УДК 316.3

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ

Файзуллина Юлия Гамировна
Ульяновский государственный технический университет

Аннотация
Незаметно для нас происходит изменение общества. Оно приобретает потребительский характер. Данная статья посвящена выявлению характерных черт этого общества и более подробному рассмотрению его интересов, приоритетов и способов жизнедеятельности.

Ключевые слова: знакопотребление, индивидуальность, искусственный мир, персонализация, потребление, современное общество, уникальность, человек-товар


THE CHARACTERISTIC FEATURES OF A CONSUMER SOCIETY

Faizullina Julia Gamirovna
Ulyanovsk state technical University

Abstract
There is a change in society unbeknownst to us. It purchases consumer character. This article focuses on the characteristic features of this society, and a more detailed consideration of its interests, priorities and ways of life.

Keywords: artificial world, consumption, modern society, person-product, personality, personalization, the consumption of signs, the uniqueness


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Файзуллина Ю.Г. Характерные черты общества потребления // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/10/5993 (дата обращения: 28.10.2023).

С появлением Интернета произошли кардинальные изменения в социальной жизни. Упростился поиск информации: на интересующие вопросы Интернет с легкостью дает нам ответы. Теперь нет необходимости идти в библиотеку, покупать газеты, спрашивать совета у других, когда есть Он. Но лишь у единиц возникает вопрос: «Действительно ли то, что сказано в Интернете, является правдой?». У большинства, в основном у молодого поколения людей, отсутствует критическая оценка усваиваемого знания. Мы потребляем информацию, но не анализируем, не преобразовываем и не совершенствуем ее.

Мысль – составляющая разума. Когда в нашем сознании не протекают рефлексивные процессы, разум утрачивает свое предназначение. Не мыслить, воспринимать информацию некритически – значит не развиваться, деградировать. За нас думают другие. Они создают новые идеи, воплощают их и представляют нам в виде различных услуг и товаров. Нам остается лишь их потреблять, покупать, приобретать [1, c. 5]. Такова сущность общества потребления. Пассивность, незаинтересованность, наивность, страх, неуверенность, отсутствие индивидуальности – характерные черты общества потребления.

Немецкий философ Эрих Фромм четко определил роль человека в потребительском обществе: «Человек превратился в товар и рассматривает свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить. Если он в этом преуспел, то жизнь его имеет смысл, а если нет – он неудачник. Его ценность определяется спросом, а не его человеческими достоинствами: добротой, умом, артистическими способностями» [2, c. 193]. Действительно, размышляя о человеке, мы зачастую обращаем внимание, в первую очередь, на его состояние, занимаемую должность, на то, сколько у него особняков, автомобилей; интересуемся тем, как он проводит свое свободное время, что предпочитает в еде, какую одежду носит. Неужели нам необходимо это знать? Ведь человек – это не совокупность вещей, техники и еды. Человек – необыкновенно сложное живое существо, которое обладает индивидуальным характером, отличительными качествами, манерами поведения, имеет собственное мнение и собственный взгляд на мир. Можно сказать, что общество потребления отодвигает себя на шаг назад, уступая место искусственному миру, миру техники и вещей,  который был придуман им самим же. Следовательно, человек расценивает себя ниже, чем этот мир.

Всеми известное и довольно очевидное знание, что человек является  существом уникальным и неповторимым, обретает в современном потребительском обществе особую значимость. Человек стремится выделиться, указать на свою индивидуальность, отличительность, проявляет заботу о собственном теле [4, с. 873]. Он совершает эту работу над собой, чтобы обрести себя или найти себя. Такой процесс Жан Бодрийяр называет персонализацией. В качестве аргумента он использует высказывания двух незнакомых друг с другом девушек. Первая считает, что выделить ее индивидуальность может «мерседес-бенц», а вторая считает  – прядь волос, который благодаря осветляющему шампуню сделал ее настоящей, иными словами сделал ее самой собой.  Однако в этой системе вещей Бодрийяр замечает разногласие: «Если кто-то есть, может ли он «найти» свою личность? И где находитесь вы, пока эта персональное вас ищет?». Идея «персонализоваться в личность» приводит французского мыслителя к мысли, что никого и нет, что личность отсутствует и, вообще, мертва [3, c. 82].  Но эта утерянная личность продолжает обретать себя с помощью знаков, своих отличий, чтобы воссоздать индивидуальность.

Общество 20 века и общество 21 века имеют резкие отличительные черты. Кажется, что разница во времени небольшая, однако принципы, мировоззрения, идеалы двух обществ кардинально разные. Представители общества потребления все больше поклоняются деньгам, верят, что именно они помогут обрести счастье, уважение и власть перед другими. Люди перестают ценить в человеке его способности, таланты, а также снимают с себя полную ответственность за создание новых идей.


Библиографический список
  1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Республика, 2006.
  2. Фромм Э. Психоанализ и этика. Минск, 2006.
  3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Республика, 2006.
  4. Балаклеец Н.А. Тело, власть и трансгрессия: концепция органопроекции Э. Каппа и ее современные рецепции // Философия и культура. – 2015. – № 6. – С. 866-874. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.6.15070 


Все статьи автора «Юлия Файзуллина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: