Современное общество испытывает дефицит межличностных отношений в наше, непростое, осложненное постоянными стрессовыми ситуациями время.
Проблемой воспитания любви и уважительного отношения детей к родителям занимались Ш.А. Амоношвили, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.А. Сухомлинский, И.В. Сушкова, А.С. Спиваковская, Н.Е. Щуркова и др.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивен для формирования межличностных отношений [1].
Экспериментальное исследование предполагало выявление сформированности любви и уважения старших дошкольников к родителям. В эксперименте участвовало 16 детей старшего дошкольного возраста.
Анализ планов воспитательно-образовательной работы показал, что на протяжении первых двух месяцев календарного года воспитанию у детей любви и уважения к родителям детей должного внимания не уделялось.
Как известно, большое влияние на чувства детей оказывает игра, которая представляет интерес для детей тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме. Однако, воспитатели недостаточно используют театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, чтение художественной литературы, самостоятельную деятельность с целью развития нравственной сферы дошкольников.
В календарном плане не ставилась задача – сформировать представление об отношении детей к родителям, регулирующих поступки, действия, взаимоотношения детей. Именно эти знания способствуют возникновению высших эмоциональных проявлений – любви и уважения к родителям, а ведь положение ребёнка в семье, характер его взаимоотношений с родителями существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта [2].
В разделе «Работа с родителями» не прослеживалась системная, целенаправленная работа по развитию нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Анализ обследования семей по социальному статусу показал, что 54% семей – полные и 46% семей – неполные. Мы считаем, что состав семьи влияет на нравственное развитие ребенка.
Анализ педагогических условий показал, что нравственному воспитанию детей старшей группы уделяется очень мало внимания:
- не ведётся планомерная, систематическая работа с родителями;
- отсутствие целенаправленной работы по воспитанию нравственной сферы ребёнка-дошкольника;
- отмечается недостаточная выраженность норм и правил, регулирующих поступки, действия, взаимоотношения детей.
Все вышеперечисленные недостатки свидетельствуют о том, что данной проблеме не уделяется достаточного внимания.
Для определения умения детей выражать любовь и уважение ребенка к родителям с помощью интонации была проведена методика Г.А. Павловой «Поздоровайся с мамой или папой».
С целью выявления особенностей эмоционального благополучия ребёнка в семье, определения характера внутрисемейных отношений нами было проведёно интервью.
Анализ интервью показал, что половина (50%) детей рассказали полностью о семье, примерно треть детей (31%) больше любят бабушку и дедушку, либо одного из них. 19% дошкольников ничего не сказали, 13% – о маме, 6% – о старшем брате, 13% – о папе.
Таким образом, во всех интервью детей присутствует любовь к родителям, также отмечается неоднородность семей, присутствие в них как благополучных, так и неблагополучных.
Анализ результатов исследования показал, что у 6% старших дошкольников отмечается высокий уровень сформированности любви и уважения детей к родителям, 69% детей имеют средний уровень и 25% детей – низкий уровень.
Следовательно, результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости проведения специальной работы по нравственному воспитанию дошкольников.
Библиографический список
- Лопатухина Т.А., Осипова, А.В. Духовно-нравственное воспитание обучающихся как одна из составляющих современной педагогики // Язык, наука и техника в современном межкультурном пространстве. Материалы III международной научно-практической конференции. – Ростов н/Д, 2013. – С. 57-70.
- Подольская, О.А., Абрамов Н.Н. Психолого-педагогический аспект развития нравственности у детей дошкольного возраста // электронный научный журнал «APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки». – 2014.- №3. – С. 25.