Одним из важнейших обязательных элементов образовательного процесса в вузе, определяющих его результативность и эффективность, является система контроля и оценивания знаний, полученных в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, т.е. система оценивания качества освоения студентом учебного материала и умения его использовать в практической деятельности. Оценка уровня знаний и умений обучающихся должна осуществляться объективными, надежными методами контроля, обеспечивающими максимальную точность и легкость получения результатов, а также удобством применения в балльно-рейтинговой системе оценивания результатов обучения . Одним из методов, обладающих вышеперечисленным требованиям, выступает педагогическое тестирование (основанное на технике использования тестов в процессе обучения), выполняющее три взаимосвязанные функции: диагностическую (оценка знаний), обучающую (усвоение учебного материала) и воспитательную (периодичность контроля).
По целям использования различают:
- входное (вводное, предварительное) тестирование: оценка степени владения обучающимися необходимыми (базовыми) знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины;
- текущее тестирование: определение степени усвоения обучающимися материала по отдельному вопросу (или нескольким вопросам) темы;
- промежуточное (рубежное) тестирование: выявление степени усвоения обучающимися материала по отдельному разделу (теме);
- итоговое тестирование: проверка уровня знаний обучающихся по учебной дисциплине в целом, т.е. оценка результатов обучения.
Использование тестового метода контроля на практических занятиях, а в ряде случаев и на лекциях, обладает рядом преимуществ:
- возможность охвата большого объема проверяемой области знаний и умений у всей группы студентов;
- снижение психофизиологической нагрузки на студента и преподавателя;
- сокращение временных затрат на проведение контроля знаний, что повышает производительность труда преподавателя;
- обеспечение непрерывной и систематичной проверки знаний;
- повышение объективности выставляемой оценки, исключающей ошибочность мнения преподавателя;
- управление познавательной деятельностью студентов;
- возможность автоматизации с помощью компьютерных технологий.
Однако, как и любой другой метод контроля, тестирование не лишено недостатков. Разработка качественного теста – это длительный и трудоемкий процесс, а обеспечение объективности и справедливости результатов тестирования при неоднократном применении требует внесения изменений в задания. Тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, соответственно проверка глубинного понимания предмета весьма затруднительна, а также возможны случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью студента. Возможность угадывания правильного ответа. В целом, студентов полагающихся при тестировании на интуицию условно разделяют на 3 группы:
- Везучие студенты: в тесте из 25 вопросов угадают 8 и более правильных ответов. Таких студентов, в среднем, оказывается 7%.
- Средневезучие студенты: в тесте из 25 вопросов угадают 5 – 7 правильных ответов. Таких студентов, в среднем, оказывается 67%.
- Невезучие студенты: в тесте из 25 вопросов угадают менее чем 5 правильных ответов. Таких студентов, в среднем, оказывается 26% .
Непрофильная для будущих учителей физической культуры дисциплина – математика, и, как следствие, небольшой объем часов на ее изучение требуют уплотнения учебного материала. В Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма на изучение курса «Математика» отводится 54 аудиторных часа (из них 20 часов – лекции). Таким образом, в условиях дефицита времени, отводимого на изучение математики тестирование, как метод контроля и оценивания, приобретает, на наш взгляд, большое значение, т.к. способствует индивидуализации процесса обучения и повышению эффективности усвоения нового материала.
Внедрение тестового метода контроля и оценивания знаний студентов 1 курса очного отделения факультета физической культуры и спорта и факультета физической культуры и оздоровительных технологий Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма по курсу «Математика» осуществлялось поэтапно.
На первом этапе в тестовой форме проводился входной контроль исходного уровня знаний студентов.
Входное тестирование – это не формальное мероприятие, это получение и анализ реальных данных о базовых представлениях и знаниях студентов, это выявление наиболее способных к учебе студентов и наиболее слабых, требующих дополнительного внимания со стороны преподавателя. Тест проводится на первом лекционном занятии, помогает вспомнить полученные в школе знания по математике, которые являются основой для изучения курса «Математика» в вузе. При подборе и составлении тестовых заданий соблюдались следующие методические принципы:
- Формулировки вопросов и ответов должны быть ясными для понимания, не допускать различного толкования их смысла.
- Ответы, приводимые в заданиях, должны быть достаточно правдоподобными, логически совместимыми. Располагать варианты ответа следует в логическом или алфавитном порядке.
- Расчет определяемой величины должен проводиться без сложных математических преобразований.
С целью минимизации возможности списывания нами был составлен банк входных тестовых заданий, содержащий достаточно большое число различных вариантов теста. Соответствующие задания каждого варианта были аналогичные по содержанию и трудности, различие состояло в исходных числовых данных. Тестовый материал входного тестирования – это тестовые задания закрытого типа, к каждому заданию дается несколько ответов, из которых только один правильный (тип вопроса «Единственный выбор»). Например, один из вопросов теста:
Мода сгруппированного ряда данных 1, 1, 2, 3, 4 равна:
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
Задания были направлены на проверку знаний основных математических понятий и умений выполнять простейшие расчеты, т.е. на воспроизведение готовых знаний, а не активную мыслительную деятельность и общее время, отводимое на выполнение теста, составляло 7 мин.
На втором этапе в тестовой форме проводился систематический контроль и оценка качества знаний студентов. Текущее тестирование проверяет знания, умения и навыки обучающихся, которые тесно связаны с изучением нового, а регулярное его использование на каждом практическом занятии дает возможность диагностики и оценки уровня усвоения изучаемого материала. К каждому практическому занятию нами была разработана система тестовых заданий в открытой форме, задание представляло собой элементарную задачу, краткое решение и ответ которой студент должен был записать в бланке ответов. В ходе проведения практического занятия закреплялись знания теоретического материала изучаемого вопроса и отрабатывались навыки применения этих знаний при выполнении практических заданий. За 10-15 минут до окончания занятия проводилось текущее тестирование, студентам предлагались пять заданий (элементарных задач на воспроизведение действий по образцу или на применение знаний в простейших вариативных ситуациях) общей «стоимостью» 5 баллов («стоимость» каждого задания – 1 балл).
Промежуточный контроль и оценка степени усвоения студентами материала каждой темы курса «Математика» осуществлялись с помощью традиционного метода контроля - аудиторной контрольной работы, рассчитанной на один академический час.
Третий этап внедрения тестовой формы контроля и оценки знаний студентов включал в себя итоговое тестирование. Итоговый тест использовался для подведения итогов изучения курса «Математика» и являлся допуском к экзамену. На наш взгляд, итоговое тестирование по дисциплине не может полностью заменить экзамен в устно-речевой форме, беседы преподавателя со студентом, в ходе которой преподаватель задает наводящие и дополнительные вопросы, комментирует ответы, а студент демонстрирует умение связно, логически и доказательно излагать свои мысли, умение конкретизировать свой ответ примерами, отстоять свою позицию. Использование традиционного подхода сдачи экзамена способствует формированию у студентов более глубоких знаний по материалу изучаемого курса. В итоговом тесте использовались только задания закрытой формы, из числа приведенных ответов хотя бы один правильный (тип вопроса «Единственный выбор» или «Множественный выбор»), задания не сложные, но требующие знания и понимания определения основных понятий, правил, формул, свойств, умений быстро производить простейшие арифметические расчеты. Разработанный банк итоговых тестовых заданий позволяет создавать множество однотипных вариантов, состоящих из 42 вопросов. Допуском к экзамену является положительная оценка по результату итогового тестирования, в случае неудовлетворительной оценки студенту предоставляется возможность пересдачи.
С целью оптимизации процесса самоподготовки студентов к итоговому тестированию нами разрабатывается методическое пособие, содержащее тренировочные варианты тестовых заданий с ответами, выполнение которых позволит закрепить знания и автоматизировать умения, переводя их в разряд навыков.
Для проведения входного и текущего тестирования использовались бумажные бланки с тестовыми заданиями, т.е. тестирование проводилось «на бумажных носителях», итоговое тестирование – с помощью специальной компьютерной программы. В настоящее время имеется множество программ для подготовки, организации и проведения компьютерного тестирования (система Moodle, AST-Test, MultiTester и др.), позволяющие объективно и быстро осуществлять контроль знаний студентов. Электронная форма тестирования позволяет корректировать тексты заданий, устанавливать и изменять параметры (временное ограничение, уровни сложности и др.), анализировать и представлять в виде таблиц, графиков, диаграмм результаты тестирования и др.
По окончании изучения курса «Математика» студентам была предложена небольшая анкета, ответы на вопросы которой отражали их отношение к педагогическому тестированию, осуществляемому в процессе изучения материала курса. В анкетировании приняли участие 104 студента 1 курса Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. В рамках данной статьи приведем ответы на три вопроса анкеты.
Большинство опрошенных (60%) считают, что получаемая оценка за выполняемые ими тесты объективно оценивает их знания по математике, 40% студентов указывают на необъективность оценивания результатов тестирования, из них 36% полагают, что оценка занижает их уровень владения материалом, а 4% достаточно самокритичны и думают, что завышает (рис.1).
Рисунок 1 – Мнение студентов об объективности оценивания знаний тестовым методом
Предпочитают выполнять тестовые задания на «бумажных носителях» 46% студентов, 28% удобнее компьютерное тестирование, остальные (26%) студенты не видят для себя принципиальной разницы в выполнении тестовых заданий в формате бланкового или компьютерного тестирования (рис.2).
Рисунок 2 – Предпочитаемый студентами формат тестирования
Несмотря на свое мнение о необъективности результатов тестирования (напомним 40% респондентов) 79% студентов предпочли бы сдавать экзамен по математике в тестовой форме, только 11% отдали предпочтение традиционной форме – устно-речевой. На наш взгляд, это объясняется спецификой дисциплины, сложностью ее понимания и восприятия студентами вуза гуманитарного профиля (рис.3).
Рисунок 3 – Наиболее удобная для студентов форма сдачи экзамена по математике
В заключении хочется отметить, что педагогическое тестирование выступает как перспективное средство повышения качества контроля и оценки эффективности образовательного процесса, но оптимальное применение тестирования возможно лишь в разумном сочетании с другими методами контроля, давая максимально объективные оценки как усвоению содержания обучения, так и мыслительной деятельности студентов.
Тестирование не заменяет и не отменяет традиционных методов педагогического контроля, а лишь дополняет их.
Библиографический список
- Шеметев, А.А. Тесты как эффективный инструмент проверки знаний студентов высшей школы // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31055 (дата обращения: 25.06.2015).
- Хармонова, А.А. Современные системы оценивания результатов обучения дисциплинам математического цикла студентов физкультурного вуза / А.А.Хармонова// Теория и практика физической культуры//ежемесячный научно-теоретический журнал. – 2012. – №8. – С.45.
- Миронова, Н. Тест как форма проверки знаний студента / Н.Миронова // Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – С.105-109.