Введение федеральных государственных стандартов нового поколения является одним из важнейших преобразований в системе образования, продиктованные необходимостью подготовки школьников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Меняется не только сама система школьного образования, но а так же профессиональные компетенции учителя и конечно подходы к построению урока.
В 2011-2012 учебном году были приняты ФГОС второго поколения в начальной школе, а на сегодняшний день и в 5 классе. В данном ракурсе мы должны научить ребенка не только писать, читать, но как известно в рамках ФГОС ученик должен освоить две группы умений. Группа УУД включает в себя навыки решения творческих задач, навыки поиска, интерпретации и анализа полученной информации, то есть те самые навыки, которые составляют основу учиться.
Еще одна группа умений основана на формирование учебной мотивации к обучению, помощи им в организации и саморазвитии. Но каким образом все это возможно воплотить в жизнь?
Опираясь на школьную практику, мы можем судить об эффективности нашей деятельности начиная с результата конкретного урока.
Из курса педагогики, мы знаем, что еще в 17 в. Ян Амос Коменский разработал классно- урочно- предметную систему. На сегодняшний день. Урок по-прежнему остаётся основной формой организации учебного процесса. Но как сделать, чтобы урок не только обогащал учащихся званиями, но и вызывал интерес, увлеченность, формировал их творческое сознание?
Одним из важнейших факторов построения такого урока будет является системно – деятельностный подход, который в свою очередь является основой стандартов начального общего образования нового поколения.
Поэтому при проектировании и подготовке к современному уроку в рамках ФГОС необходимо обратить внимание на следующие моменты:
Прежде всего это роль учителя в учебном процессе, так как при деятельностном подходе учитель является организатором деятельности детей. Учебное сотрудничество надо организовать так, чтобы ученик выступал как субъект. В таком случае меняется и роль ученика. На таких уроках он сам учится и учит других. Для этого необходимо уделять особое внимание работе учащихся в парах, в группах постоянного и сменного состава.
Еще одним важным фактором успешного планирования урока является корректное целеполагание.
То есть цель урока должна быть тщательно продуманна. Владея приёмами целеполагания, можно грамотно подвести ученика к цели. Приёмами могут выступать:
- тема – вопрос;
- включение проблемной ситуации;
- индуктивный метод работы с правилом;
- метод исключения;
- домысливание необходимой информации;
- подводящий к цели диалог.
В практике замечено, чем ярче приём, тем цель будет актуальней, она не будет навязана учителем, а наоборот будет исходить от классного коллектива.
При постановки цели, как пример, можно привести следующие задания: разгадать кроссворд, ребус, загадку; можно показать детям картинки по теме, для того что бы они предположили тему урока; предложить детям продолжить историю, рассказ; а так же для целеполагания можно использовать поговорки и пословицы. Верно на этапе целеполагания учитывать позиции учеников и свои собственные. Поскольку на этом этапе прогнозируются результаты, то работа должна быть выстроена таким образом, чтобы учащиеся осознавали какую цель мы должны будем достигнуть в течении всего урока.
Для этого после формулирования цели, классу необходимо прописать проблему на доске, а затем учащиеся продумывают каким образом возможно решить данную проблему. Планируем необходимые действия, фиксируем их на доске, чтобы можно было видеть путь, ведущий к результату. В современных условиях можно использовать ИКТ для облегчения этой задачи.
И так как я работаю учителем иностранного языка, конкретно рассмотрим следующий пример из моей практики: ученикам на этапе открытия нового знания необходимо выявить конструкцию с помощью которой они смогут составлять предложения о том, что, где находиться. Данную проблему мы фиксируем на доске. В английском языке это конструкции There is и There are. На экране мы предлагаем учащимся два предложения и соответствующие каждому предложению картинки:
- There is a desk in the classroom.
- There are two desks in the classroom.
Цель учащегося в этом случае заключается в том, что бы выявить конструкцию с помощью которой можно описать расположение чего либо в определенном пространстве. Для этого мы предлагаем им следующий алгоритм:
- прочитать оба предложения;
- перевести предложения начиная с конца;
- определить в каком предложении используется существительное единственного, а в каком существительное множественного числа;
Так как к 4 классу, учащиеся уже знакомы с понятием множественного и единственного числа имени существительного в английском языке, то они смогут легко распознать данную конструкцию и правильно ее обозначить.
В данном случае цель для детей понятна и диагностируема.
Рассматривая факторы успешного планирования урока, необходимо сделать акцент на учебной проблеме.
Особенно это важно на этапах рефлексии и самооценки. Система оценивания может быть основана как на самооценке, так и на оценке соседа по парте, оценке данной в группе, паре в которой работал учащийся. Примером макета для оценивания может послужить пирамидка, матрешка, домик, изображение имеющее определенную градацию. При выполнении задания, учащиеся закрашивают одну из частей предложенной фигуры определенным светом, прописанным либо на доске, либо на хэндауте, либо это возможный слайд презентации.
В этом случае рефлексия помогает не только развитию навыка оценивания, но, а также закреплению полученного в течении учебного процесса результата.
Помимо письменной рефлексии, необходимо так же использовать и устную, для чего можно использовать следующие вопросы:
Была ли достигнута поставленная цель?
- Что нового мы узнали на уроке?
- Какой момент урока вам понравился?
- Что было для вас сложным?
- Как можно преодолеть эту трудность;
- Достиг ли ТЫ поставленной цели?
В результате ученик, отвечая на поставленные вопросы оценивает свою деятельность, и в конечном итоге превращается из объекта обучения в субъект.
Итак, рациональное планирование урока в рамках ФГОС приведет к следующим результатам:
Прежде всего учащиеся стараются определить и самостоятельно решить учебную задачу, обратившись к учебнику, к справочной, энциклопедической литературе, словарям, к средствам информационных технологий. В результате такой деятельности успешно формируются информационные компетенции учащихся.
Ребята учатся выстраивать алгоритм своих действий и работать по нему.
В ходе рефлексивной беседы в конце урока – анализировать свою деятельность.
Считаю, что работа по новым ФГОС даёт возможность сформировать у учащихся более осознанное восприятие учебного материала, ученики при таком обучении анализируют не только результаты своей деятельности, но и способы учебной деятельности. Учитель в процессе работы даёт оценку своей деятельности и выявляет собственные дефициты.