Молодежь, как специфическая социально-демографическая группа, оказывает решающее воздействие на характер и тенденции социально-экономических и социокультурных процессов и определяет будущий облик республики и страны в целом. Среди многих актуальных проблем молодежи особо выделяются студенческая занятость и влияние студентов на рынок труда. Исследование проблемы трудовой занятости студентов, уровня их доходов и расходов и отношения к труду определяется необходимостью более глубокого осмысления происходящих перемен в данной возрастной группе.
В Республике Башкортостан студенчество является большой социальной группой. На начало 2013/14 в учебного года численность студентов в образовательных организациях среднего профессионального образования составила 67,4 тыс.человек, в образовательных организациях высшего образования – 143,9 тыс.человек[1].
Численность студентов в образовательных организациях на начало 2013/2014 учебного года в расчете на 10 тыс. человек населения [2].
Доходы студентов.
Несопоставимая с минимальной зарплатой стипендия или вовсе отсутствие таковой сформировало новый образ “вечно голодного” студента. Однако реально ли такое бедственное положение среди студентов, каковы их источники доходов и статьи расходов, отношение к трудовой деятельности? Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Республике Башкортостан 78,5 тыс.человек считают стипендию источником дохода, но основным источником средств к существованию ее назвали только 2,9 тыс. человек.
Структура приема в государственные профессиональные образовательные организации (процентов) [3].
Получают стипендию 70% будущих специалистов среднего звена [3], обучающихся за счет бюджетных средств, которые в свою очередь составляют 69,6% от числа данных студентов (см. табл. 1).
Таблица 1. Численность студентов государственных профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, получающих стипендию (на начало учебного года; человек) [3].
2000/01 |
2005/06 |
2010/11 |
2011/12 |
2012/13 |
2013/14 |
|
Численность студентов очных отделений, обучающихся за счет бюджетных средств |
43235 |
43886 |
38680 |
38488 |
39014 |
38014 |
в том числе получают стипендию |
37764 |
30498 |
26030 |
26132 |
27753 |
26601 |
в % к численности студентов очных отделений, обучающихся за счет бюджетных средств |
87,3 |
69,5 |
67,3 |
67,9 |
71,1 |
70,0 |
В высших учебных заведениях студенты бюджетной формы составляют 40,6% от числа обучающихся, и получают стипендию 70,6% от числа студентов – бюджетников, при этом из года в год снижается доля студентов, обучающихся за счет бюджетных средств и получающих стипендию (см. табл 2).
Таблица 2. Численность студентов государственных образовательных организаций высшего образования, получающих стипендию (на начало учебного года; человек) [3].
2000/01 |
2005/06 |
2010/11 |
2011/12 |
2012/13 |
2013/14 |
|
Численность студентов очных отделений обучающихся за счет бюджетных средств |
39178 |
42967 |
40085 |
39434 |
39242 |
39195 |
в том числе получают стипендию | 32919 | 29460 | 30053 | 29815 | 28726 | 27689 |
в % к численности студентов очных отделений, обучающихся за счет бюджетных средств |
84,0 |
68,6 |
75,0 |
75,6 |
73,2 |
70,6 |
В статистических формах нет данных о доходах и расходах студентов, поэтому в рамках данной работы использованы результаты проведенного в Башкирском государственном университете исследования вышеперечисленных характеристик.
В условиях развития рыночной экономики, всеобщей коммерциализации и больших, чем в прошлом, возможностях существенно изменилось отношение студентов к труду. Данное исследование проводилось с целью выявить долю студенческой молодежи, которые совмещают учебу и работу, определить все источники доходов и расходов у студентов. Всего было опрошено 368 студентов первого, второго, третьего, четвертого курсов дневных отделений (бакалавры).
Статистическая обработка данных, полученных в исследовании, осуществлялась в программе SPSS (Statistical Package for the Social Sciences).
Отбор респондентов проводился в соответствии с четырьмя критериями:
1) пропорционально доле студентов по факультетам (институт управления и безопасности предпринимательства, институт права Физико-технический институт, биологический факультет, географический факультет, инженерный факультет, исторический факультет, факультет башкирской филологии и журналистики, факультет математики и информационных технологий, факультет психологии, факультет романо-германской филологии, факультет философии и социологии, филологический факультет, химический факультет, экономический факультет);
2) пропорционально доле студентов по каждому курсу;
3) пропорционально доле студентов по полу (без учета курса);
4) пропорционально доле студентов по форме обучения (бюджет/коммерция);
Выборка. Существенным параметром выборочной совокупности было количественное представительство среди единиц наблюдения как работающих, так и неработающих студентов. Поэтому опрос охватывал целиком списочные составы групп различных факультетов и отделений.
Метод анализа социологической информации: элементарный статистический анализ, позволивший получить эмпирические распределения и статистические группировки.
Студенты и рынок труда
В последнее время актуальным является вопрос участия студентов в различных российских и международных конкурсах, олимпиадах, в научных грантах. Участие в этих проектах приводит к росту личных доходов студенческой молодежи. Вторым важным моментом является полная или частичная трудовая деятельность студентов. Поэтому была поставлена задача выяснить материальное положение студенческой молодежи.
Интересным является распределение доли студентов, которые совмещают работу и учебу по факультетам. Ответив на первый вопрос «Совмещаете ли Вы учебу с работой?», респонденты разделились на две различные, но вполне сопоставимые группы: в среднем работают 33,2% опрошенных, и эта доля существенно варьирует в зависимости от факультета и курса (от 66,7% на факультете психологии до 10,5% на химическом факультете). Соответственно, 66,8% опрошенных – неработающие студенты. Лидерами является факультет психологии – две трети всех студентов совмещают работу и учебу. На втором месте – факультет романо-германской филологии, филологический факультет и институт права, здесь работают чуть больше половины студентов. Аутсайдером является химический факультет (15%).
Доля работающих студентов увеличивается к старшим курсам. Если на первом курсе работали 14% студентов, то на третьем составляет уже 42%[4].
Правовые вопросы занятости студентов представляются весьма важными. Ответ на вопрос: «Какая у Вас форма трудоустройства?», показали, что из числа работающих студентов около 40% имеют с работодателем юридически оформленные отношения, у большинства же (60%) трудовые отношения с работодателем не оформлены или являются неофициальными.
Труд студентов выгоден предпринимательским структурам, которые таким образом имеют возможность избежать дополнительных расходов, связанных с налогообложением, с социальным страхованием работника, а также манипулировать оплатой труда. Студент же, будучи временным работником, не уделяет должного внимания этой стороне дела.
Нелегитимный характер занятости студентов в какой-то мере может объясняться и спецификой самого феномена вторичной занятости студентов дневных отделений. Создавшаяся ситуация может являться источником дискриминации студентов на рынке труда.
Развитие служб трудоустройства для студентов является важнейшим условием институционализации статуса работающего студента.
Соответствие доходов и расходов студентов [4].
Гимадрисламова Р.М., Хазиева Э.Р.
Анализируя соответствие доходов и расходов студентов, можно прийти к выводу, что большая часть студентов не могут четко управлять своими доходами и расходами, возможно даже, что студенты не отслеживают их. Данная ситуация приводит к тому, что доходы и расходы студентов не соотносятся.
Данные указывают, что примерно две трети студентов (69,6%) не видят возможным работать более 14 часов в неделю, что, очевидно, возможно при лишь неполной трудовой занятости (не более половины ставки). 29% считают возможным работать не более 36 часов в неделю, то есть также не видят возможности полной трудовой занятости студента очной формы обучения, и лишь 1,4% находят возможным полную занятость. Такие результаты можно интерпретировать как наличие у практически всех студентов установки на приоритет учебной деятельности над трудовой независимо от формы обучения, курса, возраста и факультета.
Немаловажной остается и проблема поиска и получения работы студентами непосредственно после получения высшего или среднего профессионального образования (см. табл. 3).
Таблица 3. Структура численности безработных по уровню образования (в процентах) [1].
Всего |
в том числе имеют образование |
|||||||
высшее профессиональное (С 2009г. - включая лиц, имеющих послевузовское образование) |
неполное высшее профес-сиональ-ное |
среднее профес-сиональ-ное |
началь-ное про-фессио-нальное |
среднее (полное) общее |
Основ-ное общее |
не имеют основ-ного общего |
||
2000 |
100 |
8,3 |
3,2 |
29,0 |
18,0 |
32,2 |
8,2 |
1,1 |
2005 |
100 |
7,8 |
2,8 |
19,5 |
29,0 |
29,8 |
10,9 |
0,3 |
2006 |
100 |
12,2 |
4,5 |
22,7 |
30,6 |
22,8 |
6,9 |
0,4 |
2007 |
100 |
4,5 |
2,4 |
16,6 |
38,7 |
30,2 |
7,3 |
0,3 |
2008 |
100 |
11,1 |
2,8 |
20,3 |
30,4 |
30,3 |
4,0 |
1,0 |
2009 |
100 |
11,1 |
… |
21,3 |
34,8 |
26,2 |
5,8 |
0,8 |
2010 |
100 |
11,9 |
… |
23,4 |
34,4 |
24,1 |
5,7 |
0,6 |
2011 |
100 |
13,4 |
… |
24,3 |
29,5 |
24,4 |
8,1 |
0,3 |
2012 |
100 |
19,8 |
… |
23,3 |
30,1 |
20,6 |
5,8 |
0,5 |
2013 |
100 |
15,2 |
… |
22,3 |
32,0 |
24,3 |
5,9 |
0,4 |
Структура численности безработных по уровню образования [4].
Гимадрисламова Р.М., Хазиева Э.Р.
Высокой остается доля безработных с высшим и средним профессиональным образованием – в 2013 г. 15,2% и 22,3% соответственно, суммарно 37,5%. Значения данных показателей за последние годы хоть и снижаются, но незначительно. Таким образом, более трети безработных являются квалифицированными специалистами, при этом 22,2% безработных не имеют опыта работы. Данные показатели подчеркивают необходимость интеграции студенческой занятости и потребностей работодателей уже на старших курсах.
Выводы.
Анализ проблемы занятости студентов показал, что работающий студент — новый социальный тип, обладающий высокой трудовой мотивацией, вполне адаптированный к современным условиям развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества. Такой тип студента-работника – привилегированная фигура, отличающаяся особым типом мышления и поведения. Трудовая активность студентов значительно зависит как от курса обучения, значительно возрастая на старших курсах, так и от направления обучения – меньше всего работают студенты технических и естественных специальностей, больше всего – гуманитарных. Однако большинство студентов убеждено в невозможности совмещения получения высшего и среднего профессионального образования и занятости на полный рабочий день, что приводит к неполной, чаще всего неофициальной, занятости. Как следствие, выпускающиеся квалифицированные специалисты не могут обойти такое часто встречающееся требование работодателей, как наличие опыта работы. Развитие системы частичной занятости с привлечением студентов старших курсов могло бы быть одним из решений данной проблемы.
Многообразный российский опыт, во многом совпадающий с основными тенденциями современной поддержки студентов в западных странах, указывает пути смягчения самых острых проблем и противоречий в положении российского студенчества сегодня. Необходимо обеспечить условия для полноценной учебы, минимизировать неблагоприятное влияние внешних материальных обстоятельств на тех студентов, кто сегодня попадает в группы “недостаточных”. Это важно учитывать при оценке и сегодняшнего положения, и планируемых мер поддержки студенчества, и тех мер, которые еще только обсуждаются.
Библиографический список
- Труд и занятость в Республике Башкортостан: статистический сборник-Уфа: Башкортостанстат, 2014.-108 с., табл.
- Регионы России: социально-экономические индикаторы: статистический сборник./Росстат. М., 2013- 990 с.
- Образование и культура в Республике Башкортостан: статистический сборник-Уфа: Башкортостанстат, 2014.- 96 с., табл.
- Гимадрисламова Р.М., Хазиева Э.Р. «Экономическая жизнь студентов: результаты социологического исследования в БашГУ», XVII заочная научная конференция Research Journal of International Studies, Международный научно – исследовательский журнал, Екатеринбург-2013, C.89-90