До недавнего времени профессиональное обучение строилось на формировании у студентов знаний, умений и навыков. При этом никак не учитывалась динамичность социально-экономических, социально-трудовых, политических процессов, постоянно предъявляющих новые требования к профессиональной подготовке.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 956 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриат)» определены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы в результате освоения учебной программы. Процесс изучения дисциплины «Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира» направлен на формирование у студентов таких профессиональных компетенций как научно-исследовательская, информационно-аналитическая, проектная, организационно-педагогичес-кая деятельность. Особое значение в рамках изучаемой дисциплины приобретают навыки и умения студента:
● определять необходимые методы урегулирования конфликтов и поддержания мира;
● анализировать конфликтные ситуации в организациях;
● давать экспертные заключения о конфликтогенном потенциале организации;
● получать информацию о состоянии организации с использованием методов прикладных исследований, разрабатывать технологии разрешения корпоративных, социально-трудовых, этнических конфликтов и других видов;
● минимизировать конфликтогенный потенциал тактических и стратегических решений в управлении.
При изучении учебной дисциплины «Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира» преподаватели конфликтологии столкнулись с серьёзной проблемой: большинство учебников и учебных пособий «морально устарело», вступило в явное противоречие с духом современной науки и учебной практики. В основном авторы ограничиваются анализом истории становления конфликтологии и недостаточно уделяют внимание теории и практике моделирования анализа конфликтов. Изложение теоретического материала в них сводится к объяснению буквального значения термина «конфликт» и обзором различных точек зрения на природу конфликта. Технологиям урегулирования конфликтов не уделяется достаточного внимания либо их существование полностью игнорируется. В лучшем случае авторы ограничиваются перечислением непонятно откуда заимствованных методов разрешения конфликта или предлагают без какого-либо обоснования тесты или опросники. Практически не представлены фундаментальные исследования по выяснению глубинных связей конфликтологии с такими общенаучными теориями, как теория систем, системная динамика, теория графов, теория игр и теория социальных сетей. Без таких знаний студентам сложно представить «технологию урегулирования» как теорию, основанную на моделировании и анализе конфликта на основе современных теорий, концепций и положений; методы, средства и способы урегулирования конфликта. Дисциплина «Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира» должна занять достойное место в общем курсе конфликтологии. Ее изучение даст студенту четкие представления и навыки структурного, динамического, теоретико-игрового и диалектического моделирования и анализа конфликтов.
Отечественные специалисты внесли существенный вклад в обоснование практических технологий моделирования и анализа конфликтов, ведения переговоров и осуществления посредничества. Среди изданных ими учебной литературы выделяется пособие Светлова В.А. «Введение в конфликтологию» (2015 г.), в котором представлена теория и практика моделирования, анализа и управление конфликтами, обобщающая опыт ведущих мировых школ. Следует отметить, что данное пособие имеет гриф Российской академии образования и рекомендовано для обучения бакалавров, магистров и аспирантов, специализирующихся в области конфликтологии.
В третьей главе учебного пособия исследуются динамические свойства конфликта [6]. По утверждению автора, «Структурная модель конфликта дают полную информацию о его базисных свойствах, методах анализа конфликтных ситуаций, но оставляют без прямого ответа вопрос о самых интересных и одновременно сложнейших вопросах о динамических свойствах конфликта и соответствующих методах их исследования» [6, C. 266]. Именно динамическая модель конфликта дает ответ на вышеизложенный вопрос. Структурная и динамическая модель конфликта взаимозависимы в развитии, поэтому они рассматриваются в ходе анализа конфликта одновременно.
Соответствующая модель конфликта строится на основе четырех «золотых» правил моделирования динамических систем. Как показывает анализ научной литературы, данная методика является первой не только в отечественной, но и в мировой литературе исследование. Автором доказывается, что с динамической точки зрения возможны только три вида конфликтного состояния и столько же видов бесконфликтного состояния. В ходе моделирования и анализа конфликта студенты подтверждают данное положение динамических систем. Анализируя динамические свойства конфликтных и бесконфликтных систем на основе универсальной моделей конфликта студенты приходят к следующему выводу: что при определенных условиях конфликты могут способствовать стабильному развитию системы (стабилизирующие конфликты) и, наоборот, также при определенных условиях отсутствие конфликтов (синергизм и антагонизм системы, достигшие определенного критического уровня) также приводит к разрушению системы.
Динамический метод анализа конфликта включает в себя динамику образования коалиций в триадах. Интерес к образованию коалиций в триадах вызван в основном тем, что данные процессы достаточно сильно распространены в социальной жизни. По мнению американского социолога Теодора Кэплоу, триада представляет «одно из самых известных веяний в человеческой практике… Триады – строительные блоки, из которых создаются все социальные организации» [6, С. 276].
В настоящее время изменился подход к оценке результатов освоения теоретического курса: диагностика профессиональных качеств личности студентов, в частности, к оценке сформированности профессиональной компетенции, которая основывается на результатах индивидуальных заданий, самостоятельной работы и др.
Предлагаемый курс включает как теоретическую, так и практическую часть, позволяющих дать студентам представления о природе конфликта, его структуре, динамике и технологиях конструктивного урегулирования конфликтов.
В соответствии с требованиями к написанию курсовой и бакалаврской работы студент в практической части работы должен проанализировать конфликт на конкретном примере на основе выбранного метода моделирования и анализа конфликта.
Например: тема курсовой работы ««Профилактика и урегулирование межличностных конфликтов в педагогическом коллективе» (практическая часть работы) включает:
● описание территориальных и временных рамок конфликта;
● неформальный анализ объекта и предмета конфликта, его субъектов и причин;
● конструирование структурной модели конфликта и анализ структурных паттернов решения:
● конструирование динамической модели конфликта и анализ динамических паттернов решения;
● методы, средства и способы по предупреждению и урегулированию межличностного конфликта в педагогическом коллективе.
В процессе освоения профессиональных компетенций при изучении дисциплины «Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира» особое внимание необходимо уделять технологическому моделированию конфликта на основе современных теорий, концепций, теории сложности и логики; экспертным заключениям о конфликтогенном потенциале организации; методам, способам и средствам его урегулирования.
Несмотря на сложность рассматриваемого теоретического и практического материала по моделированию и анализу конфликта, студенты в полном объеме с понимаем и интересом осваивают данный курс.
Библиографический список
- Анцупов А. Я. Конфликтология: новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ЭКСМО, 2010. – 510 с.: ил. – (Психологическое образование). – Библиогр.: С. 468-480.
- Баданина Л. П. Основы общей конфликтологии: уч. Пособие /Л.П. Баданина – М: Флинта, 2012.
- Гришина Н.В. Психология конфликта: учебник / Н.В. Гришина – СПб: Питер, 2011. – 464 с.
- Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учебник / Г.И. Козырев – М.: Владос, 2010. – 176 с.
- Кирхлер Э. Принятие решений в организациях: переводное издание / Э. Кирхлер, А. Шротт. – 2-е изд., испр. – Харьков: Гуманит. Центр, 2009. – 174 с.
- Светлов В.А. Введение в конфликтологию: уч. пособие / В.А. Светлов. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2015. – 528 с.
- Сулимова, Т. Технологии урегулирования конфликтов / Т. Сулимова // Социальная политика и социальное партнерство. – 2011. – № 9.– С. 24-32.
- Фесенко О.П., Практикум по конфликтологии или Учимся разрешать конфликты (для студентов всех направлений подготовки) /О.П. Фесенко, С.В. Колесникова. – М., 2014.
Количество просмотров публикации: Please wait