Самоорганизация является одним из важных склонностей личности широко востребованная в современной производственной и управленческой сферах. Подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности складывается не только из сугубо предметной направленности, но из психологической компоненты. Большинство вузов создают условия для студентов, в которых будущий специалист может получить необходимую психологическую составляющую. Совершенствование в этой области возможно через вовлечение обучающихся в различные общественные организации, в которых они могут попробовать себя в различных ролях и приобрести требуемые в профессиональной сфере психологические характеристики. Д.А.Леонтьев и др. [1] утверждают, что склонность человека к самоорганизации следует рассматривать в качестве важной составляющей его личностного потенциала, который является системной характеристикой, включающей способность противостоять нежелательным изменениям (устойчивость) и одновременно инициировать и осуществлять желательные (гибкость). По мнению С.А.Богомаз и О.В.Каракуловой [2] высокий личностный потенциал человека может обеспечить в случае необходимости многократную мобилизацию его интеллектуальной, креативной и прочих видов активности, способствуя достижению продуктивности и результативности деятельности. Поэтому исследование о том насколько сильно влияние участия в общественных, молодежных, студенческих объединениях на психологические компоненты личности актуально. Такого вида знание может быть полезно при проектировании администрацией вуза воспитательной работы учитывая время обучения студента в учебном заведении.
Проблемами изучения психологических особенностей личности занимались различные ученые. Е.К.Веселова [3] рассмотрела методологические и методические проблемы эмпирического исследования нравственной сферы личности. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты были предметом исследования Е. Ю.Коржовой и М. Я.Дворецкой [4]. С.С.Котова и О.Н. Шахматова [5] показали психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов. Способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения психологического благополучия рассматривалось в исследовании Е. Ю.Нос [6]. М. А. Пахмутова [7] выявила особенности самоорганизации личности студентов, включенных в исследовательскую деятельность на разных этапах обучения. Типологические особенности самоорганизации деятельности изучались С.А.Богомаз [8]. Е. Ю. Мандрикова [9] разработала опросник по количественной оценки самоорганизации деятельности. Н.Г.Баженовой были обосновываны взаимосвязи студенческого самоуправления и самоорганизации [10-14].
Для выявления склонности к самоорганизации был выбран «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД), разработанный Е.Ю.Мандриковой [9]. В структуру этого опросника входит шесть шкал:
- «Планомерность» – степень вовлеченности личности в тактическое ежедневное планирование по определенным принципам;
- «Целеустремленность» – способность личности сконцентрироваться на цели;
- «Настойчивость» – склонность личности к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности;
- «Фиксация» – склонность личности к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени;
- «Самоорганизация» – склонность субъекта к использованию внешних средств организации деятельности;
- «Ориентация на настоящее» – временная ориентация на настоящее;
- «Общий суммарный балл» – характеристика, по которой видно свойство человека видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, проявляя волевые качества личности.
В апреле 2015 г. был проведен пилотный эксперимент в Приамурском государственном университете им.Шолом-Алейхема. В исследовании приняло участие 175 студентов разных курсов Приамурского государственного университета им.Шолом-Алейхема. Также отмечалось участие респондентов в различных общественных организациях (N=98 – участники в организациях, группа №1; N=77 – студенты, которые не принимают участия в организациях, группа №2).
Анкетирование проходило через созданный опросник [15] на сайте сервера опросов [16]. Для удобства перехода студентов на страницу опроса была разработана специализированная страница (opros.pgusa.ru) на официальном сайте университета. После окончания анкетирования данные были выгружены с сервера опросов в распространенном формате xls для дальнейшей обработки в средах MS Excel и SPSS [17-19].
Для определения статистической различимости результатов опроса между участниками и не участниками организаций был выбран непараметрический U-критерий Манна-Уитни, не предъявляющий требования к нормальности распределения (табл.1). Данные статистически различимы, если асимптотическая значимость (двусторонняя) меньше 0,05.
Таблица 1 – Результаты проверки на статистическую различимость с помощью U-критерия Манна-Уитни
Психологические характеристики самоорганизации личности | Асимптотическая значимость (двусторонняя) (p) | Статистическая различимость |
(p < 0,05) | ||
Планомерность | 0,045 | Да |
Целеустремленность | 0,024 | Да |
Настойчивость | 0,0001 | Да |
Фиксация | 0,011 | Да |
Самоорганизация | 0,042 | Да |
Ориентация на настоящее | 0,04 | Да |
Общий суммарный балл | 0,045 | Да |
Представим результаты исследования групп №1 и №2 по психологическим характеристикам самоорганизации деятельности (табл. 2).По данным табл.1 можно сделать вывод, что результаты опроса по выделению групп участников и не участников общественных объединений статистически различимы.
Таблица 2 – Психологические характеристики самоорганизации личности в двух выборках студентов (участники и не участники общественных объединений)
Психологические характеристики самоорганизации личности | Студенты, участвующие в общественных организациях, | Студенты, не участвующие в общественных организациях, | Уровень статистической значимости различий по U-критерию Манна-Уитни | ||
N=98 | N=77 | ||||
Среднее | Стд. отклонение | Среднее | Стд. отклонение | ||
Планомерность | 17,04 | 6,252 | 15,38 | 7,379 | P<0,05 |
Целеустремленность | 34,23 | 7,397 | 30,66 | 10,208 | P<0,05 |
Настойчивость | 25,36 | 6,069 | 21,34 | 5,172 | P<0,05 |
Фиксация | 22,06 | 5,449 | 19,96 | 5,505 | P<0,05 |
Самоорганизация | 9,84 | 3,932 | 8,86 | 5,059 | P<0,05 |
Ориентация на настоящее | 7,94 | 3,475 | 8,99 | 3,084 | P<0,05 |
Общий суммарный балл | 113,77 | 18,323 | 106,83 | 23,19 | P<0,05 |
Выделим в каждой группе (№1 и №2) студентов обучающихся на младших и старших курсах:По данным табл.2, студенты, участвующие в самоуправлении, более успешны в структурировании своего времени, более целеустремленны, настойчивы в достижении своих целей, лучше планируют свое время, в меньшей степени ориентированы на настоящее и, видимо, больше думают о своих планах на будущее. Таким образом, можно сказать, что студенты, участвующие в общественных организациях более активны и успешны в плане организации собственной деятельности.
- студенты, участники организаций: младшие курсы, группа №3, N=48; старшие курсы, группа №4, N=50);
- студенты, не участники организаций: младшие курсы, группа №5, N=42; старшие курсы, группа №6, N=35).
Проверим гипотезу о нормальности распределения данных с помощью критерия Колмогорова-Смирнова, если асимптотическая значимость больше 0.05, то распределение является нормальным (табл.3, 4).
Таблица 3 – Принадлежность к нормальному распределению психологических характеристик самоорганизации личности в двух выборках студентов (участники общественных объединений: младшие и старшие курсы)
Психологические характеристики самоорганизации личности | Асимптотическая значимость (двусторонняя), | Принадлежность к нормальному распределению, группа №3 | Асимптотическая значимость (двусторонняя), старшие курсы, группа №4, | Принадлежность к нормальному распределению, группа №4 |
младшие курсы, группа №3, | N=50 | |||
N=48 | ||||
Планомерность | 0,799 | да | 0,891 | да |
Целеустремленность | 0,122 | да | 0,137 | да |
Настойчивость | 0,897 | да | 0,869 | да |
Фиксация | 0,487 | да | 0,556 | да |
Самоорганизация | 0,382 | да | 0,261 | да |
Ориентация на настоящее | 0,631 | да | 0,556 | да |
Общий суммарный балл | 0,388 | да | 0,525 | да |
Таблица 4 – Принадлежность к нормальному распределению психологических характеристик самоорганизации личности в двух выборках студентов (не участники общественных объединений: младшие и старшие курсы)
Психологические характеристики самоорганизации личности | Асимптотическая значимость (двусторонняя), младшие курсы, группа №5 | Принадлежность к нормальному распределению, группа №5 | Асимптотическая значимость (двусторонняя), старшие курсы, группа №6 | Принадлежность к нормальному распределению, группа №6 |
N=42 | N=35 | |||
Планомерность | 0,856 | да | 0,407 | да |
Целеустремленность | 0,359 | да | 0,252 | да |
Настойчивость | 0,964 | да | 0,691 | да |
Фиксация | 0,376 | да | 0,3 | да |
Самоорганизация | 0,143 | да | 0,699 | да |
Ориентация на настоящее | 0,414 | да | 0,542 | да |
Общий суммарный балл | 0,455 | да | 0,274 | да |
На основании данных табл. 3 и 4, можно сделать вывод, что распределения данных в группах №3, №4, №5, №6 принадлежат к нормальному виду, и мы для проверки различимости значений данных, возможно использование параметрического T-критерия.
Представим результаты проведенного исследования на статистическую различимость с помощью T-критерия (табл.5). Статистическая различимость присутствует при значимости (двухсторонней) меньше 0,05.
Таблица 5 – Статистическая различимость для групп №3 и №4, групп №5 и №6
Психологические характеристики самоорганизации личности | Значимость (двухсторонняя), | Статистическая различимость для групп №3 и №4 | Значимость (двухсторонняя), | Статистическая различимость для групп №5 и №6 |
для групп №3 и №4 (N=48 и N=50) | для групп №5 и №6 (N=42 и N=35) | |||
Планомерность | 0,75 | Нет | 0,81 | Нет |
Целеустремленность | 0,621 | Нет | 0,025 | Да |
Настойчивость | 0,368 | Нет | 0,416 | Нет |
Фиксация | 0,041 | Да | 0,026 | Да |
Самоорганизация | 0,034 | Да | 0,927 | Нет |
Ориентация на настоящее | 0,684 | Нет | 0 | Да |
Общий суммарный балл | 0,047 | Да | 0,031 | Да |
Таблица 6 – Психологические характеристики самоорганизации личности в двух выборках студентов, участвующих в общественных организациях (младшие и старшие курсы)Приведем для статистически различимых характеристик полученные количественные данные (табл. 6, 7).
Психологические характеристики самоорганизации личности | Студенты, участвующие в общественных организациях, младшие курсы, группа №3, | Студенты, участвующие в общественных организациях, старшие курсы, группа №4, | Уровень статистической значимости различий по T-критерию | ||
N=48 | N=50 | ||||
Среднее | Стд. отклонение | Среднее | Стд. отклонение | ||
Фиксация | 21,19 | 5,557 | 22,9 | 5,262 | P<0,05 |
Самоорганизация | 8,98 | 4,108 | 10,66 | 3,606 | P<0,05 |
Общий суммарный балл | 110,31 | 17,789 | 117,08 | 18,39 | P<0,05 |
Таблица 7 – Психологические характеристики самоорганизации личности в двух выборках студентов, не участвующих в общественных организациях (младшие и старшие курсы)
Психологические характеристики самоорганизации личности | Студенты, не участвующие в общественных организациях, младшие курсы, группа №5, | Студенты, не участвующие в общественных организациях, старшие курсы, группа №6, | Уровень статистической значимости различий по T-критерию | ||
N=42 | N=35 | ||||
Среднее | Стд. отклонение | Среднее | Стд. отклонение | ||
Целеустремленность | 28,36 | 11,324 | 33,43 | 7,99 | P<0,05 |
Фиксация | 18,69 | 5,312 | 21,49 | 5,414 | P<0,05 |
Ориентация на настоящее | 7,74 | 3,053 | 10,49 | 2,406 | P<0,05 |
Общий суммарный балл | 101,64 | 22,398 | 113,06 | 22,891 | P<0,05 |
Рассмотрим наличие различий между участниками и не участниками в группах младших и старших курсов. Для этого проведем исследование на нахождение статистической различимости в двух вариантах:По данным табл. 6, 7 можно сказать, что студенты-старшекурсники, участвующие в работе общественных, молодежных объединений, по сравнению с младшекурсниками являются более склонными к использованию внешних средств организации деятельности, к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени. Старшекурсникам свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению. Можно также заметить, что у студентов, участвующих в организациях, выделилась самоорганизация, которая, по нашему мнению, является следствием того, того такие обучавшиеся задействованы в общественных объединениях, где требуется описываемая характеристика. У студентов, не принимающих участие в работе молодежных организаций, наблюдается выделение статистически значимой ориентации на настоящее, то есть они меньше, по-видимому, думают о будущем. И как видно, эта тенденция увеличивается к старшим курсам. У студентов обучающихся на старших курсах наблюдаются значения выделенных характеристик выше средних относительно приведенных в [20].
- студенты младших курсов (N=90), различие между участниками и не участниками (группа №3, N=48; группа №5, N=42);
- студенты старших курсов (N=85), различие между участниками и не участниками (группа № 4, N=50; группа №6, N=35).
Для определения статистической различимости используем параметрический T-критерий, так как распределения являются нормальными (табл.3, 4). Приведем только статистически различимые характеристики личности для соответствующих групп (табл. 8, 9).
Таблица 8 – Психологические характеристики самоорганизации личности в двух выборках студентов, обучающихся на младших курсах (участники и не участники общественных организаций)
Психологические характеристики самоорганизации личности | Студенты, участвующие в общественных организациях, младшие курсы, группа №3, | Студенты, не участвующие в общественных организациях, младшие курсы, группа №5, | Уровень статистической значимости различий по T-критерию | ||
N=48 | N=42 | ||||
Среднее | Стд. отклонение | Среднее | Стд. отклонение | ||
Целеустремленность | 16,83 | 6,752 | 15,19 | 7,52 | P<0,05 |
Настойчивость | 24,79 | 7,61 | 21,79 | 11,324 | P<0,05 |
Фиксация | 21,19 | 5,557 | 18,69 | 5,312 | P<0,05 |
Ориентация на настоящее | 7,79 | 3,383 | 7,74 | 3,053 | P<0,05 |
Общий суммарный балл | 110,31 | 17,789 | 101,64 | 22,398 | P<0,05 |
Таблица 9 – Психологические характеристики самоорганизации личности в двух выборках студентов, обучающихся на старших курсах (участники и не участники общественных организаций)
Психологические характеристики самоорганизации личности | Студенты, участвующие в общественных организациях, старшие курсы, группа №4, | Студенты, не участвующие в общественных организациях, старшие курсы, группа №6, | Уровень статистической значимости различий по T-критерию | ||
N=50 | N=35 | ||||
Среднее | Стд. отклонение | Среднее | Стд. отклонение | ||
Настойчивость | 25,9 | 6,345 | 20,8 | 5,661 | P<0,05 |
Ориентация на настоящее | 8,08 | 3,59 | 10,49 | 2,406 | P<0,05 |
Как видно из данных табл.8 для студентов младших курсов значения характеристик «целеустремленность», «настойчивость», «фиксация», «общий суммарный балл» статистически различимо разняться и они больше у участников общественных организаций. Это позволяет спланировать воспитательную работу на первых-третьих курсах таким образом, чтобы шире привлекать таких студентов и опираться на них, так как они более способны сконцентрироваться на цели, склонны к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности, к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени. Ориентацию на настоящее тоже можно использовать, так как и участники и не участники общественных организациях более задумываются о настоящем, чем о будущем.
По данным табл.9 представлены статистически различимые характеристики личности как «настойчивость» и «ориентация на настоящее». Количественное значение настойчивости как склонности личности к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности, больше у обучающихся на старших студентов-участников общественных объединений. В тоже время ориентация на настоящее у участников меньше, значит, они более чаще задумываются о будущем, и, следовательно, для них будет интересна деятельность, направленная на будущую профессиональную деятельность. Таким образом, при планировании воспитательной работы в вузе можно привлекать старшекурсников-участников общественных объединений в мероприятия направленные на будущую профессиональную деятельность и они помогут все более четко организовать и провести.
Таким образом, можно сказать, что существует статистически различимое влияние участия в общественных объединениях на психологические характеристики самоорганизации личности студента в различные периоды обучения в вузе. При планировании воспитательной работы в вузе можно будет опираться на студентов- участников молодежных организаций. Для более удачного выполнения проектов необходимо ориентироваться на соответствующие психологические конструкты в зависимости от курса обучения.
Библиографический список
- Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н., Плотникова А.В., Рассказова Е.И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала// Психологическая диагностика. 2007. №1. С. 8-31.
- Богомаз С.А., Каракулова О.В. Личностный и коммуникативный потенциал инновационно- и предпринимательски-ориентированных субъектов// Сибирский психологический журнал. 2010. №37. С. 48–51.
- Веселова Е. К. Методологические и методические проблемы эмпирического исследования нравственной сферы личности // Научное мнение. 2013. № 6. С. 168-173.
- Коржова Е. Ю., Дворецкая М. Я. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты // Журнал прикладной психологии. 2005. № 6. С. 11-27.
- Котова С.С., Шахматова О.Н. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов // Научные исследования в образовании. 2007. № 4. С. 91-98.
- Нос Е. Ю. Способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения психологического благополучия // Сибирский психологический журнал. 2009. №. 34. С. 106-108.
- Пахмутова М. А. Особенности самоорганизации личности студентов, включенных в исследовательскую деятельность на разных этапах обучения //Актуальные проблемы психологического знания. 2015. №1(34). С. 76- 85.
- Богомаз С.А. Типологические особенности самоорганизации деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344. С. 163-166.
- Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 59-83.
- Баженова Н.Г. Орган студенческого самоуправления: организация или самоорганизация? // Педагогическое образование и наука. 2011. № 4. С. 67-72.
- Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 81-86.
- Баженова Н.Г. Теоретические основания конструирования критериев оценки качества функционирования самоорганизации студенчества в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 74-77.
- Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества в вузе: тезаурусный подход // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 247-254.
- Баженова Н.Г. Теоретические основания конструирования студенческого самоуправления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С. 94-97.
- Анкета. URL: http://simpoll.ru/run/survey/9a8e827d
- Сервис опросов. URL: http://simpoll.ru/
- Лагунова А.А., Муллинов Д.О., Баженов Р.И. Применение программной среды SPSS для исследования данных психологических методик // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5446 (дата обращения: 14.07.2015).
- Широкова Н.А., Баженов Р.И. Применение корреляционного анализа для исследования данных спортивных показателей студентов в среде SPSS // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 6 (18). С. 25.
- Иллюстрированный самоучитель по SPSS. URL: http://www.learnspss.ru/handbooks.htm
- Тайм менеджмент. Тест-опросник самоорганизации деятельности (ОСД). Психодиагностика управления временем. URL: http://psycabi.net/testy/590-tajm-menedzhment-test-oprosnik-samoorganizatsii-deyatelnosti-osd-psikhodiagnostika-upravleniya-vremenem