровня поведенческого акта, динамически обрабатывающая содержание всех предыдущих блоков и являющаяся отправной точкой поведенческой развертки. Стимул в данном контекстк – это любое воздействие жизни, сюда входит и опыт, и текущее биопсихосоциальное состояние, и наличные личностные характеристики, параметры среды, прогностическая интенсивность взаимодействия между человеком и средой и другое. Если рассматривать поведение как структуру последовательную и детерминированную, то необходимо отметить, что между блоком комплексной обработки информации и блоком поведенческой развертки существуют наиболее вероятностные причинно – следственные связи, которые наглядно представлены на рисунке 2.

Рис.2 Связь между блоками №4 и №5,

где «КОС»—комплексная обработка стимулов, «ПР»—поведенческая развертка.

Связь, изображенная на рисунке 2 показывает, что необходимо учитывать вероятность того, на сколько комплексная обработка стимулов является причиной элемента поведенческой развертки как следствия. Следует отметить, что принятие решения – это составная характеристика комплексной обработки стимулов, а не решающая доминанта вообще, направляющая поведенческую развертку.

5- ый блок. Поведенческая развертка.

Это поведенческое проявление, являющееся следствием суммарной обработки прошлых блоков поведенческого акта. Поведенческая развертка – это следствие обработки причин предыдущих блоков. Любую поведенческую развертку можно дифференцировать, разделив ее на “кадры”, относительно которых можно применить такую же структуру поведенческого акта, как и представленную на рисунке 1. В нашем примере с педагогом в состав поведенческой развертки будет входить дальнейшее поведение педагога после того, как он открыл дверь в аудиторию и осмотрел фрагмент реальности. Несмотря на сложность структуры поведенческого акта, ее можно упростить, как показано на рисунке 3.

Рис.3 Упрощенная структура поведенческого акта.

Мы можем соотнести следующие элементы так:

  • · накопление – это сумма блоков №1, №2, №3;
  • · обработка – это блок №4 комплексной обработки стимулов;
  • · реакция – это блок №5, полведенческая развертка.

Безусловно, для изучения поведенческого акта и его детерминант интересны все составляющие структуры поведенческого акта, но мы предполагаем, что самой ведущей доминантой, диктующей дальнейшее развитие и течение поведения является блок комплексной обработки стимулов. Так как все существо человека представляется нам как биопсихосоциальная “ткань”, то целесообразно предположить, что в состав композиции комплексной обработки стимулов можно выделить три элементных уровня и рассмотреть их в интеграле, как комплексную индикацию.

Биологической индексацией композиции комплексной обработки стимулов является наличие следующих текущих параметров:

  • · движение физиологических стимулов, являющихся интероцептивными параметрами организма;
  • · специфика соматического реагирования;
  • · ведущий психофизиологический тип;
  • · пол;
  • · возраст;
  • · психогенетические корелляты;
  • · нейробиологический и эндокринный профиль;
  • · другие организмические особенности, находящиеся в нормативном, акцентуированном, предпаталогическом или паталогическом состоянии.

Перечисление биологической индикации указывает на первооснову биологического фундамента, обеспечивающего энергетическую основу функциональной дееспособности психической надстройки поведенческого акта.

К психологической индикации относятся следующие параметры:

  • · психодинамическая соотносительность (попеременное доминирование и взаимное обусловливание сознательного, бессознательного и подсознательного пластов психики);
  • · психический ресурс, сформированный на базе биологической активности, а точнее, функционального состояния организма;
  • · значимые гештальты в структуре психической жизни (актуализационные гештальты, смысловые, гедонистические, морально – нравственные и т.д.);
  • · волевая готовность индивида;
  • · прошлый опыт, опыт настоящий и опыт представленного будущего;
  • · направленность сознания.

Конечно, психологическая индикация формируется на базе биологической, но не сводится к последней, так как между ними много – много значные связи [4].

Проследить данные много – многозначные связи проще на уровне грубой, простой направленности, когда прослежиается многовероятностная зависимость психического следствия от конкретной материальной причины, на уровне же более сложного порядка психическая жизнь опосредованно и неопределенно сводится к определенным организмическим характеристикам. В данном случае уместно вспомнитьосновную психофизиологическую проблему, которая решает связь соотношения мозга и психики. Психологическая индикация не сводится напрямую к биологической еще и потому, что всегда присутствуют характеристики среды и воздействия, среди которых как минимум значительной является социальная индикация, в состав которой входят следующие параметры:

  • · социальная насыщенность;
  • · видовая схожесть и поведенческая разность;
  • · интенсивность социально – культурного воздействия и его качество;
  • · энергетическая характеристика толпы;
  • · социальный опыт и научение.

Социальная индикация строится одновременно и на базе, и вместе с психической индикацией, и биологической индикацией. Связь между веми видами индикации комплексной обработки стимулов такая же, как и между блоками структуры поведенческого акта, то есть характеристика является всегда динамической и “живой”, и начинает появляться не после завершения предыдущей, а в процессе ее протекания. Поэтому целесообразно выделить интегральную характеристику блока компдексной обработки стимулов, что бы наметить “арену” импульсов,являющихся задающими стратегию поведения и одновременно влияющими на формирование бессознательной памяти опыта. Безусловно, всегда следует учитывать функциональное состояние организма, так как без материального движения не будет осуществляться движение психическое и социальное. Однако, важно отметить, что важной структурой отражения как внутреннего, так и внешнего мира в человеке является психика, предстоящая “ареной” на которой разворачивается борьба и взаимодействие стимулов как биологических, так и собственно психических, обусловленных движением различной природы. Поэтому целесообразно выделить в качестве интегральной характеристики блока комплексной обработки стимулов психическую апперцепцию, являющуюся узловой причинно – вероятностной константой поведения. Психическая апперцепция – это узел, средоточие, представяющее собой центр обработки всех поступающих стимулов типов “тогда-там” и “здесь и сейчас”, то есть учитывается характеристика опыта, памятной фиксации этого опыта, а также наличные характеристики фрагмента действительности. Движение стимулов к психической апперцепции можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 4.

Рис.4 Движение стимулов к психической апперцепции,

где «ПА»—психическая апперцепция, «ПС»—психологические стимулы, «БС»—биологические стимулы, «СС»—социальные стимулы.

На приведенную выше схему необходимо взглянуть сверху, чтобы понять связи, протекающие между рассматриваемыми явлениями. Взглянув сверху, мы можем представить психическую апперцепцию в качестве верхушки вершины, к которой на рассмотрение “стремятся” психологические и биологические стимулы, помещенные в среду стимулов социальной реальности.

Мы предполагаем, что именно после психической апперцепции запускается блок поведенческой развертки, то есть именно в данном месте наиболее вероятна причинно – следственная связь. Следовательно, на нашем примере с педагогом можно представить, что педагог поступил так или иначе в зависимости от доминантного импульса психической апперцепции. Тут можно привести грубый, но легкий для понимания  пример действия педагога в приведенной нами поведенческой ситуации.

Представим, что наш педагог астенической наружности острого типа, то есть выражен недостаток толщины при избытке общего роста и длины конечностей (биологическая, конституциональная индикация), холерического темперамента, с гипертимным направлением в характере (психологическая индикация),он единственный ребенок в семье, родители до сих пор живы, у самого педагога жена и двое детей – мальчик и девочка (социальная индикация), педагог гражданин российской федерации, уроженец столицы, сам человек контактный, активный, с большим количеством друзей (социальная индикация) идет он по коридору с мыслью о предстоящем уроке, с мыслью о том, как чувствуют себя сейчас его дети (психологическая индикация), отвлеченный слегка на запах булочек, исходящий из столовой и мелодией мобильного телефона мимо проходящего студента (социальная индикация). И вот педагог наконец-то доходит до аудитории, прокручивая в памяти похожие сюжеты и фиксации того, перед кем сейчас читать лекцию ( психологическая индикация), открывает рукой дверь в лекторскую и испытывает при этом несильную боль в кисти (биологическая индикация), слегка травмированной во вчерашнем волейбольном матче. Несмотря на тянущую боль в кисти, педагог рассматривает фрагмент реальности – содержание аудитории и проходит внутрь. Можно предположить, что в данный момент психическая апперцепция достигает своего пика, и дальнейщая стратегия поведения пребывает уже наизготове, ожидая пусковой стимул. Тут педагог слышит с первых рядов здравствуйте и отвечает так же приветствием.

Как мы видим, психическая апперцепция формируется на основе биологических, психологических и социальных индикаций, психическая апперцепция – это процесс. В нашем примере педагог, конечно, мог повести себя абсолютно непредсказуемым, любым другим образом, так как влияние на психическую апперцепцию могло осуществляться под действие совсем других факторов по содержанию, но определенных по биологической,психологической или социальной форме.

Заключение

В нашей работе было представлено интеллигибельное движение к психической апперцепции, как узловой причинно – поведенческой константе, формирующейся в процессеи в структуре блока комплексной обработки стимулов в составе поведенческого акта. Поведенчекий акт представлен как живой процесс, обусловленный биопсихосоциальными производными как самого человека, так и среды.


Библиографический список
  1. Анцыферова Л.И. О теории личности Курта Левина // Вопросы психологии. № 6. 1960.
  2. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 1981.
  3. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998. С. 276-283.
  4. Козлова И.Н. Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли // Системные исследования. Ежегодник. М., 1975. С. 128-148.
  5. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний // Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982. С. 86-93.
  6. Левин Курт. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
  7. Основы психодиагностики // Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1987.
  8. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1994. С. 215-224.
  9. Теория поля Курта Левина // Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. С. 345-402.
  10. Франселла Д., Баннистер Ф. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.
  11. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975. Вып. У. С. 37-40, 77-80, 85-89.
  12. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1974. С. 253-269.


Все статьи автора «Igorek»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: