УДК 378.96

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ ДИНАМИЧЕСКОГО МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА КОНФЛИКТА

Берсенева Надежда Васильевна
ВПО «Санкт–Петербургский гуманитарный университет профсоюзов»
кандидат педагогических наук, доцент кафедры конфликтологии

Аннотация
В статье описан практический опыт формирования профессиональных компетенций на основе динамического метода моделирования и анализа конфликта на примере курсовой работы при изучении учебной дисциплины «Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира».

Ключевые слова: анализ конфликта, динамическая модель конфликта, динамические системы, профессиональные компетенции, технологии урегулирования конфликта


PRACTICE OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE BASED ON DYNAMIC METHODS OF MODELING AND ANALYSIS OF THE CONFLICT

Berseneva Nadezhda Vasilievna
Candidate of Pedagogic Sciences, The St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions
Candidate of Pedagogic Sciences

Abstract
The article describes the experience of formation of professional competence on the basis of the method of dynamic simulation and analysis of the conflict in the example of the course work in the study of educational discipline "Technology of conflict resolution and peace-building".

Keywords: analyze the conflict, dynamic model of conflict, dynamical systems, professional competence, technology solution to the conflict


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Берсенева Н.В. Практика формирования профессиональных компетенций на основе динамического метода моделирования и анализа конфликта // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/10/5980 (дата обращения: 28.10.2023).

До недавнего времени профессиональное обучение строилось на формировании у студентов знаний, умений и навыков. При этом никак не учитывалась динамичность социально-экономических, социально-трудовых, политических процессов, постоянно предъявляющих новые требования к профессиональной подготовке.

В федеральном государственном образовательном стандарте  высшего образования (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 956 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриат)»  определены   общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые должны  быть сформированы в результате освоения учебной программы. Процесс изучения дисциплины «Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира»  направлен на формирование у студентов таких профессиональных компетенций как научно-исследовательская, информационно-аналитическая, проектная, организационно-педагогичес-кая деятельность. Особое значение в рамках изучаемой дисциплины приобретают навыки и умения студента:

● определять необходимые методы урегулирования конфликтов и поддержания мира;

● анализировать конфликтные ситуации в организациях;

● давать экспертные заключения о конфликтогенном потенциале организации;

● получать информацию о состоянии организации с использованием методов прикладных исследований, разрабатывать технологии разрешения корпоративных, социально-трудовых, этнических конфликтов и других видов;

● минимизировать конфликтогенный потенциал тактических и стратегических решений в управлении.

При изучении учебной дисциплины «Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира» преподаватели конфликтологии столкнулись с серьёзной проблемой: большинство учебников и учебных пособий «морально устарело», вступило в явное противоречие с духом современной науки и учебной практики. В основном авторы ограничиваются анализом истории становления конфликтологии и недостаточно уделяют внимание теории и практике моделирования анализа конфликтов. Изложение теоретического материала в них сводится к объяснению буквального значения термина «конфликт» и обзором различных точек зрения на природу конфликта. Технологиям урегулирования конфликтов не уделяется достаточного внимания либо их существование полностью игнорируется. В лучшем случае  авторы ограничиваются перечислением непонятно откуда заимствованных методов разрешения конфликта или предлагают без какого-либо обоснования тесты или опросники. Практически не представлены фундаментальные исследования по выяснению глубинных связей конфликтологии с такими общенаучными теориями, как теория систем, системная динамика, теория графов, теория игр и теория социальных сетей. Без таких знаний студентам сложно  представить «технологию урегулирования» как теорию,  основанную на моделировании и анализе конфликта на основе современных теорий, концепций и положений; методы, средства и способы урегулирования конфликта. Дисциплина «Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира» должна занять достойное место в общем курсе конфликтологии. Ее изучение даст студенту четкие представления и навыки структурного, динамического, теоретико-игрового и диалектического моделирования и  анализа конфликтов.

Отечественные специалисты внесли существенный вклад в обоснование практических технологий моделирования и анализа конфликтов, ведения переговоров и осуществления посредничества. Среди изданных ими учебной литературы выделяется пособие Светлова В.А. «Введение в конфликтологию» (2015 г.), в котором представлена теория и практика моделирования, анализа и управление конфликтами, обобщающая опыт ведущих мировых школ. Следует отметить, что данное пособие имеет гриф Российской академии образования и рекомендовано для обучения бакалавров, магистров и аспирантов, специализирующихся в области конфликтологии.

В третьей главе учебного пособия исследуются динамические свойства конфликта [6]. По утверждению автора, «Структурная модель конфликта дают полную информацию о его базисных свойствах, методах анализа конфликтных ситуаций,  но оставляют без прямого ответа вопрос о самых интересных и одновременно сложнейших вопросах о динамических свойствах конфликта и соответствующих методах их исследования» [6, C. 266]. Именно динамическая модель конфликта дает ответ на вышеизложенный вопрос. Структурная и динамическая модель конфликта  взаимозависимы в развитии, поэтому они рассматриваются в ходе анализа конфликта одновременно.

Соответствующая модель конфликта строится на основе четырех «золотых» правил моделирования динамических систем. Как показывает анализ научной литературы, данная методика является первой не только в отечественной, но и в мировой литературе исследование. Автором доказывается, что с динамической точки зрения возможны только три вида конфликтного состояния и столько же видов бесконфликтного состояния. В ходе моделирования и анализа конфликта студенты подтверждают данное положение динамических систем. Анализируя динамические  свойства конфликтных и бесконфликтных систем  на основе универсальной  моделей конфликта студенты приходят к следующему выводу: что при определенных условиях конфликты могут способствовать стабильному развитию системы (стабилизирующие конфликты) и, наоборот, также при определенных условиях отсутствие конфликтов (синергизм и антагонизм системы, достигшие определенного критического уровня) также приводит к разрушению системы.

Динамический метод анализа конфликта включает в себя динамику образования коалиций в триадах. Интерес к образованию коалиций в триадах вызван в основном тем, что данные процессы достаточно сильно распространены в социальной жизни.  По мнению американского социолога Теодора Кэплоу, триада представляет «одно из самых известных веяний в человеческой практике… Триады – строительные блоки, из которых создаются все социальные организации» [6, С. 276].

В настоящее время изменился подход к оценке результатов освоения теоретического курса: диагностика профессиональных качеств личности студентов, в частности, к оценке сформированности профессиональной компетенции, которая основывается на результатах индивидуальных заданий, самостоятельной работы и др.

Предлагаемый курс включает как теоретическую, так и практическую часть, позволяющих   дать студентам представления о природе конфликта, его структуре, динамике и технологиях конструктивного урегулирования конфликтов.

В  соответствии с требованиями к написанию курсовой  и бакалаврской работы студент в практической части работы должен проанализировать конфликт на конкретном примере на основе  выбранного метода моделирования и анализа конфликта.

Например: тема курсовой работы ««Профилактика и урегулирование межличностных конфликтов в педагогическом коллективе» (практическая часть работы) включает:

● описание территориальных и временных рамок конфликта;

● неформальный анализ объекта и предмета конфликта, его субъектов и причин;

● конструирование структурной модели конфликта и анализ структурных паттернов решения:

● конструирование динамической модели конфликта и анализ динамических паттернов решения;

● методы, средства и способы по предупреждению и  урегулированию межличностного конфликта в педагогическом коллективе.

В процессе освоения профессиональных компетенций при изучении дисциплины «Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира» особое внимание необходимо уделять  технологическому моделированию конфликта на основе современных теорий, концепций, теории сложности и логики; экспертным заключениям о конфликтогенном потенциале организации; методам, способам и средствам его урегулирования.

Несмотря на сложность рассматриваемого теоретического и практического материала по моделированию и анализу конфликта, студенты в полном объеме с понимаем и интересом осваивают данный курс.


Библиографический список
  1. Анцупов А. Я. Конфликтология: новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ЭКСМО, 2010. – 510 с.: ил. – (Психологическое образование). – Библиогр.: С. 468-480.
  2. Баданина Л. П. Основы общей конфликтологии: уч. Пособие /Л.П. Баданина – М: Флинта, 2012.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта: учебник / Н.В. Гришина – СПб: Питер, 2011. – 464 с.
  4. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учебник / Г.И. Козырев – М.: Владос, 2010. – 176 с.
  5. Кирхлер Э. Принятие решений в организациях: переводное издание / Э. Кирхлер, А. Шротт. – 2-е изд., испр. – Харьков: Гуманит. Центр, 2009. – 174 с.
  6. Светлов В.А. Введение в конфликтологию: уч. пособие / В.А. Светлов. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2015. – 528 с.
  7. Сулимова, Т. Технологии урегулирования конфликтов / Т. Сулимова // Социальная политика и социальное партнерство. – 2011. – № 9.– С. 24-32.
  8. Фесенко О.П., Практикум по конфликтологии или Учимся разрешать конфликты (для студентов всех направлений подготовки) /О.П. Фесенко, С.В. Колесникова. – М., 2014.


Все статьи автора «Берсенева Надежда Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: